Тьерри Мейсан: Будет ли война между Ираном и Израилем (16.05.2018)

В отношении российско-американского конфликта мнения наблюдателей расходятся, и каждый из них желает победы тому, кого он поддерживает. Однако Москва не стремится кого-то победить, она всего лишь пытается установить на Ближнем Востоке мир. Именно поэтому она выступает против нападок Ирана на Израиль, как она выступала против нападения Израиля на Иран в 2008 г.

В ночь с 29 на 30 апреля 2018 г. Израиль нанёс по двум сирийским военным базам ракетные удары, причинив значительный ущерб.

Удивительным в этой операции является то, что данные российских радаров не были переданы сирийским военным. Поэтому последние не могли перехватить израильские ракеты.

Оказалось, что этой атакой предусматривался вывод из строя не только сирийских, но и иранских объектов, расположенных на сирийских базах.

Иран, в силу заключённого еще до начала войны договора, пришёл на помощь Сирии сразу после начала иностранной агрессии в 2011 г. Без его помощи Сирия была бы побеждена, республика свергнута, и к власти пришли бы Братья-мусульмане. В сентябре 2015 г. на помощь Сирии приходит Россия, в военном отношении гораздо более сильная. Российские ВКС с помощью проникающих бомб уничтожили подземные фортификационные сооружения, выстроенные НАТО и французской компанией Lafarge, что позволило Сирийской арабской армии отвоевать захваченные территории.

Но сегодня цели Ирана и России расходятся.

Иранско-российское несогласие

Россия намерена искоренить джихадистов и установить в регионе мир. Кроме того, она надеется восстановить исторические связи православной культуры с Дамаском, считающимся колыбелью христианства, что было провозглашено ещё Екатериной Великой в XVIII веке.

Все три ветви власти в Иране разделены. С одной стороны – Стражи Революции, с другой – президент Рохани, а Верховный лидер Хаменеи их примиряет. Стражи Революции – это элитное подразделение, не входящее в состав регулярной армии. Они подчинены Верховному лидеру, тогда как армия подчинена президенту Исламской республики. Они ставят целью освободить Средний Восток от англосаксонского империализма. По всему миру они защищают шиитов, и рассчитывают, что шииты придут на помощь Ирану. Шииты проживают в Йемене, Ираке, Сирии и Ливане.

Президент Хассан Рохани пытается вывести страну из политической изоляции, в которую её ввергла революция имама Хомейни. Он намерен развивать международную торговлю и восстановить статус региональной державы, каким страна обладала при шахе.

Аятолла Али Хаменеи идеологически близок к Стражам Революции и пытается, поддерживая баланс между двумя ветвями власти, обеспечить единство страны. Однако чем больше между ними разногласий, тем эта задача труднее. Бывший президент Махмуд Ахмадинежад (вышедший из Стражей Революции) и его вице-президент Хамид Бегаи Советом стражей конституции были объявлены «плохими мусульманами». Первому недавно объявлен домашний арест, а второго закрытым судом приговорили к 15 годам тюремного заключения.

После убийства командующего силами Хезболлы Джихада Мугния (сын Имада Мугния) и офицеров Стражей Революции в январе 2015 г. на демаркационной линии в Голанах , всё свидетельствует о том, что Иран намерен разместить на юге Сирии свои военные базы. По-видимому, планируется нанести по Израилю координированные удары из Газы, Ливана и Сирии.

Израиль пытается предупредить эти удары, а Россия отказывается взять на себя поручительство.

Эволюция политических взглядов

Россия считает Израиль международно признанным государством, более одного миллиона граждан которого являются выходцами бывшего СССР. Он имеет право на защиту независимо от вопроса, связанного с кражей земель и существующим режимом апартеида.

А Иран не признаёт Израиль в качестве государства. По его мнению, это незаконное образование, оккупировавшее Палестину и угнетающее коренных жителей. Так что борьба против него законна. На этом основании Исламская республика выходит за пределы теории своего основателя. По имаму Хомейни Израиль является всего лишь инструментом для двух колониальных держав, каковыми являются Соединённые Штаты («Большой Сатана») и Соединённое Королевство. В последнее время риторика Ирана по Палестине стала особенно неопределённой, в ней политические аргументы переплетены с религиозными, и используются антисемитские стереотипы.

Последние три года Израиль активно призывает Россию отговорить Иран от размещения военных баз ближе 50 километров от демаркационной линии. Вначале Россия заявляла, что Иран выиграл войну в Сирии, а Израиль проиграл её. Следовательно, Тель-Авив не имеет права что-либо требовать. А теперь, когда война близится к концу, российская позиция меняется, и Ирану не положено создавать новый конфликт.

Руководствуясь теми же соображениями, Россия в 2008 г. нанесла удары по двум аэродромам в Грузии, на которых базировались силы Цахала. Тогда удалось предотвратить атаку Тель-Авива на Иран. А сегодня Россия намерена предотвратить атаку Ирана на Израиль.

Позиция Сирии

Для Сирии Израиль – это враг, незаконно оккупировавший Голаны. За время войны он фактически поддерживал джихадистов и нанёс по стране более сотни бомбовых ударов.

Однако иранский проект вовсе не приветствуется. Как и Москва, Дамаск не ставит под сомнение законность еврейского государства, но выступает против исключения палестинцев. И главное, что Сирийская Арабская республика ищет мира со своим соседом, а не стремится к конфронтации с ним. Оба президента, и Хафез, и Башар аль-Ассад, пытались договориться, в частности с президентом Биллом Клинтоном, но всё напрасно.

Всем известно, что израильская армия безусловно поддерживается Соединёнными Штатами, и что атаковать Израиль – значит атаковать Вашингтон. Так что Сирия после семи лет опустошительной иностранной агрессии не может встать на этот путь, даже если бы этого захотела.

Так что Дамаск, кроме разрешения Ирану разместить на своей территории базы, дальше не пойдёт.

Ирано-американские отношения

Приближающийся конец войны не только усиливает напряжённость, он сказывается и на соглашении 5+1 с Ираном. Соединённые Штаты, скорее всего, не собираются выступать его гарантом.

Впрочем, это многостороннее соглашение совсем не то, что о нём пишут. Текст, подписанный 14 июля 2015 г. абсолютно идентичен тому, что обсуждался 4 апреля. Вашингтон и Тегеран в течение четырёх месяцев тет-а-тет обсуждали двусторонние секретные статьи, содержание которых никому не известно.

Однако нетрудно видеть, что после заключения секретных статей американские и иранские войска, присутствующие повсюду на Ближнем Востоке, теперь не входят в прямое столкновение.

Публичная часть сделки касается ядерной программы Ирана на, по меньшей мере, десятилетний период, снятия с Ирана международных санкций и усиления контроля со стороны МАГАТЭ. Данная сделка является катастрофой для Ирана, который вынужден даже закрыть факультет ядерной физики. Тем не менее, он её подписал в надежде на снятие санкций, которые наносят большой ущерб его экономике. Но как только эти санкции были сняты, сразу же были наложены другие (под предлогом разработки ракет). Уровень жизни в Иране продолжает падать.

Вопреки распространённому мнению, Исламская республика прекратила разработку атомного оружия ещё в 1988 г., потому что имам Хомейни убедил всех, что оружие массового уничтожения противоречит исламу. Тем не менее, республика продолжала свою программу мирного использования атомной энергии, а также вела исследования по разработке тактического оружия. Сегодня только те, кто продолжает идти по стопам шаха, то есть команда президента Рохани, выступают за возобновление ядерной программы. Но они этого не сделают ввиду своих прекрасных отношений с Вашингтоном.

В настоящее время в Женеве проходит подготовительная встреча по созыву Всемирной конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия. Иран и Россия выступают за решение, по которому весь Средний Восток будет объявлен «безъядерной зоной». Но Израиль, Саудовская Аравия и Запад это решение не поддерживают.

А агрессию, которую Тегеран грозит осуществить с территории Сирии, скорее всего, следует расценивать как средство давления в дополнение к секретным статьям соглашения 5+1.

В ответ на выход США из соглашения по иранской ядерной программе и израильские бомбардировки иранские Стражи Революции нанесли со своих сирийских баз удары по оккупированным Голанам. Знаменует ли это начало новой войны или речь идёт об операции, связанной с внутриполитическими событиями в Иране?



8 мая 2018 г. Дональд Трамп раньше, чем было предусмотрено, объявил о выходе США из многостороннего соглашения по иранской ядерной программе (СВПД) и, следовательно, из секретной двусторонней сделки с Тегераном.

Секретной частью двусторонней сделки с Тегераном предусматривался раздел Ближнего Востока. Пока эта сделка действовала, американские и иранские войска не раз пересекались на полях сражений по всему Ближнему Востоку, но в конфронтацию никогда не вступали. Теперь этому наступил конец.

Тегеран по выбору может атаковать как американцев, так и израильтян. Генерал Касем Солеймани выбрал сирийские Голаны, незаконно оккупированные Израилем.

Утром 10 мая около 0 час. 30 мин. силы Аль-Кодс – элитного подразделения Корпуса Стражей исламской революции из своих баз, расположенных на территории Сирии, нанесли удары по Израилю. Израиль – это арсенал Пентагона в регионе (объекты 51, 53, 55 и 56). Еврейское государство ответило непропорционально, выпустив более 70 ракет по иранским объектам в Сирии и сирийским системам ПВО.

Иранская операция была ответом на израильскую атаку в ночь с 29 на 30 апреля на базы Стражей революции. В эту ночь сирийская ПВО бездействовала из-за отсутствия данных российских радаров. Тем не менее, многие израильских ракеты были сбиты.

В течение нескольких часов сирийские ПВО отражали удары израильских ракет. И если иранские атаки перехватывались Железным куполом и никакого ущерба Израилю не причинили, то иранские наступательные силы и сирийские силы ПВО понесли потери.

Этот эпизод произошёл как раз после визита Биньямина Нетаньяху в Москву. Израильский Премьер-министр заявил российской стороне, что Израиль не допустит атак из Газы, Ливана и Сирии. Как я уже говорил в предыдущей статье, Россия считает израильскую точку зрения оправданной.

Дамаск и Москва оказались в ловушке из-за их альянса с Тегераном. Хотя оба признательны Стражам Революции за спасение Сирийской Арабской Республики в начале войны, сегодня они оказались втянуты в чуждый для них конфликт: обе страны признают Израиль в качестве государства, а Исламская Республика Иран нет.

Парадоксально, что данную ситуацию предвидел Белый Дом. Дональд Трамп, по мнению которого региональный мир возможен лишь в случае, если каждый признает собственные поражения, утверждает, что опасность исходит именно от Ирана, который не признаёт Израиль в качестве государства. Именно для того, чтобы все игроки принимали реальность такой, какой она есть, он решил перенести американское посольство в Иерусалим.

Уже утром на конференции по безопасности в Герцлии израильский министр Обороны Авигдор Либерман мог на законном основании похвастаться тем, что защитил свою страну и нанёс потери противникам. Он также не упустил случая напомнить, что Израиль – это страна, которую принимают одинаково как в Кремле, так и в Белом Доме. При этом он ясно дал понять, что этот поворот событий вынудит американские войска остаться на сирийской территории, и Россия должна принять это к сведению.

Израиль пытается оказать давление на Сирию, чтобы она контролировала иранские силы на своей территории, подобно тому, как он требовал от ливанского правительства контролировать Хезболлу.

Однако Ливан на это так и не пошёл, и Хезболла сегодня является одновременно главной военной организацией, причём гораздо более сильной, чем национальная армия, и политической, что было подтверждено на парламентских выборах 6 мая. Конечно, Сирия остаётся полноценным государством, чего не скажешь о Ливане. Но иранцы не интегрированы с арабским населением, тогда как Хезболла является^p^p частью ливанского народа. Так что к такому подобию следует отнестись осторожно.

С российской точки зрения внедрение Стражей Революции среди шиитского населения в Йемене, Саудовской Аравии, Ираке, Сирии и Ливане сравнимо с размещением российских военных, защищающих российских граждан в Приднестровье, Абхазии, Осетии и Украине. Но их присутствие в Газе, где они возглавляют исламский джихад и группировки Хамас, не может быть оправдано путём аналогии, не говоря уже об их внедрении в Африке и Латинской Америке.

Кроме того, если бы Москва потребовала от Тегерана вывести свои войска из Сирии, ей потребовалось встать на их место или предоставить это сделать Анкаре. Выход Ирана касался бы не только Стражей Революции, но и их вспомогательных сил – иракских и афганских шиитских вооружённых отрядов. В свою очередь, это вынудило бы Хезболлу сделать свой выбор.

Для Сирии задача не из простых. Никто не думает выпроводить достойных союзников, но и позволить им развязать с Израилем новый конфликт тоже никто не хочет.

Возникает вопрос, почему Стражи Революции предприняли подобную инициативу, хотя раньше действовали по указаниям Высшего руководителя Али Хаменеи. Иначе говоря, следует ли интерпретировать эти события как реальную угрозу Тель-Авиву и Вашингтону или как внутриполитическую игру Ирана?

Действительно, после выхода США из соглашения президент Хассан Рохани выступил по телевидению и заявил, что СВПД является многосторонним соглашением, и оно не может быть пересмотрено одной стороной. Он старался убедить своих сограждан, что страна подготовилась к этой ситуации и что она не скажется на уровне жизни населения. Но ему не поверили. За один день иранская валюта обвалилась почти на треть.

В свою очередь Высший руководитель Али Хаменеи в своём выступлении проклинал Дональда Трампа, давая понять, что на страну обрушилась настоящая катастрофа. Кроме того, он выразил сомнение в том, что Европа будет сопротивляться США, и что она тоже выйдет из договора.

Пока европейские компании ждут, каковы будут позиции их правительств. Тем не менее, все готовы к тому, что инвестиции будут потеряны, как это уже было при объявлении первых санкций.

В общем, пока США не сделали военных заключений по выходу из СВПД, Иран обеспечил себе свободу манёвра. Нанесение ударов по Израилю было ответом президенту Трампу. Не исключено, что Иран и далее будет оказывать давление в Сирии или в других местах, пока Вашингтон не сядет за стол переговоров.


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
16.05.2018

Тьерри Мейсан
Источник: http://www.voltairenet.org/article201040.html




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта