Кирилл Сенин: Цены на бензин обвалили рейтинг Макрона во Франции (21.11.2018)

На несколько дней практически вся Франция оказалась охвачена протестами. Их участники выступают против планов правительства поднять налоги на автомобильное топливо. Итог манифестаций — десятки задержанных, один погибший и отсутствие у Елисейского дворца планов отказаться от новых сборов. В том, почему нынешние волнения — не только логичный протест потребителей против повышения цен, но и «звоночек» для президента, разбирались «Известия».
Есть пострадавшие
Волна протестов против планируемого с будущего года повышения налога на автомобильное топливо прокатилась в минувшие выходные по всей Франции. Акции противников этого ожидаемо непопулярного шага правительства президента Эммануэля Макрона проходили в Париже, где граждане устраивали митинги на кольцевой дороге, в Тулузе, Марселе, Нормандии, Бретани и других провинциях страны. Только по официальным данным МВД, всего состоялось более 2 тыс. манифестаций, число их участников превысило 300 тыс.

Протестное движение gilets jaunes — «желтые жилеты» — против планируемого повышения налога на автомобильное топливо. Валанс, Франция, 19 ноября 2018 года
Протестное движение, организация которого велась в основном через социальные сети, получило название gilets jaunes — «желтые жилеты» — по названию предмета экипировки, который, согласно французским законам, всегда должен находиться в салоне у водителя. Поводом для выступлений стали планы Елисейского дворца поднять с будущего года налоги на дизельное топливо и бензин на 6,5 и 2,9 евроцента соответственно. При этом французский минтранс к 2022 году планирует и вовсе уравнять пошлины на топливо, доведя размер налога до 78 евроцентов за литр.
Составляющие протеста
Подобные перспективы явно не могли оставить равнодушными французов, которые сталкиваются с непрерывным ростом цен на АЗС. В прошлом году цены на дизель и бензин во Франции выросли на 23 и 15% соответственно. В этом году ценники на заправках тоже приходится постоянно менять — и процесс этот носил почти непрерывный характер, пока рост мировых цен на нефть не приостановился в конце осени, а затем стоимость барреля на рынке и вовсе пошла вниз. Впрочем, цена нефти во Франции, как и во многих других странах, не является важнейшим фактором, определяющим стоимость нефтепродуктов — до 60% их стоимости приходится как раз на различные пошлины и сборы.

Трасса, заблокированная протестующими против повышения цен на топливо. Тулуза, Франция, 17 ноября 2018 года
Помимо собственно топливного налога французам приходится мириться с введенным в 2014 году при президенте Франсуа Олланде «налогом на углероды», призванным сократить выбросы парниковых газов, вырабатываемых в том числе двигателями внутреннего сгорания в атмосферу. Этот сбор тоже учитывается в цене топлива на заправке, а стало быть, как минимум частично перекладывается на плечи потребителей. Если в нынешнем году он составляет €39 за тонну СО2, то в будущем году должен вырасти до €47,5, а к 2030-му — до €100. По задумке властей поступления от «углеродного налога» должны идти на разработку новых возобновляемых источников энергии. Цель, безусловно, благая, однако для большинства конечных потребителей удар по собственным финансам гораздо ощутимее, чем решение глобальных, а потому несколько абстрактных экологических задач.
По оценкам национальной федерации нефтяников UFIP, розничные цены на автомобильный бензин с начала этого года выросли на 5% и сейчас составляют в среднем €1,47 за литр. Цена дизеля увеличилась сразу на 16% и достигла в среднем €1,48. Кстати, рост цен на «тяжелое топливо» может оказаться весьма болезненным именно для французов. В свое время правительство субсидировало производство и покупку солярки, и на дизельные машины приходилось три четверти от всего французского автопарка. Сейчас доля машин на дизеле опустилась ниже 40%, однако этот показатель всё равно остается достаточно внушительным.

Протестующие организовывают группы в соцсетях, призывающие блокировать дороги, доступы в аэропорты и т.д. Тулуза, Франция
Налог на рейтинг
Грядущее повышение топливных сборов и акции протеста явно не добавят популярности французскому правительству во главе с президентом. Как отмечает Bloomberg, из-за акций протеста Макрон «оказался в деликатном положении: движение, накал которого он стремится пригасить, из требования снизить налоги на бензин превратилось в не имеющий четких границ поток негатива, связанного с высоким уровнем безработицы и сложностями, с которыми французы сталкиваются в попытке свести концы с концами».
По сути, протесты против подорожания топлива являются «эхом недовольства на фоне ощущаемого французами снижения покупательной способности и растущей неудовлетворенности деятельностью Макрона, которого некоторые считают человеком, не учитывающим интересы обычных людей», отмечает Reuters. Популярность Макрона, которого, как напоминает агентство, политические оппоненты считают «президентом богачей», в том числе после отмены налога на крупные состояния, «упала до новой рекордно низкой отметки — 21%».

Президент Франции Эммануэль Макрон
Проверили на прочность
Нынешнюю волну выступлений можно считать самым серьезным внутриполитическим испытанием для Макрона за все полтора года его президентства. Особых проблем его правительству не доставили ни демонстрации, прошедшие после реформ по либерализации рынка труда, которые кабинет провел вскоре после победных для него выборов в мае 2017 года, ни забастовки железнодорожников весной прошлого года.
Еще одной «проверкой на прочность» для президента могут стать акции, к которым готовятся работники системы здравоохранения страны. В частности, недовольство высказывают медсестры, критикующие план властей по созданию порядка 4 тыс. новых вакансий ассистентов врачей, которым предстоит освободить докторов от части административных функций. На эту программу Елисейский дворец планирует потратить €3,4 млрд к 2022 году. Профсоюзы медсестер такую инициативу называют «настоящей провокацией», считая, что деньги лучше потратить на «создание рабочих мест в домах престарелых, где условия работы ужасны», отмечает Le Figaro.
Держитесь правее
Эммануэль Макрон пока старается оставаться немного в стороне от ситуации с протестами, предоставляя право «отдуваться» своим министрам. После завершения основных акций глава государства лишь кратко пообещал, что даст им оценку в подходящее время. Очевидно, у главы государства пока нет готового рецепта для урегулирования ситуации, который позволил бы непопулярному президенту, с одной стороны, не отступаться от собственных фискальных планов, а с другой — адекватно отреагировать на чаяния избирателей.

Ситуация для Макрона может оказаться почти патовой, полагает европейская версия портала Politico. «Отказ от планов по налогу на топливо способен в краткосрочной перспективе избавить Макрона от ущерба, — отмечает издание. — Однако в результате в бюджете Франции возникнет зияющая дыра, а протестующие лишь укрепят свои позиции. Кроме того, отказ (правительства) от своих планов может стать поводом для раздражения в рядах борцов за экологию, которых уже обхаживают левоцентристские силы».Своеобразным мерилом эффективности работы Эммануэля Макрона на высшем государственном посту обещают стать предстоящие в мае будущего года выборы в Европарламент. Это голосование французы, вероятно, используют «как возможность выразить протест действиям властей, а это ударит по планам Макрона по ускорению европейской интеграции», отметил в беседе с РБК ведущий сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
С учетом непопулярности президента шансы на победу созданной им партии «Вперед, республика!» сложно считать высокими. На этом фоне, как полагают политологи, хорошие возможности получить мандаты депутатов ЕП получают стоящие на националистических позициях силы, прежде всего «Национальное объединение» во главе с Ле Пен, уступившей нынешнему президенту на выборах в 2017 году. Недовольство французов политикой Макрона и так уже играет ей на руку, отмечает France 24. По оценкам социологов, шансы партий Макрона и Ле Пен на представительство в Европарламенте сейчас фактически одинаковы. Нельзя исключать, что последствия «топливного бунта» сыграют здесь определяющую роль.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Кирилл Сенин
Источник: https://iz.ru/814210/kirill-senin/gallon-rvanul-frantcuzy-protestuiut-protiv-rosta-naloga-na-toplivo