Горькие плоды маловерия (24.03.2020)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил «Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции».
Документ опубликован на сайте Московской Патриархии и содержит целый комплекс кощунственных мер, направленных якобы на предотвращение несуществующей эпидемии.В частности, предписывается повсеместное упразднение стрючиц для помазывания святым елеем, которые заменяются ватными палочками (Таинство соборования по мнению церковных иерархов потеряло силу исцелять от телесных болезней в эпоху коронавирусной эпидемии, освященный елей может быть заразным).
Следующее предписание вообще маразматично и неудобовыполнимо:
преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.
На сайте Валаамского монастыря монаху-пианисту Авелю (Щулькину) был задан резонный вопрос, на который тот не смог дать вразумительного ответа:
Вводятся бумажные салфетки для отирания уст причастников, что является неслыханным кощунством (об этом мы вчера писали — ссылка)
Причастников перестанут допускать к целованию Святой Чаши, она тоже может быть заразной!!!
Святое миро также подвержено заражению!!!
Вода в купели Святого Крещения тоже может содержать коронавирусные элементы, поэтому крестить в одной воде строго по одному!!!
Рук священникам не целовать — там зараза!!!
Проветривать храмы (чтобы бесов не раздражал запах ладана!!!) и т.д.
Ниже приводим полный текст ИНСТРУКЦИИ:
Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.
До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.
Относительно Причащения Святых Христовых Таин
1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1]— преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.
2. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде.
3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.
4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.
5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.
Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания
6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели(баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).
7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.
Относительно совершения таинства Елеосвящения
8. При совершении «общих соборований», то есть Елеосвящения, в храмах использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватные палочки) с последующим сожжением.
Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни
9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.
10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.
11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.
12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.
13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования и тщательно омывая кипятком.
14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.
15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.
Указания общего характера
16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).
17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.
18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.
19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.
20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.
21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.
22. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов.
[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).
Приложение
Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:
- препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
- 3% перекись водорода;
- 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
- 75% этиловый спирт;
- хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).
Патриархия.ru
В заключение ходим поделиться своими соображениями относительно упомянутых в Инструкции «исторических практик Православной Церкви в условиях эпидемий».
В этой связи стоит напомнить, что за несколько дней до появления патриаршей Инструкции, а именно 12 марта, на страницах ЖЖ Кураева появилось то самое толкование из Пидалиона на 28 правило Двукратного (Трулльского) Собора, приписываемое прп. Никодиму Святогорцу:
«и иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило».
По всей вероятности патриархийные авторы, пытаясь найти способ подвести свой кощунственный Документ под церковные каноны, не нашли лучшего способа, как обратиться к Кураевской помойке.
Толкование святого, жившего в ХIХ веке и имевшего спорные мнения относительно практики Святого Причащения (доказано, что в основу его книги «Невидимая брань» на самом деле положен трактат «Combattimento Spirituale» католического монаха ордена театинцев Лоренцо Скуполи (1530–1610). Этот католический трактат перевел с латинского греческий богослов Эммануил Романитис. Преподобный Никодим Святогорец существенно отредактировал этот перевод, дополнив его многочисленными святоотеческими ссылками. Именно из трактата Лоренцо Скуполи происходят главы о частом причащении в книге «Невидимая брань»), не имеет канонической силы и описанное в нем не может расцениваться, как «историческая практика» Церкви.
Само 28 Правило к больным вообще не имеет никакого отношения:
28. Понеже уведали мы, что в различных церквах, по некоему усилившемуся обычаю, виноград к алтарю приносится, и священнослужители, соединяя оный с бескровною жертвою приношения, сим образом обоя купно разделяют народу, того ради необходимым признаем, да никто из священнослужителей впредь сего не творит, но да преподают народу едино приношение, во оживотворение и грехов отпущение, приношение же винограда священники да приемлют, как начатки, и, благословляя оный особо, да преподают просящим, во благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются. Если же кто из чина учинит вопреки заповеданному: да будет извержен от своего чина.
Трудно себе представить, что в Греции в 19 веке существовала практика самопричащения, упраздненная ещё в первые века христианства, и кому вообще в этот период могла придти мысль вкладывать частицы Святых Даров в плоды винограда??? Уж, если существовал канонический запрет на смешение Причастия с виноградом, то неужели он игнорировался греческими архиереями во времена прп. Никодима Святогорца?
Теперь по поводу всего остального «коронавирусного бреда» в ИНСТРУКЦИИ:
А. Согласно православному вероучению, болезнь есть проявление Божьей воли, действие Промысла Божьего в человеческой жизни.
Это положение восходит еще к Ветхому Завету и подтверждается единодушным мнением св.Отцов.
Иов.12:10 В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.
Иов.33:19 Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих
Мф.10.29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
«Не без Промысла оставлены дела наши. А потому, если что случилось с нами, случилось по воле Сотворившего нас. А воле Божией кто противитися может (Рим.9,19)» (св.Василий Великий)
«Недуги посылает Бог для здравия души» (св.Исаак Сирин)
«Терпи и благодари за преткновения, случающиеся в болезни, чтобы намерение Промысла исполнилось на тебе, так как Ему благоугодно» (св.Авва Дорофей)
«Благодать Божия попущает иногда на нас болезни или скорби, по всемудрому Его всеведению и нам недоведомому Промыслу, для вечного спасения душ наших» (св.Макарий Оптинский)
«Всё от Бога: и болезни, и здоровье, и всё,что от Бога, подается нам во спасение наше» (свт.Феофан Затворник).
Еще одна уместная вероучительная истина:
Бог — всемогущ, «Богу всё возможно».
Из этих двух «аксиом» с необходимостью вытекают следующие утверждения:
1. Если человеку определено Промыслом Божиим заболеть, то он заболеет, не взирая ни на какие меры предосторожности.
2. Если человеку не определено заболеть, то он не заболеет, «волосы на голове все сочтены».
Это, можно сказать, вероучительные истины.
Б. Цитата из Служебника.
«Аще пред освящением Святых Даров муха впадет в Святую Чашу да измется и… сожжена будет. Аще же паук или ино что ядовитое, излияно будет вино в иной сосуд… иное вино и мало воды влиет иерей… а вино оное да излиет в текущую реку.
Аще же по освящении сие будет и страшно и мерзко будет иерею впадшее с Божественною Кровию проглотити… сожжет изъятое… вино же сие в текущую реку да излиет, аще река далече будет, то под престол».
Посмотрим внимательнее.
Если перед освящением попадает что ядовитое, то вино однозначно выливается.
Если же после освящения, то выливается только в том случае, если иерею будет и страшно и мерзко проглотить.
Другими словами, если по освящении иерею будет не страшно и не мерзко, то он может впадшее ядовитое проглотить.
Отсюда с необходимостью вытекает, что по освящении впадшее ядовитое НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПАСНЫМ для жизни и здоровья, так как в противном случае предписывалось бы то же, что и до освящения, а именно — вино вылить.
Таким образом, фактически утверждается, что по освящении ядовитое перестает быть ядовитым.
Это, можно сказать, вероучительная истина.
В. И, наконец, реальная практика Таинства Причастия в течение столетий не противоречит вышесказанному. Т.е. нет достоверных (как и не достоверных) фактов заражения при Причастии.
Таким образом, можно заключить, что существующая практика причащения, как с теоретической, так и с практической точки зрения является безопасной для здоровья.
Что касается Главы «О причащении младенцев» из «Настольной книги священно-церковнослужителя» С.В.Булгакова, на которую ссылаются в ИНСТРУКЦИИ:
Никакие «настольные книги», «пособия» и «руководства» не являются источником не только вероучительных истин, но и церковных правил, хотя могут их и содержать. Поэтому, строго говоря, апелляция к таким книгам, как якобы содержащим церковные правила не является корректной.
В принципе, этим замечанием, можно было бы и ограничиться.
Но, если угодно, можно взглянуть внимательнее на эти, якобы, «правила»:
«ПОСЛЕ причащения больного младенца, в предупреждение заразы следующего ПРИЧАСТНИКА, следовало бы крепко вытирать покровцом св. лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, напр. дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь. В крайнем же случае, больных заразной болезнью надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения» (цитата из Настольной книги)
Как-то странно, если речь идет о жизни и смерти, а эти болезни смертельны для младенцев, то почему употребляются такие выражения «пожелательного» характера: следовало бы, следует советовать.
То есть, видно, что категорических требований здесь нет, а, что касается взрослых, то нет и «пожеланий».
В общем, можно по-разному это объяснять, но рекомендации Настольной книги более походят на «гадание на кофейной гуще».
Таким образом, кроме как маловерием составителей, объяснить содержимое ИНСТРУКЦИИ не представляется возможным.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /