Губернаторы в зоне риска – дискуссия вокруг осенних губернаторских выборов (Россия: выборы) (27.08.2019)
Велик риск второго тура на губернаторских выборах в четырех регионах – Республике Алтай, Астраханской, Вологодской и Волгоградской областях. Об этом заявила группа экспертов, проанализировавших ход нынешней региональной кампании.
По мнению этих экспертов, врио главы Алтая Олегу Хорохордину мешает «тяжелое наследие» его предшественника Александра Бердникова. К тому же в республике достаточно сильны КПРФ и другие оппозиционные партии: основным оппонентом Хорохордина стал депутат госсобрания коммунист Виктор Ромашкин, который способен консолидировать значительную часть оппозиционного электората.
В Вологодской области ЛДПР выставила перспективного депутата законодательного собрания Ольгу Ширикову, а если бы зарегистрировали еще и коммуниста Александра Морозова, то победа в первом туре идущего на новый срок губернатора Олега Кувшинникова точно была бы сорвана, предполагают эксперты. Игорь Бабушкин получил назначение в Астрахань только в июне и может просто не успеть нарастить рейтинг. Осложнить его победу может и депутат Госдумы Олег Шеин («Справедливая Россия»): партия не выдвинула его в губернаторы, на что электорат эсеров может ответить как неявкой, так и голосованием против врио губернатора. Наконец, по мнению экспертов, волгоградскому губернатору Андрею Бочарову просто некому проигрывать, но есть риск бунта элит.По мнению этих экспертов, врио главы Алтая Олегу Хорохордину мешает «тяжелое наследие» его предшественника Александра Бердникова. К тому же в республике достаточно сильны КПРФ и другие оппозиционные партии: основным оппонентом Хорохордина стал депутат госсобрания коммунист Виктор Ромашкин, который способен консолидировать значительную часть оппозиционного электората.
В Петербурге, считают оптимисты, проиграть кампанию невозможно, текущие рейтинговые показатели у врио губернатора Александра Беглова более 50%, а при текущей активности конкурентов рейтинги серьезно не перераспределятся. Другое дело, что в городе есть скандальный протестный потенциал и сложные элитные расклады, которые могут осложнить поствыборные интерпретации итогов выборов. По мнению скептиков, Беглов не соответствует духу и атмосфере города и все время попадает в неловкие ситуации, регулярную кампанию так и не удалось выстроить, несмотря на серьезные ресурсы.
Политтехнолог Дмитрий Фетисов согласен с коллегами относительно прогнозов по Алтаю и Вологде:
– Есть вероятность второго тура и в Петербурге, потому что у Беглова сложился даже антирейтинг из-за некорректных действий в публичном пространстве. Особенно в самом начале кампании. Есть вопросы по Астрахани, где не так просто будет действующему врио, у него недостаточный рейтинг и в то же время высокие протестные настроения. Вопросы по Сахалину, где у действующего врио тоже серьезные проблемы с рейтингом.
Политолог Ростислав Туровский констатирует, что большинству губернаторов придется бороться с собственной тенью, поскольку реально сильных и опасных соперников ни у кого:
– На общем фоне благодаря неплохому политическому и электоральному опыту выделяются разве что кандидаты КПРФ на Алтае, Сахалине и в Петербурге. Но и это автоматически ещё не выводит выборы во второй тур.
Проблемы возникнут там, где главам не удастся справиться с протестной волной, когда люди реально захотят голосовать против действующей власти и за кого угодно.
Такое недовольство могут вызвать и те врио, которые только назначены и не очень убедительно смотрятся в публичной сфере. Это могут быть те же Петербург, Сахалин и Алтай, но не исключены и другие примеры. Либо это могут быть условно «старые» губернаторы, как это было в прошлом году - риски выше в Вологодской и Волгоградской областях, но там у глав очень уж слабые соперники.
Политолог, глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласен с выводами экспертов лишь частично:
– Думаю, что в отношении Астраханской области коллеги заблуждаются. Да, там поменяли врио, да, там есть сильный местный политик Шеин. Но что касается врио, она была встречена позитивно.
Если говорить о Бабушкине, то он в большей степени вписывается в образ идеального губернатора, чем его предшественник. То есть по личностным и деловым качествам, по умению общаться с населением и элитами, думаю, он является даже апгрейдом. Что касается Шеина, то после того как он не смог собрать необходимое количество подписей для преодоления муниципального фильтра, он кампанию против Бабушкина не ведет. Условно говоря, избиратели Шеина голосуют только за него. Если Шеина нет в списке, то они останутся дома, они не будут голосовать за кого-то еще. Так называемое «умное голосование» в Астраханской области не сработало бы, тем более без поддержки самого Шеина. Я думаю, что в Астраханской области все закончится в один тур, может быть с не самым высоким результатом и явкой, но без сюрпризов и неожиданностей.
Теперь о Волгоградской области. Там электорально управляемая ситуация. Да, может быть Бочаров не самый популярный из губернаторов, но предыдущие выборы там проходили с явным преимуществом в пользу партии власти. На выборах в гордуму «Единая Россия» получила 63%, что было на тот момент чуть ли не рекордом в стране. Волгоград – депрессивный миллионик, и тут 63% за ЕР! Конечно, на ситуацию влияет тот факт, что выборы совмещенные, оппозиционные партии будут развивать определенную активность. Но после того, как ни один сильный местный политик не выдвинулся кандидатом в губернаторы, после того как задержали бывшего руководителя следственного комитета РФ Музраева, местные элиты, которые могли бы гипотетически саботировать губернаторскую кампанию, получили мощный сигнал. Полагаю, что фортуна благоволит действующему губернатору. Несмотря на то, что у него есть заметный антирейтинг, думаю, его изберут в первом туре и сюрпризов там не будет.
А на Алтае сюрпризы могут быть. Там тоже совмещенные выборы, при этом недавно курултай алтайского народа призвал не голосовать за кандидатов от ЕР. Этнических алтайцев меньшинство, около 32%, но это показывает, что есть элитный раскол.
Более того, на Алтае выборы всегда проходят динамично, выборы честные, админресурс большой роли не играет, зато играют роль групповые интересы. И потом там есть процент протестного голосования (можно вспомнить предыдущие выборы главы республики). Там скептическое, прохладное отношение к варягам, настороженное. Хорохордин, по идее, может попасть на второй тур. Просто потому, что избиратели Алтая заходят показать, что у них есть достоинство, что их голыми руками не взять, что они не в восторге от показателей социально-экономического развития, а республика везде в хвосте и занимает последние места. И я бы не сказал, что программа Хорохордина настолько убедительна, что он воспринимается как реальный драйвер роста и лоббист интересов территории.
В Вологодской области фиксируется электоральная усталость, разочарованность, не самый высокий рейтинг, на новичка избираться легче. Не несешь ответственность за грехи предшественника, новые надежды, новые планы… Здесь этого нет.
Такая же история и со Ставропольем, где Владимиров – тоже не новый. И поэтому я удивлен, что обошли вниманием Ставрополье, хотя у Ставрополья есть кандидат от КПРФ, достаточно сильный. У Владимирова последний год рейтинг рос, но я не очень понимаю, на чем.
Сахалин. Здесь либо хорошо, либо ничего. Там сидит человек, видимо, рекомендованный лично Кириенко, судя по его трудовой биографии. Тему Сахалина обходят стороной. Думаю, это отражение аппаратных раскладов. Как раз здесь может быть интересно. Что является главной доминантой для Сахалина? Там только проводили Кожемяку, при чем с шампанским под аплодисменты. К варягам отношение настороженное, потому что у Сахалина есть что отнимать, он регион-донор. И самая болезненная тема для них – тема распределения доходов в пользу нуждающихся и слаборазвитых регионов дальнего Востока. Можно себе представить, что человека из Москвы отправили на Сахалин для того, чтобы он ничего не отдал, а полпред президента Трутнев не раз говорил, что Сахалин должен делиться. Трудно представить! Отношение к варягу, непопадание, может быть, в общественный запрос, не самое убедительное пиар-сопровождение, высокий уровень протестных настроений, опыт предыдущих губернаторов – по совокупности я думаю, что Сахалин может удивить.
Да, кандидат от КПРФ тоже варяг. Там местного кандидата, которой мог составить конкуренцию врио, коммунисты решили не выдвигать, и выдвинули человека внешнего. Но я бы его со счетов не списывал, протестное голосование может развернуться в пользу кандидата КПРФ, хотя он сам не предпринимает для этого никаких особых усилий.
Санкт-Петербург. Да, это предмет всеобщих переживаний. Все силы брошены на победу Беглова. Питер может быть восприимчив к идее «умного голосования»: голосуй за кого угодно, кроме кандидата от власти. Да, Беглов – самовыдвиженец, хотя возглавлял региональную организацию ЕР. Но у Бортко нет просто финансовых и технологических ресурсов на кампанию. Поэтому я бы дал один шанс из ста за возможность второго тура. Минимальная, но все-таки возможность.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /