Анна Смирнова: Итоги ЕГЭ: школьники не знают историю родной страны (24.10.2018)

Российские школьники плохо знают историю родной страны. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ)и заключил, что выпускники путаются в событиях России 20-го века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры и теряются при оценке событий. Причина – в скудных, оторванных от реальности учебниках, неготовности школ учить детей размышлять и анализировать и в системе образования в целом, заявили опрошенные Накануне.RU эксперты.
Результаты ЕГЭ по истории стабильны, отмечают в ФИПИ. В этом году выпускники справились с заданиями на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми источниками. Сложности вызвали задачи, в которых требовалось сгруппировать факты по определенному признаку, соотнести события с историческими периодами.

Немногие участники сумели проанализировать документы, относящиеся к разным историческим периодам.

Экзамен этого года показал, что выпускники 2018 г. плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры.

Затруднения возникли и при работе с картами, схемами и иллюстрациями.

"Большинство ошибок связано с незнанием фактов, необходимых для работы с картой и анализа иллюстративного материала. Например, экзаменуемые неправильно указывали время начала военных операций, обозначенных на карте, фамилии исторических деятелей, связанных с событиями, названия городов в тот период и другое. Многие выпускники не узнали представленные на изображении памятники архитектуры, скульптуры, произведения живописи. Избежать этих ошибок позволит систематическая работа на уроках с исторической картой и иллюстрациями в учебнике", – отмечают в Рособрнадзоре.

Но самым сложным заданием ЕГЭ для выпускников стало задание с развернутым ответом, в котором требуется аргументировать предложенную точку зрения, оценку события или деятельности исторической личности.

"Большинство выпускников не смогли построить аргументы на основе исторических фактов. Некоторые приводили конкретные факты, но не показали их связь с защищаемой точкой зрения", – пояснили эксперты.

Разработчики ЕГЭ порекомендовали 11-классникам, планирующим сдавать ЕГЭ по истории, повторить информацию об исторических деятелях и потренироваться в характеристике значения важнейших событий российской истории.

Историки и педагоги полагают, что все не так просто, и одной "зубрежки" дат и фамилий недостаточно. Школы не успевают за ЕГЭ, учителя не учат ребенка анализу, а учебники неинтересны и оторваны от реальности, – такие причины неутешительных результатов по истории назвали эксперты.

Кандидат исторических наук, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Апостолова считает, что разработчики ЕГЭ по истории поторопились вводить задание с развернутым ответом, в котором от ученика требуется аргументация предложенной точки зрения.

"На мой взгляд, пока нет планомерной и целенаправленной работы учителя по формированию аналитических навыков у наших школьников. Мы только на пороге этого. Чтение и анализ исторических документов – тоже из серии этих же проблем. Это не делается за год-два. Я думаю, лет через пять мы сможем увидеть положительные подвижки в выполнении этого и подобных заданий, когда появится навык. Просто надо научить", – поделилась своим мнением с Накануне.RU Татьяна Апостолова.

История России 20-го века – один из самых закрытых фрагментов истории, в котором предстоит еще немало изменений и открытий, заметила эксперт. "Сами историки еще не до конца знают эту историю, а мы хотим, чтобы дети знали эти фрагменты на отлично", – добавила она.

Вопросы о культуре России, задания, связанные с картой и иллюстрациями, обнажают узкий кругозор школьников, считает Татьяна Апостолова.

Время, терпение и отсутствие поспешных решений помогут преодолеть эти проблемы, уверена доцент.

Нужно менять учебники по истории и сам подход, который сводит уроки по этому предмету к заучиванию дат, считает историк по образованию, директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.

"Когда я смотрю на учебник истории, по которому учится сейчас мой сын-шестиклассник, я понимаю, почему школьники плохо ориентируются в исторических событиях и почему они в целом не знают, не понимают и не любят историю. Учебник неинтересен, нелогичен, уныл и абсолютно непонятен не то, что шестикласснику, а даже взрослому человеку, в голову которого сложно уложить все эти миллионы непонятных имен средневековых правителей из разных частей Европы и Азии, тысячи дат и словарь терминов, которые давно не употребляются. И главный вопрос, на который нет понятного ответа для ребенка, все это не дает понимания, а зачем мы учим всю эту древность?" – отметила Наталья Фефилова в разговоре с Накануне.RU.

Историю нужно преподавать так, чтобы она могла "зацепить" школьника.

"Задача истории как предмета – не вдолбить даты, задача – научить разбираться в процессах, пробудить интерес к дальнейшему изучению, объяснить взаимосвязи прошлого и будущего", – добавила эксперт.

"Заточенность" уроков истории под Всероссийские проверочные работы и ЕГЭ усугубляет ситуацию, считает Фефилова: "Когда ты почти не отвечаешь устно, а, как проклятый, только заучиваешь данные для тестов, о каком знании можно говорить?"

Учеников нужно знакомить с типичными образами и атрибутами эпохи, показывать портреты, схемы, карты – визуализировать информацию. Так школьнику будет легче усвоить насыщенный датами, именами и фактами курс истории, поделился своими соображениями с Накануне.RU учитель истории столичной школы №2120 Егор Бондаренко.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показал, что ученикам не хватило практики при подготовке к экзамену, отметил учитель истории московской школы №1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин.

"Любое знание нуждается в практическом закреплении. Низкие баллы за работу с текстом говорят, что у детей нет опыта такой работы, а это как раз практика. История как наука – это не про пересказ дат и фактов, это про выстраивание логических цепочек из огромного количества элементов. И пока сам не попробуешь разобраться – что, когда и где произошло, ничего толком и не запомнишь", – сказал Николай Ногин.

Важно показать школьникам связь истории с современностью, уверен российский ученый, писатель и политический аналитик Константин Щемелинин.

"История, преподаваемая в школе, перегружена датами и не показывает главного – тогда, в прошлом, жили такие же люди, как и мы с вами, и эти люди делали карьеру, воевали, любили. Например, школьники должны понимать, что нынешнее благосостояние России базируется на природных богатствах Сибири, а это – Ермак, Иван Грозный, Хабаров и многие землепроходцы", – пояснил эксперт.

То, что сегодня российские школьники не ориентируются в истории своей Родины, было ожидаемо еще 20 лет назад, когда в начале 90-х к разработке образовательных стандартов подключились консультанты американского миллиардера Джорджа Сороса, рассказал президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

По его словам, первым делом эти "специалисты" взялись за пересмотр стандартов и программ по российской отечественной истории. Именно в этот период было написано сразу несколько учебников и учебных пособий по истории России. При этом особое внимание было уделено периоду развития России в 20 веке.

"Одной из задач, которую решали американские "советники" и "методисты", было принизить роль нашей страны во Второй мировой войне. И, конечно же, – опорочить лидеров партийных органов, которые осуществляли руководство предвоенной индустриализацией нашей страны, боевыми операциями против нацизма в ходе войны и активным восстановлением народного хозяйства после войны. В связи с этим ими преднамеренно были изъяты из курса российской истории 20 века даже упоминания о многих общественных, государственных и политических деятелях нашей страны", – рассказал Сергей Комков Накануне.RU.

После развала СССР в российском образовании с подачи западных "советников" начался процесс "деидеологизации российской школы" – пересмотра преподавания гуманитарных дисциплин: истории, обществоведения, литературы. Коснулось это главным образом именно советского периода, добавил профессор. Тогда одна часть педагогов перестроилась, а другая покинула школы, освободив место подготовленным по новым "методичкам" специалистам.

"Вполне возможно, что именно подобного рода подход к преподаванию российской отечественной истории стал одной из причин страшной трагедии, разыгравшейся 17 октября 2018 г. в крымском городе Керчи. Потому что такое могло произойти лишь с молодым человеком, который полностью потерял ориентацию в социальном и историческом пространстве.

А я, как один из ведущих российских экспертов в области образования, вынужден констатировать факт, что, к нашему огромному несчастью, дав возможность западным "советникам" вмешаться в процесс преподавания нашей отечественной истории в 90-е годы, мы не только резко снизили уровень знаний наших выпускников по истории России, но и подвергли нашу страну страшной социальной опасности! И эту ситуацию необходимо в срочном порядке изменять. В ином случае Россию ожидает настоящая гуманитарная и социальная трагедия!" – заключил эксперт.
24.10.2018

Анна Смирнова
Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114491/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта