Мартина Черковская: Как американцам не удалось свергнуть "Батьку" (15.03.2018)

Принятый Конгрессом США 6 октября 2004 года и утвержденный президентом Джорджем Бушем-младшим 20 октября того же года (говорят, что его предупредили: в противном случае на президентских выборах 4 ноября вся польская община США проголосует за его оппонента, кандидата от Демократической партии Джона Керри) «Акт о демократии в Беларуси» гласил: «США жизненно заинтересованы в независимости и суверенитете Республики Беларусь и ее интеграции в Европейское сообщество демократий».
Просто и незатейливо: «независимость и суверенитет» Белоруссии, в американском понимании, равны ее интеграции в Европу.
От санкций к протесту
Эти санкции, представленные как «помощь в развитии демократии и гражданского общества», включали в себя запрет на предоставление любых ресурсов (финансовых, технических и т.д.) для Минска со стороны государственных структур Соединенных Штатов, а также аналогичный запрет для всех международных финансовых организаций, в которые в качестве члена входят США, «за исключением займов и помощи для гуманитарных нужд». Плюс, разумеется, поддержка «свободных средств массовой информации», неправительственных организаций, обучение «лидеров демократического движения» и так далее.
Имелся в данном акте также призыв к американским союзникам принять против «режима Лукашенко» аналогичные санкции. Но тех, особенно в Европе, и призывать было излишним. Различные антибелорусские меры Евросоюзом принимались еще раньше, начиная с 1998 года, — в основном по инициативе сначала Польши, мечтающей о возвращении «кресов всходних», то есть западно-белорусских земель, которые входили в состав этого государства в 1920–1939 годах, а затем, после их вступления в Евросоюз (1 мая 2004 года), — и «балтийских тигров», прежде всего Литвы.
Цель санкций, если убрать красивые словеса о демократии, заключалась в том, чтобы отстранить Александра Лукашенко от власти.
В результате к началу 2005 года антибелорусские санкции были введены не только Штатами, но и всеми 27 странами Евросоюза. Вот только на исход президентских выборов 2006 года в Белоруссии они никак не повлияли — Лукашенко получил более 5,5 миллионов голосов избирателей, или 82,6%. Хотя акции протеста в Минске и состоялись, но они тогда еще не были массовыми. Главное, впрочем, то, что они послужили популяризации «ненасильственных действий».
Так, вышедшее в 2006 году при поддержке Национального института развития демократии США издание «Партизанская республика. Акции протеста в Минске 19–25 марта 2006 года» (издано московским центром «Панорама») содержало не только специально препарированную информацию о соответствующих событиях, но и подробные рекомендации о том, как правильно готовиться к будущим митингам протеста, сопротивляться при задержании, оформлять и расклеивать листовки, и так далее.
Уже к следующим выборам 2010 года ситуация изменилась — прежде всего, потому, что кризис 2008 года «накрыл» не только российскую, но и тесно связанную с ней белорусскую экономику. ВВП страны-союзницы в 2009 году снизился, по сравнению с 2008 годом, на 20% (с 62,2 до 49,9 млрд долл.), экспорт белорусских товаров упал на треть, а среднедушевой ежемесячный доход (без учета инфляции) в долларовом эквиваленте — на 9%, с 296,37 долл. до 268,1 долл.
От протеста к перевороту
В 2010 году начался восстановительный рост белорусской экономики, но заметного улучшения уровня жизни населения еще не произошло. В то время как сеть неправительственных организаций и других «институтов гражданского общества», финансируемая из США, все эти годы в Белоруссии непрерывно росла, внушая населению, что главную ответственность за социально-экономические трудности республики и ее народа несет высшее политическое руководство.
Все это, вместе с массированной информационной обработкой общественного сознания через «свободные средства массовой информации», привело к тому, что лидеры «демократического движения» не только заранее объявили победу Лукашенко на президентских выборах 19 декабря 2010 года «нелегитимной», но и вывели в день голосования на улицы Минска — разумеется, в сопровождении десятков представителей зарубежных и «свободных» средств массовой информации — более 10 тысяч своих сторонников.
Помимо «мирной» акции протеста, часть ее участников предприняла попытку штурма и захвата Дома правительства (впоследствии представители оппозиции назвали ее «провокацией спецслужб Лукашенко»), после чего протестующие были оттеснены и разогнаны силами правопорядка, а часть из них — арестована.
В ходе пресечения той протестной акции, которая до сих пор остается самой массовой в постсоветской истории республики, пострадало несколько сотен человек (к счастью, никто не погиб). После нее деятельность на белорусской территории неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа, была существенно ограничена. Официальные лица США и Евросоюза высказали свою «озабоченность» разгоном «демократических сил» и в очередной раз заявили, что считают выборы нелегитимными, а Лукашенко — насильственно удерживающим свою власть «последним диктатором Европы».
Так, не слишком удачно для организаторов, закончилась очередная попытка США и их союзников сместить «неугодного» им политического лидера суверенного государства, в данном случае братской Белоруссии.
После 2010 года антибелорусские санкции неоднократно снимались и вводились снова. Запад не оставлял попыток воздействовать на «Батьку» и кнутом, и пряником, но ничего существенного так и не добился. Белорусский народ и политическое руководство республики намерены решать свои проблемы без навязчивой «помощи» со стороны американских «друзей».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Мартина Черковская
Источник: https://riafan.ru/1033324-sankcii-protest-perevorot-tak-i-ne-svergnutyi-batka-simvol-pozora-ssha?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com