Илья Крамник: Китай обогнал США по размеру военно-морских сил. Чей флот теперь сильнее? (США - Китай) (11.06.2019)
Между великими державами вновь началась военно-морская гонка. На сей раз вызов господству Соединенных Штатов бросил Китай, чей флот по численности уже обогнал американский. 300 китайских боевых единиц основных классов против 287 у США – преимущество небольшое, но многим представляется значимым сам факт его наличия. «Профиль» оценил шансы претендента на свержение действующего обладателя титула сильнейшей морской державы.
Уже былоВ конце 1980‑х самым большим флотом мира был не американский, а советский. Причем СССР заметно обгонял США: более 500 надводных кораблей и подводных лодок основных классов против 430, без учета вспомогательного флота и мелких боевых единиц, с которыми превосходство становилось еще большим. На господство в океане ВМФ СССР, однако, претендовать не мог, серьезно уступая в мощи главных сил флота. В 1989 году против советских четырех авианесущих крейсеров и 96 крупных боевых кораблей – от сторожевиков дальней морской зоны (фрегатов, по западной классификации) до ракетных крейсеров – США могли выставить 17 авианосцев и более 200 крупных кораблей, от фрегата и выше.
Схожим было и соотношение экспедиционных сил флота: десантные корабли ВМФ СССР по большей части были относительно невелики, и даже наиболее крупные из них не предназначались для операций на удаленных театрах военных действий (ТВД), вне радиуса поддержки своей береговой авиации. Напротив, ядро американских «десантовозов» составляли крупные корабли с собственными авиагруппами, мощь которых заметно возрастала в случае взаимодействия с авианосными ударными соединениями.
В то же время ВМФ СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, и даже несмотря на значительную долю устаревших субмарин в его составе возможности советского подплава оценивались очень высоко. Но затрудненный выход на оперативный простор (если не брать Тихий океан) и проблемы с инфраструктурой серьезно ограничивали его потенциал в случае войны.
Впрочем, прямое столкновение ВМФ СССР и ВМС США вне крупного конфликта, имеющего все шансы очень быстро перерасти в глобальный, к концу 1980‑х было крайне маловероятным. 1990‑е должны были серьезно изменить состав ВМФ СССР, численность которого заметно сократилась бы, но при этом ожидался рост удельного веса современных крупных боевых кораблей и подводных лодок. Эта трансформация должна была повысить возможности ВМФ СССР и в части поддержания стратегического паритета, и в части практического применения в рамках локальных конфликтов, но…
…Но распад Советского Союза и катастрофическое сокращение оборонного бюджета России, унаследовавшей 95% ВМФ СССР, привели к резкому обвалу накопленного за десятилетия потенциала. ВМФ России номинально сохраняет второе место в мире по боевым возможностям исключительно благодаря «весу» морских стратегических ядерных сил. Силы общего назначения ВМФ РФ находятся в упадке, особенно это касается кораблей океанской и дальней морской зоны, и перспективы их восстановления в ближайшем будущем довольно туманны.
А что Китай?
Китай сегодня, если сравнивать его достижения с уровнем предыдущих претендентов на морское господство, напоминает Германию перед Первой мировой войной. КНР активно строит современные надводные корабли, сосредоточившись на массовом серийном производстве ограниченного числа проектов с последовательным наращиванием характеристик от проекта к проекту. При этом, как и Германия той поры, как и СССР 1980‑х, Китай серьезно уступает действующему «хозяину морей» по мощи главных сил. Так, на сегодня КНР имеет только один авианосец против 11 американских, не имеет пока в строю ракетных крейсеров (которых у США 22) и может выставить лишь 23 эсминца против более чем 60 американских.
Зато, как и в свое время СССР, Китай имеет серьезное превосходство в легких силах: более 50 фрегатов и столько же меньших по размерам и легче вооруженных корветов (при этом количество и тех, и других растет) создают серьезную угрозу вблизи китайского побережья и могут поддержать главные силы флота при необходимости действий вдали от дома.
Десантные силы ВМС НОАК пока нельзя сравнивать с американскими: так же, как и Советский Союз, Китай долгое время ориентировал свою морскую пехоту на действия в ближней морской зоне и только сейчас приступает к строительству «ядра» будущих экспедиционных сил, способных действовать на океанских просторах.
То же самое можно сказать и про китайский подплав, основу которого составляют почти 50 дизельных субмарин. Впрочем, строительство современных АПЛ продолжается, и если оно будет идти теми же темпами, то уже в ближайшие 10 лет КНР имеет шансы обогнать по мощи атомного подводного флота Россию и выйти на второе место после США по этому показателю.
Ключевые преимущества Пекина в морской гонке, впрочем, заключены отнюдь не в количестве и характеристиках строящихся кораблей.
Немного географии
Вернемся к России. Проклятие отечественного флота – географическое положение нашей страны. Вплоть до конца XIX века морские силы России сосредоточивались преимущественно на двух изолированных морских ТВД – Балтике и Черном море, маневр между которыми был практически невозможен. Удаленность от экономического и промышленного центра страны с самого начала серьезно ограничивала возможности создания (и поддержания!) крупных морских сил на Тихом океане, что сказалось на исходе Русско-японской войны 1904–1905 годов. Сегодня ВМФ России по-прежнему страдает от географического разделения – маневр между театрами занимает недели и месяцы, а скрытная переброска сколько-нибудь крупных сил невозможна.
Все эти проблемы практически неведомы ВМС НОАК. Выходя к побережью трех морей – Желтого, Восточно- и Южно-Китайского, КНР не испытывает проблем с переброской кораблей между потенциальными ТВД: этот театр, по сути, один. Китайские моряки могли бы посетовать на затрудненность выхода в океан, отделенный от прибрежных морей грядами островов, однако эти проблемы куда менее остры, чем у ВМФ России, и, кроме того, ключевые задачи ВМС НОАК по-прежнему сосредоточены в прилегающих морях, будь то создание перевеса близ спорных островов или отражение возможной американской атаки в случае, например, конфликта за Тайвань или столкновения с Японией.
Если учесть это обстоятельство, то недостаточное число крупных кораблей в составе ВМС НОАК перестает казаться существенным минусом. А благодаря возможностям китайской военной авиации и ее подготовке к действиям над морем Пекин определенно может сосредоточить в любом районе в радиусе 1–1,5 тысячи километров от своего побережья силы, превосходящие всех его потенциальных противников – от Южной Кореи и Японии до Филиппин и Вьетнама.
Для уверенного противостояния ВМС США этих сил пока недостаточно, однако уже к концу 2020‑х ситуация, скорее всего, изменится. Темпы строительства китайского флота позволяют рассчитывать, что к 2030 году Пекин сможет вывести в море четыре, а возможно, и пять авианосцев при поддержке не менее чем полутора десятков «больших эсминцев» (фактически ракетных крейсеров) проекта 055 и без малого 30 эсминцев. С учетом поддержки легких сил и береговой авиации для обеспечения серьезного перевеса над подобной группировкой США придется стянуть в западную часть Тихого океана подавляющую часть своего флота. По сути, это будет означать, даже без учета потенциала морских стратегических ядерных сил, обретение Китаем возможностей неядерного сдерживания на море: любой потенциальный конфликт будет грозить масштабной эскалацией с непредсказуемым результатом. О политических последствиях этого для соседних с Китаем островных и полуостровных государств остается только догадываться. Но следующий военный шаг Пекина легко предсказуем: ВМС Китая начнут активно действовать не только в прибрежной зоне, но и в Филиппинском море, между первой и второй грядой островов, демонстрируя соседям возможные проблемы с получением военной помощи от США «в случае чего».
Также практически неизбежна дальнейшая активизация ВМС НОАК в Индийском океане. Причем, учитывая проблемы, сопровождающие строительство ВМС Индии, включая недопустимо высокий для развитого флота уровень аварийности и недостаточные промышленные возможности, китайский флот сможет создать локальный перевес на этом удаленном (для себя) ТВД, особенно при поддержке Пакистана.
Чем стрелять
Вооружение современного флота – один из самых интересных вопросов. И здесь, несмотря на периодически демонстрируемые новшества типа экспериментальной электромагнитной пушки или противокорабельных баллистических ракет, Китай пока остается в большей степени реципиентом технологий.
В основе конструкций ракетного вооружения серийных и перспективных китайских надводных кораблей лежат в первую очередь системы советской/российской разработки. Это касается морского зенитного ракетного комплекса HHQ‑9 (морская версия китайской копии системы С‑300), противокорабельных ракет YJ‑18 (китайская версия российской сверхзвуковой ПКР 3 М54 комплекса «Калибр»), крылатых ракет большой дальности CJ‑10, позволяющих атаковать наземные цели, и ряда других систем.
В целом этот набор не представляет собой что-то сверхъестественное, но уже сейчас можно констатировать, что китайские военно-морские силы, в отличие от американских, имеют современные сверхзвуковые противокорабельные ракеты, тогда как для США их создание и постановка на вооружение – все еще вопрос завтрашнего дня.
Не менее интересно сопоставление возможностей морской авиации двух стран. Сравнивать напрямую авиацию флотов бесполезно: подавляющая часть боевых самолетов, способных действовать над морем, контролируется ВВС НОАК, а боевое ядро авиации китайского флота пока не слишком многочисленно – всего около 300 боевых самолетов, в том числе более 20 палубных истребителей J‑15. По мере роста численности авианосцев в составе ВМС НОАК последняя цифра будет увеличиваться. Состав палубных авиакрыльев изменится и качественно, в том числе за счет разработки палубных «летающих радаров» и предполагаемого появления корабельной версии истребителя пятого поколения J‑31. Предполагается и рост потенциала береговой авиации флота, а также возможное создание самолета вертикального взлета и посадки для оснащения перспективных универсальных десантных кораблей ВМС НОАК.
Говорить о достижении превосходства над авиацией ВМС США здесь не приходится. Но, как уже было отмечено, с учетом ориентированных на действия в прибрежной зоне сил ВВС НОАК, чтобы превзойти Китай в его водах, американцам придется стягивать к китайскому побережью подавляющую часть своего флота.
Предвестники проблем
О масштабах «болезней роста», сопутствующих быстрому развитию ВМС НОАК, мы можем только догадываться, поскольку Пекин скрывает информацию о таких вопросах. Но можно смело утверждать: Китай подошел к формированию современного флота гораздо основательнее, чем в свое время СССР. В КНР создана мощная береговая инфраструктура, включая бетонный макет авианосца для обучения экипажей, и отдельно аналог российского комплекса НИТКА – наземного тренажера летчиков палубной авиации, воспроизводящего палубу авианосца.
Мощь китайской промышленности обеспечивает и высокие возможности судостроения/судоремонта, однако, как показывают исторические примеры, «железо» в создании флота играет важную роль, но есть и другие. По мнению беседовавших с корреспондентом «Профиля» российских специалистов, Китай пока уступает и США, и России в возможностях современного радиоэлектронного и гидроакустического оборудования боевых кораблей и подводных лодок, а также в уровне боевой подготовки экипажей и командного состава. При этом если морская практика сама по себе нарабатывается при достаточной интенсивности учебных плаваний и выходов на боевую службу, то практика управления крупными силами флота в Китае пока находится на начальном этапе становления, и быстрый рост ВМС в данном случае усугубляет проблему, поскольку дефицит квалифицированных офицеров, командиров кораблей, флагманских специалистов и штабных операторов только увеличивается и в обозримом будущем продолжит расти дальше. В прошлом нехватка хорошо подготовленных кадров не раз становилась серьезной проблемой для многих претендентов на морское могущество.
Отдельно выделяется и общая для китайской военной машины проблема недостаточной инициативы офицеров на местах, часто не рискующих принимать решения самостоятельно, без команды начальников. С учетом этих факторов ВМС НОАК предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем уровень их управления станет соответствовать численности.
А численность будет расти. Скорее всего, к 2030 году в составе ВМС НОАК будет не менее 350 боевых кораблей и подлодок основных классов с более высокими, чем сегодня, боевыми возможностями.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Илья Крамник
При этом, 90 большим надводным кораблям сопровождения (22 крейсера и 67 эсминцев) будут протвостоять 246 китайских кораблей (2 крейсера, 30 эсминцев, 94 фрегата и 120 корветов).
Корабли типа 056 являются фрегатами, а не корветами, их запас хода - 3500 морских миль, т.е. они могут оперировать у берегов Австралии и Аляски.
Корветами являются китайские ракетные катера, которые могут оперировать внутри первой цепи островов, в том числе осуществлять блокаду Южной Кореи, Японии, или обеспечивать высадку на Филиппинах.
По штату у американских надводных кораблей УРО 1124 крылатых ракет "Томагавк", у китайцев не менее 2863 крылатых ракет. При обмене залпами зенитного вооружения американских кораблей УРО не хватит, чтобы защитить себя самих, не говоря об авианосцах.
Страницы: [1]