Игуменья Серафима (Черная-Чичагова): Митрополит Серафим Чичагов и его «Медицинские беседы» (статья была опубликована 12.02.2013 г.) (03.08.2018)

В этом году празднование Собора новомучеников и исповедников Российских  выпало на 10 февраля. На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен, из которых около 300 — погребены на Бутовском полигоне, крупнейшем в Московском регионе месте массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных, 1000 из которых погибли, исповедуя Православную веру .
Возглавляет этот скорбный список по сану и возрасту митрополит Серафим, в миру Леонид Михайлович Чичагов. Глубокой осенью 1937 года его арестовали. Ему было восемьдесят один год, и несколько последних дней он чувствовал себя совершенно больным, так что сотрудники НКВД затруднились увозить его в арестантской машине – вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму. Они решили его убить. Допрос был формальностью. Ноября 28 (11 декабря) расстрелян, захоронен на Бутовском полигоне.

Священномученик Серафим  яркая звезда в сонме новомучеников и исповедников Российских. Дворянин, разносторонне талантлив, с блестящим образованием. Оставив военную карьеру, стал священником. Автор многих литературно-исторических трудов, автор  «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», послужившей канонизации преподобного Серафима Саровского. Композитор, иконописец, врач, исследователь, разработавший медицинскую систему, родившуюся «из всестороннего изучения медицины и существующих нынe методов лeчения», которую он сформулировал в двухтомнике «Медицинские беседы». В 1999 году его внучка, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Черная-Чичагова) ¹ переиздала фундаментальный медицинский труд своего деда «Медицинские беседы» в двух томах объемом более 1500 страниц.

В нем изложена история медицины от Гиппократа до конца XIX века и собственный многолетний уникальный научный и практический опыт лечения Л.М. Чичагова, применявшийся им в течение многих лет.

«…и вот современный мир в конце XIX-го столетия сделался способным преклоняться пред изобретением какой-то … эмульсии как пред могуществом человеческого ума над природою.» ( Л. М. Чичагов «Медицинские беседы» т.1, Москва, 1890 г.)


«Я принадлежу к разряду исследователей, руководящихся иными убеждениями и понятиями. Никто не в состоянии уверить меня, что Господь не предназначил растительную природу для пользования болеющего человечества. Тот, кто изучает природу, подтвердит мое убеждение, а не отвергнет его. Если бы человечество из поколения в поколение держалось этого принципа и изучало свойства существующих растений, то медицина была бы не только сведущая, но и могущественная наука. Тогда бы и люди верили в своего Создателя и преклонялись бы только пред могуществом Его. Чтобы изучить растительную природу, требуется громадный труд, и этой работы хватило бы человечеству на все его земное существование, так как изучение не мало зависит от способов исследования и умения познавать величайшие свойства растений. Какое же основание имеет медицина стремиться отыскивать иные средства, когда ей неизвестен еще растительный мир? Кто может сказать определенно, что нет в природе средств против чахотки? Кто в состоянии изобрести лимфу, подобную соку любого листа или стебелька дерева, все составные части которого не может открыть ни один знаменитейший химик! Никто, а потому последним моим словом к собеседникам да будет напоминание изречения из книги «Премудрости» (Иисуса сына Сирахова, гл. 38:4):  «Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими».»  ( Л. М. Чичагов «Медицинские беседы» т.1, Москва, 1890 г.)

Леонид Михайлович Чичагов дает такое определение своей системы лечения: «Создав особую систему лечения…, я желал бы доказать, что медицина как наука… должна более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, — не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».

Л.М. Чичагов призывает нас обратиться к целебным силам природы, использовать ее законы. Отличительной чертой медицинской системы Чичагова является индивидуализация лечения, применение закона подобия, точный подбор дозы растительных неядовитых средств, приготовленных по особому рецепту. Это чрезвычайно актуально в наши дни, так как современный человек испытывает психоэмоциональные перегрузки; отмечается хронизация заболеваний, аллергизация, нестойкий эффект и плохая переносимость медикаментозной терапии.

Метод эффективно применялся автором при различных заболеваниях. Точно подобранные растительные препараты в малых дозах гармонизируют систему регуляции организма, способствуя его выздоровлению. После переиздания медицинских бесед Л.М. Чичагова в конце XX века его имя становится известно в российских медицинских кругах. Современные врачи разделяют его идеи, делают доклады на гомеопатических конференциях, создают лечебные кабинеты его имени.


Предисловие к изданию 1999 года

Предлагаемый вниманию читателя двухтомник «Медицинские беседы» принадлежит перу Леонида Михайловича Чичагова, человеку исключительных способностей и энциклопедических знаний.

Жизненный путь Л.М. Чичагова (1856-1937 гг.) был необычным. Родился он в аристократической семье, принадлежавшей древнему дворянскому роду Чичаговых. Его предки своими ратными делами и на поприще государственной службы вписали немало славных страниц в историю России.

Рано потеряв отца, Л.М. Чичагов воспитывался в своей семье матерью Марией Николаевной Чичаговой, писательницей и музыкантшей. После окончания 1-ой Санкт-Петербургской классической гимназии Л.М. Чичагов поступил в Императорский Пажеский корпус, который окончил по первому разряду в 1874 году, и был зачислен на службу в гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Высшими знаками воинской доблести и чести были отмечены ратные подвиги офицера русской армии, участника русско-турецкой войны 1877-1878 гг., видного специалиста по артиллерийской технике, Л.М. Чичагова.

Однако, главным делом его жизни была не блистательная военная карьера, а служение Русской Православной Церкви, которой он посвятил себя, взойдя к самым высоким должностям в церковной иерархии и отдав за Веру свою жизнь. От митрополита Серафима остались «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», послужившая канонизации преподобного Серафима Саровского, а также другие фундаментальные философские, богословские, и военно-исторические труды, масса проповедей, прославлявших Православие и человечность. Он проявлял особую заботу в отношении возрождения христианской жизни в народе, умножал благотворительность. Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг митрополита Серафима Чичагова, причислила его к святым Новомученикам Российским.

Следует отметить, что Л.М. Чичагов отличался необычной разносторонней одаренностью. Он был прекрасным музыкантом (композитором и исполнителем), талантливым художником. Сохранившиеся в Москве иконы его работы поражают высоким профессиональным мастерством. Желание максимально помогать страж­дущим привело Леонида Михайловича к занятиям медициной, которую он досконально и глубоко изучил, прежде всего, народную. Сам помогал больным и составил лечебник с теоретическим обоснованием и практическими рекомендациями лечения болезней на основе применения лекарств растительного происхождения.

В этом смысле трудно переоценить значение «Медицинских бесед» Л.М. Чичагова, являющихся весьма своеобразным и интересным источником изучения истории популяризации медицинских знаний.

Подтверждением этого является опубликованная в журнале «Советское здравоохранение» (№ 8, 1984 г.) статья известного киевского профессора Ю. Н. Квитницкого-Рыжова, который, обстоятельно проанализировав значение двухтомного сочинения Л.М. Чичагова, выделил ряд его примечательных особенностей.


Во-первых, оно отличается от книг аналогичного предназначения, имевших строго утилитарную направленность, глубокими экскурсами в область теории и методологии медицины. К числу ключевых позиций автора относится пристальное внимание к вопросам истории медицины — как основе для решения практических задач сегодняшнего дня.


Во-вторых, труд Л.М. Чичагова имеет четкую профилактическую направленность, уделяет внимание рациональным началам многовекового опыта народной медицины и ориентируется на фитотерапию.


В-третьих, книга Л.М. Чичагова может рассматриваться как свод высказываний видных деятелей медицины XIX века, что свидетельствует о высокой эрудиции автора, глубоко изучившего основную медико-биологическую литературу своего времени.


В-четвертых, автор со своей стороны пытается выдвинуть новые теории и создать собственную систему лечения.


Наконец, пятая особенность капитального труда Л.М. Чичагова связана с тем, что его автором является человек, не имевший медицинского образования, кадровый военный, руководствовавшийся соображениями высокого гуманизма. Несмотря на отсутствие диплома, Л.М. Чичагов широко занимался медицинской практикой в Петербурге и Москве. Число своих пациентов он сам определяет внушительной цифрой 20 000.


В заключительной части своей статьи о «Медицинских беседах» Л.М. Чичагова профессор Ю.Н. Квитницкий-Рыжов писал:


«Разнообразие интересов этого исключительного и талантливого человека достойно удивления. Изучая его труд, мы вспомнили о позиции «терапевтического нигилизма», занятой И. Дитлем в первой половине XIX века и заключавшейся в протесте против потока лекарств и ставке на целительные силы природы. Такие же, по сути, взгляды независимо от И. Дитля высказал и самобытный русский мыслитель Л.М. Чичагов».


Все это дает основание отнести «Медицинские беседы» к числу интересных историко-медицинских памятников конца XIX века. Но и сегодня, как и 100 лет тому назад, изучение народной медицины и ее истории позволяет воссоздать не только картину развития медицины, но и имеет практическое значение для таких отраслей медицинской науки как лекарствоведение и фармакология.


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и во благо здоровья народа России благотворительный фонд дворянского рода Чичаговых при финансовой поддержке РАО «Норильский никель» осуществил переиздание «Медицинских бесед» Л.М. Чичагова, дошедших до наших дней лишь в сохранившихся по счастью единичных экземплярах. Это переиздание является данью светлой памяти святому священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову), от души послужившему Господу и людям.


Примечание:

1.Игумения Серафима (Черная-Чичагова) (12.08.1914-16.12.1999) — Вера Васильевна Черная-Чичагова, внучка митрополита Серафима, профессор, доктор технических наук, имела много научных трудов и правительственных наград. За участие в разработке элементов скафандра космонавта Варваре Васильевне была присуждена Государственная премия СССР, которую она перечислила в Пюхтицкий монастырь.

Варвара Васильевна неустанно писала прошения и ходатайства о реабилитации и восстановлении доброго имени деда — митрополита Серафима. Шесть лет ушло на то, чтобы получить ответ от Московской областной прокуратуры, занимавшейся делами по реабилитации. В 1989 г. она узнала, что дед был расстрелян в Бутово.


В гостях у деда-митрополита Серафима (Чичагова) в Шуе. 1928 год. (Сидят слева направо: Лиля и Варя)Игумения Смоленского Новодевичьего монастыря Серафима (Черная)

Несколько лет, исполняя данный себе самой обет, посвятила поиску и подготовке к переизданию богословских трудов деда. Двухтомник его проповедей и других произведений вышел в свет в 1993 г. под названием «Да будет воля Твоя» (ссылка на издание ….)

В возрасте 80 лет в 1994 году приняла постриг и стала первой настоятельницей возрожденного Новодевичьего монастыря г. Москвы.

В 1999 году её трудами был переиздан 2-томник «Медицинских бесед», которые впервые были изданы в 1891 году.
03.08.2018

Игуменья Серафима (Черная-Чичагова)
Источник: https://sluzhenie.tomsk.ru/?p=8287




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта