Общественная палата РФ: Могут ли российские СМИ формировать систему ценностей? (Россия: СМИ) (01.03.2019)

В Общественной палате РФ 27 февраля прошел круглый стол, на котором обсудили роль средств массовой информации в поддержке, формировании и популяризации ценностей государственности.
Каковы ценности и идеалы современной России? Нужна ли стране идеология и какой она может быть? Ответы на эти и другие вопросы попытались найти участники заседания.
«Нашему обществу важно сформировать собственную систему ценностных ориентиров, — уверен председатель Комиссии по развитию СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ Александр Малькевич. — Это вопросы серьезные и вечные, а в свете тех событий, которые происходят вокруг нашей страны, приобретают особый смысл».

Он также анонсировал, что Общественная палата РФ запустит большой всероссийский опрос, который призван помочь сформулировать общенациональные ценности — в том числе в разрезе каждого региона.

«По итогам совместного мозгового штурма будем надеяться, что появится понимание, о каких ценностях вообще говорят чаще, в том числе наши политики. Что мы отстаиваем? Что защищаем? Нуждаются ли они в защите вообще?» — спросил он, задавая повестку заседания.











По мнению директора Института развития парламентаризма Алексея Чадаева, современные средства массовой информации нацелены больше на трансляцию негативного контента.

«Чем более неприятный, чем более скандальный, чем более резонансный повод, тем больше у него вирусность, и поэтому, несмотря на многолетние усилия государства призвать журналистов к тому, чтобы продвигать позитивную повестку, пропагандировать ценности патриотизма и т.д., СМИ все время вместо этого норовят заниматься чем-то противоположным. Вытащить какую-то пакость на всеобщее обозрение, найти что-то раздражающее и болезненное и привлечь внимание к нему, потому что это дает гораздо более гарантированное внимание», — сказал он.

По его словам, современные медиа выступают не инициаторами, а раскрутчиками тем: «Типичный сценарий — когда кто-то что-то сказал в соцсети, поднялся хайп, на который реагируют серьезные медиа, раскручивая его дальше. А потом новость в итоге оказывается в ток-шоу на Первом канале».

По мнению Чадаева, у СМИ есть еще одна проблема, она связана с тем, что у медиа «короткий формат»: «Не случайно сообщения из социальных сетей и новых медиа стали заполнять ежедневный обзор человека. Чем дальше, тем проще работать с форматом в две тысячи знаков и сложнее удерживать в голове хотя бы десять тысяч знаков. Это вынуждает, тех, кто транслирует новости, быть сжатыми и емкими и при этом максимально резкими, чтобы в этом шуме, напоминающим стаю ворон, этот ор звучал как можно громче и резче».











Директор Института актуальной экономики Никита Исаевотметил, что Общественная палата России подняла важный вопрос для обсуждения.

«Я готов фиксировать абсолютно тупиковую ситуацию российских медиа, которые исключительно все стали пропагандистскими. Мы с вами находимся в тупике, и если Общественная палата РФ готова взять на себя идеологическую подоплеку выхода из тупика — прекрасно, — сказал Исаев. — Нам нужно попытаться в жестком формате поставить диагноз нашим СМИ. Если мы с вами это не сделаем, то мы не сдвинемся с мертвой точки и наша встреча будет носить формальный характер».











Российский политолог Валерий Коровин считает, что большой проблемой российских СМИ является то, что их главная цель — извлечение прибыли.

«В основу функционирования нынешних медиа положена такая категория, как нажива, у нас все измеряется прибылью. СМИ зависят от количества просмотров и репостов их материалов. Тогда мы неизбежно скатываемся к необходимости транслировать низменные пороки и самые низкие человеческие качества для того, чтобы привлечь аудиторию», — поделился он.

Он также заявил, что «федеральные каналы — один из главных рассадников самых низменных человеческих качеств. Ток-шоу — это дешевый продукт, который заполняет эфир эмоциональным содержанием и позволяет за небольшие вложения получить высокую отдачу для того, чтобы продать рекламу. В системе, где нажива и доход являются главными показателями и категориями, невозможно продвигать никакие смыслы, идеологические модели».











Генеральный директор Центра изучения проблем международных санкционных режимов Марат Башировсчитает, что ошибка была совершена в тот момент, когда государство стало дотировать крупные телеканалы.

«Чтобы из этой ловушки выйти, нужно сделать из телеканалов хабы, выкупить время на новости, на аналитические программы, запретить им заниматься съемками сериалов ниже определенного уровня, для этого существуют культурные советы при Минкультуры РФ, и после этого вы получите приличный рейтинговый канал», — прокомментировал Баширов.











Член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Павел Пожигайло считает, что телевидение на сегодняшний день не готово принимать участие в формировании ценностей государственности.

«Существует такое понятие, как навязанная убежденность, — сказал он. — Средства массовой информации способны навязать такую убежденность, причем сам человек и не осознает, что ему эта убежденность навязана. Необходимо найти механизм финансирования средств массовой информации, который позволил бы остановить погоню СМИ за рейтингами, ради прибылей. Эта погоня за рейтингами ведет к деградации телевидения».

Александр Малькевич поддержал эксперта и добавил, что скоро на одном из телеканалов будет показана российская адаптация американского реалити-шоу «Беременна в 16», которое успешно прошло апробацию на Украине: «Зачем нам его забрасывают? Неужели продюсеры телеканала думают, что после его показа случаи подростковой беременности снизятся?!»

Говоря о вопросах нравственности, Павел Пожигайло подчеркнул: «Мы слышим отовсюду, какими все должны быть нравственными от людей, которые сами этому не соответствуют».

«СМИ сегодня слепок нашего общества», — добавил историк-международник, эксперт программы «Время покажет» на Первом канале Саркис Цатурян. По его мнению, главная проблема многих медиаресурсов в том, что они перестали давать знания.











Председатель центрального совета молодежного социально-культурного общественного объединения «Русь молодая» Сергей Лущ предложил разработать технологию подачи позитивного контента для журналистов. По его словам, на сегодняшний день частные игроки, нацеленные на прибыль, задают повестку, которой приходится следовать и государственным СМИ.

Многие из присутствующих — активные участники общественно-политических ток-шоу на федеральных телеканалах, что отразилось на формате круглого стола: дискуссия носила динамичный, экспрессивный характер. И практически все эксперты сошлись во мнении: пока что значительная часть российских СМИ об общечеловеческих ценностях не думает.











«У нас состоялся очень живой, бесцензурный разговор. Впервые на одной площадке собралось столько медийных людей с диаметрально противоположными взглядами. Это интересный опыт, и нам есть куда двигаться. Мы планируем продолжить наше общение, возможно, на базе Общественной палаты будет организован дискуссионный клуб, и тогда наши встречи будут регулярными. Более того, есть идея, используя современные медиа и социальные сети, транслировать наши дебаты в режиме онлайн. Главное, на мой взгляд — говорить о том, что действительно интересно и полезно простым гражданам. Кто знает, может, наши рейтинги однажды окажутся выше, чем у федеральных СМИ, и тогда мы составим им конкуренцию», — с улыбкой прокомментировал итоги круглого стола Александр Малькевич.

Источник
01.03.2019

Общественная палата РФ





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта