Андрей Захарченко: Не дали сдачи: Кто делает миллиарды на наших копейках (Россия: бизнес) (09.06.2019)

В 2018 году ЦБ не чеканил монеты достоинством ниже 1 рубля. А еще раньше, в конце 2012 года, Банк России отказался от чеканки монет достоинством в 1 и 5 копеек. Причины таких решений, утверждают монетарные власти страны, заключаются в том, что производство таких платежных единиц обходится казне гораздо дороже их номинала.
Впрочем, это не означает отказ государства от обращения монет достоинством ниже 1 рубля, пояснили представители ЦБ, поскольку на сегодняшний день цены на многие товары (в том числе и социально значимые), а также пенсии и пособия рассчитываются как в рублях, так и в копейках.

Как уточнили в пресс-службе ведомства, на сегодняшний день в обращении находятся 72,8 миллиона рублей однокопеечными монетами, 288,5 миллиона монетами по пять копеек, 2,5 миллиарда рублей десятикопеечными монетами и 3,6 миллиарда рублей монетами достоинством 50 копеек. К тому же, на руках у населения, по подсчетам ЦБ, может оставаться еще до 5 миллиардов рублей копейками, и мегарегулятор рекомендует банкам проводить с гражданами разъяснительную работу, призывая их сдавать мелочь в кассы, что поспособствует ее возвращению в оборот.

Что и говорить, цифры впечатляют, особенно последняя. Только вот с возвращением ее в оборот получается, мягко говоря, накладочка.

Трудно найти россиянина, который, пытаясь расплатиться в каком-нибудь магазине или на заправке мелкими монетами, не услышал бы фразы из разряда «мы мелочь не принимаем», «копейками уж давно никто не расплачивается» или «несите свои гроши в другое место».

Да, конечно, в большом городе, где практически в каждом квартале есть отделению того же «Сбербанка», сделать это не так уж и трудно. А как быть в отдаленной сельской местности? Садится в рейсовый автобус и трястись по ухабам пару часов для того, чтобы обменять мелочь на пару рублей? А в долгом путешествии? Прокладывать дополнительный маршрут?

Кстати, а с чего вообще торговцы взяли моду отказываться от копеек?

— В соответствии со статьями 27 и 30 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль, который состоит из ста копеек, — напоминает член Адвокатской палаты города Москвы, юрист Олег Трандин. — Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории России.

— Продавец, кассир не вправе отказать покупателю в приеме копеек, — резюмирует юрист Европейской Юридической Службы Ольга Широкова, — поскольку копейка является денежной единицей, как и купюра. В соответствии с 29 статьей названного выше закона, банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории России. В случае отказа в приеме копеек потребитель может обратиться с претензией к руководству магазина, оставить жалобу в Книге жалоб и направить жалобу в Роспотребнадзор.

Впрочем, для россиян, доходы которых стремительно падают вот уже несколько лет подряд, иной раз отказ от приема копеек может быть даже приятным, при условии, что сумма в чеке округляется до рубля в пользу покупателя. Однако это настолько редкое явление, что его впору заносить в какую-нибудь экономическую «Красную книгу».

Гораздо чаще торговцы поступают наоборот, округляя итоговые суммы в свою пользу. Причем ладно бы речь шла о 5−10 копейках (хотя и это для некоторых россиян ощутимые деньги). Нет, «округления» в 30, 40 и даже 60 копеек встречаются все чаще. Причем делается это походя. А когда находится покупатель, который робко пытается спросить с продавца недостачу, на него смотрят как на умалишенного. «Вот жмотяра, каких-то 40 копеек зажал, разве ж это деньги по нынешним временам?» — такая фраза не только читается в глазах «оскорбленных» таким поведением продавцов, но еще и нередко произносится вслух с самой уничижительной интонацией.

Расчет торговцев понятен: с миру по нитке — голому рубашка. С каждого посетителя по «десюнчику» — вот и тысчонка-другая в будний день (а сколько набежит в выходной, а затем — в месяц в торговой точке с хорошей посещаемостью?) неучтенного нала, с которым можно поступать как заблагорассудится.

А ведь для граждан это прямые потери существенных средств. Десять копеек недодали здесь, полтинничек — там, глядишь — за месяц потери уже десятков рублей, что по нынешним временам ощутимо уже практически для каждого.

— Копейка на данный момент не выведена из оборота, — уточняет Ольга Широкова. — Таким образом магазины и автозаправки неправомерно берут с покупателей деньги, округляя копейки до рубля в свою пользу, а не в пользу покупателя. Руководитель организации-продавца обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями (пункт 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30 августа 1993 года).

При получении от покупателя денег за товар кассир должен назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком. При этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно (пункт «В» части 4.1 Типовых правил эксплуатации ККМ). Поэтому возможность проведения промежуточных расчетов при розничной торговле не предусмотрена, сдача должна быть выдана единовременно бумажными купюрами и разменной монетой вместе с товаром и чеком.

Округление продавцом суммы копеек в чеке в сторону увеличения, констатирует эксперт, можно расценить, как обман потребителей. Несмотря на малозначительность правонарушения, такие действия сотрудника тем не менее нарушают правила торговли, поскольку в данном случае имеет место изменение цены товара.

— В этом случае, — добавляет Олег Трандин, — потребитель вправе взыскать и моральный вред в соответствии со статьей 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 300−1 «О защите прав потребителей». Для защиты своих прав потребителю следует сначала обратиться с соответствующей письменной претензией к администратору торговой точки. Если администратор отказывается ее принимать, то нужно направить ее по почте ценным письмом с описью вложения по юридическому адресу компании, которой эта торговая точка принадлежит. Если же претензия осталась без ответа, следует обратиться в суд по месту юридического адреса компании либо по своему месту жительства.

— В подобной ситуации покупатель также вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор о привлечении организации к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ, — дополняет коллегу Ольга Широкова. — В соответствии с данной статьей, обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан — в размере от 3−5 тысяч рублей, на должностных лиц — в размере 10−30 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере 20−50 тысяч рублей. В случае причинения моральных и нравственных страданий потребителю последний вправе требовать компенсации морального вреда. Размер компенсации при этом устанавливается судом.

— Однако, — напоминает Олег Трандин, — по закону о защите прав потребителя суды, как правило, взыскивают моральный вред в размере 5.000 рублей. Учитывая, что дела при этом рассматриваются месяцами, следует подумать: а стоит ли ситуация того, чтобы затевать подобную тяжбу?

Возможно, кто-то сочтет вполне резонным последнее соображение эксперта и предпочтет махнуть рукой на всю эту возню. Но в сложившейся экономической ситуации повсеместная тенденция недодавать сдачу вызывает раздражение у многих: мало того, что в цену товаров продавцы закладывают свои затраты на повышенный НДС, на амортизацию оборудования, на прочие налоги и сборы, которые в принципе должны платить со своей прибыли, так они еще и беззастенчиво «отжимают» у людей их кровные копейки.

Особенно беспринципным это выглядит в торговых точках, принадлежащих крупным продуктовым и нефтяным корпорациям, которые в той или иной степени контролирует государство. Учитывая, что в подобных организациях жестко регламентируется руководством абсолютно любое решение, вплоть до цвета носков у сотрудников, такое небрежное отношение к покупателю выглядит не самым лучшим образом.

В одной из таких торговых у корреспондента «СП» состоялся занимательный диалог с администратором.

Корр.: — Вы отказываетесь принимать копейки в счет оплаты товара, утверждая, что ими давно никто не расплачивается. Вы не можете сдать мне сдачу полностью, ссылаясь на то, что копейки вам давно не привозят. Так не проще ли в таком случае переписать ценники на товары, чтобы они заканчивались круглыми цифрами?

Адм.: — Раз вы такой умный, адресуйте свой вопрос нашему руководству. Нам распоряжения по ценам на каждую единицу товара присылают сверху.

Волей-неволей напрашивается вопрос: а на что же тогда тратятся получаемые подобными корпорациями субсидии из профицитного федерального бюджета, раз в них процветает подобное крохоборство?

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
09.06.2019

Андрей Захарченко





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта