Андрей Захарченко: Не пора ли ЕС без США договариваться с РФ о контроле за вооружениями? (Россия - ЕС) (28.05.2019)
В разговоре с корреспондентом немецкого издания Welt am Sonntag генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил: договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) ещё можно спасти, если Россия выполнит поставленное Западом условие. И добровольно уничтожит свои новейшие ракеты SSC-8 (9М729). Однако если российская сторона на это не пойдет, уточнил генсек, то в ответ Североатлантический альянс предпримет «соразмерный и скоординированный» шаг, который — внимание! — не будет связан с развертыванием в Европе новых ядерных ракет.
Если не новые ядерные ракеты, то что же генсек НАТО имеет ввиду?Оценивая по просьбе «СП» степень реалистичности подобного заявления, бывший руководитель аналитического подразделения «Вымпел», полковник ФСБ в отставке Владимир Клюкин предложил для начала освежить в памяти историю создания НАТО, а также биографию нынешнего генерального секретаря альянса.
— Во-первых, — напомнил эксперт, — блок НАТО изначально создавался как политический союз. Военным он стал несколько позже. А уж совсем милитаристскую окраску приобрел в последнее время в связи с недавними событиями в политической жизни Европы.
Во-вторых, господин Столтенберг никакого отношения к армии, в принципе, не имеет. Он, как говорится, ни разу не военный, — напомнил эксперт. — Фактически это просто некая «говорящая голова», озвучивающая то, что ему прикажут.
В настоящий момент Европа из-под Америки уходит. Что наглядно демонстрируют результаты выборов в Европарламент. В самих же США активно развивается политический кризис. И вот-вот «вашингтонский обком» начнет интересоваться расходами на содержание НАТО. А под это дело огромные деньги профуканы. Но поскольку господин Столтенберг свою зарплату получает из США и больше ниоткуда — он готов нести любую околесицу, лишь бы сохранить существующее финансирование.
«СП»: — А если на этот раз звучащие грозно слова Йенса Столтенберга не разойдутся с делом?
— Абсолютно ничего действительно угрожающего Североатлантический альянс в адрес России сделать не в состоянии. Вспомните хотя бы недавние учения НАТО в Черном море. Которые начинались настолько же помпезно и бравурно, насколько потом бесславно закончились. Показательно, что первыми-то «убежали» из акватории Черного моря именно американские эсминцы.
Поэтому все, что говорит Йенс Столтенберг, является обыкновенным нагнетанием ситуации. В карточной игре это называется откровенным блефом. Но не стоит забывать, для чего рядом с такими игроками обычно стоит свечной канделябр. Думаю, к отчаянно блефующему Столтенбергу Владимир Путин политический канделябр вполне может применить.
Кстати, под это определение отлично подходит откровенно демонстративный демарш Турции.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— В Турции очень развита военная инфраструктура. Именно в этом государстве развернуты американские военные базы, поскольку ракеты, запущенные с ее территории, в состоянии долететь до Московской области со всеми вытекающими отсюда последствиями. А тут этот один из старейших членов НАТО ведет переговоры о закупке российских зенитных ракетных систем С-400! Причем — не собирается отказываться от своего намерения, спокойно жертвуя ради этой цели американскими истребителями пятого поколения F-35.
Конечно, полностью выйти из блока НАТО Турция не в состоянии, но этот поступок Анкары о многом говорит.
«СП»: — Ну, пока одни страны занимаются демаршем, другие, наоборот, развивают сотрудничество с США. Развернули же американцы на румынской базе Девеселу так называемый «кинетический перехватчик», мобильный комплекс противоракетной обороны ТHAAD. И наземную стационарную систему «Иджис Эшор» модернизируют.
— Для меня гораздо более показательным является тот факт, что Германия отказалась использовать в качестве мишеней российские ракеты средней дальности, несмотря на давление США, чем то, что происходит в какой-то там Румынии.
Во-первых, румыны себя здорово подставили этой базой. Поскольку в случае войны «достать» ее для России не составит труда. Я имею в виду, конечно же, не пеший марш-бросок, а ракетный удар через территорию той же Украины.
Во-вторых, Румынию еще венгры прижмут так, что тем мало не покажется. Не вдаваясь в исторический экскурс, достаточно сказать, что взаимоотношения Венгрии и Румынии являются, мягко говоря, крайне напряженными. Достаточно сказать, что там фигурируют давние и серьезные территориальные претензии, затрагивающие в том числе и Молдавию.
«СП»: — То есть в настоящий момент НАТО — абсолютно «беззубый» блок? Зачем же делать пустые заявления?
— Нельзя сказать, что НАТО совсем уж «беззубая» организация. Определенные силы у нее есть. Просто она сейчас мечется.
«СП»: — А никто там никакую кнопку в помраченном сознании случайно не нажмет?
— Едва ли. Во-первых, решение о пуске крылатых ракет принимает президент США.
Во-вторых, существуют дублирующие контрольные системы, чтобы исключить случайный старт.
Конечно, вариант аппаратного или программного сбоя полностью игнорировать нельзя. Но здесь уместно вспомнить об исторических прецедентах прошлого века. Когда, например, время от времени на экранах американских радаров появлялись цели, которые сначала принимались за летящие в сторону США советские ядерные ракеты, то, какими бы сложными и напряженными ни были отношения, руководители двух наших стран тут же связывались между собой и выясняли причины ложного срабатывания. Так что паника — паникой, а инстинкт самосохранения срабатывал безотказно.
Что же касается судьбы самого Договора о ракетах средней и меньшей дальности, то, подчеркнул член-корреспондент Академии военных наук, ведущий эксперт центра военно-политических исследований МГИМО Владимир Козин, она решена окончательно и бесповоротно — 2 августа 2019 года этот документ, несмотря на все заявления, официально прекратит свое юридическое и фактическое существование.
— Американцы говорили, — напомнил эксперт, — что останутся в рамках договора, если мы уничтожим свою ракету 9М729. Но зачем приплетать сюда вооружение, которое никак не попадает под ДРСМД, если сами американцы нарушили его за последние 20 лет по количеству испытаний 108 раз? А по количеству задействованных в них запрещенных ракет-мишеней — 117 раз? Хоть и без боезарядов использовали, но в реальных условиях — с запуском, с перехватом, все, как полагается.
Причем, эта информация содержится в абсолютно официальных американских документах: в пресс-релизах Управления противоракетной обороны Минобороны США и в справочных материалах, появившихся под шапкой Исследовательской службы Конгресса США в декабре прошлого года и в феврале текущего.
Просто США во что бы то ни стало, нужно выйти из ДРСМД для создания собственной мобильно-грунтовой ракеты средней дальности наземного базирования. С целью последующего ее размещения на территории своих натовских союзников. Тем более, что средства на эти цели Конгрессом США уже выделены, а старые ракетные технологии еще живы. Так что непосредственная разработка может начаться очень быстро.
«СП»: — А чем, в свою очередь, может ответить на это Россия?
— Естественно, у России не остается никаких иных вариантов кроме симметричного ответа. Мы свободно сможем создавать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования с ядерным и неядерным снаряжением, а потом — и повышать их дальность.
Можем продолжать программу создания высокоточных систем гиперзвукового оружия, не ограниченного никакими международными контролирующими актами. Само собой, под прицел российских ударных сил будут поставлены все те места, где появятся новые американские ракеты. Причем — абсолютно не важно, будут они официально ядерными или неядерными?
А вот срываться с места в карьер в вопросе ядерных испытаний Владимир Козин все же не советует. Вместо этого эксперт рекомендует пока понаблюдать за развитием событий и ходом реализации ядерной стратегии США. Параллельно повышая эффективность обращений к мировому сообществу, доказывая с конкретными цифрами в руках, кто именно все-таки угрожает миру.
«Надо говорить европейцам: что вы, господа, все время оглядываетесь на США? Не пора ли России и Евросоюзу заключать какие-то отдельные договоренности в области контроля за ядерным оружием?» — резюмировал эксперт.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Андрей Захарченко