Валерий Громак: Неблагодарные вандалы (29.03.2018)

Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых. Эти слова дважды Героя Советского Союза Константина Рокоссовского вспоминаю в последнее время все чаще в связи с событиями в соседней Польше.
Мой отец ушел на фронт добровольцем в 16 лет. На него дважды приходили похоронки, в том числе в январе 1945-го из Польши. Но Иван Громак выжил, Победу встретил в Берлине. Сколько помню, отец всегда мечтал побывать на могилах побратимов. На кладбище в Вильнюсе, где покоится его танковый экипаж, мы успели вместе. А по польским фронтовым дорогам отца я проехал уже без него в мае 2016 года вместе с участниками автопробега памяти.
Мой отец ушел на фронт добровольцем в 16 лет. На него дважды приходили похоронки, в том числе в январе 1945-го из Польши. Но Иван Громак выжил, Победу встретил в Берлине. Сколько помню, отец всегда мечтал побывать на могилах побратимов. На кладбище в Вильнюсе, где покоится его танковый экипаж, мы успели вместе. А по польским фронтовым дорогам отца я проехал уже без него в мае 2016 года вместе с участниками автопробега памяти.
С бульдозерами на прошлое
Освобождая Польшу от нацизма, сложили головы 477 тысяч солдат и офицеров Красной армии. В их честь благодарные поляки воздвигли после великой войны на центральных площадях городов и весей памятники. Не скажу, что два года назад здесь все они были в идеальном состоянии. Но когда смотрю, как их сносят сегодня, сердце кровью обливается.
Сообщения звучат как трагические сводки о потерях. Власти города Тшчанка в Великопольском воеводстве снесли мавзолей красноармейцев на главной площади. В Варшаве испохабили надгробья на воинском кладбище. Варварски уничтожен памятник «В благодарность Советской армии» в Щецине.
В июле 2017-го президент Дуда подписал новую редакцию закона о декоммунизации, предусматривающую демонтаж советских памятников по всей стране, включая бюсты и памятные таблички. Кроме того, оговаривается удаление коммунистических элементов из названий школ, других социальных учреждений, зданий, сооружений и объектов общественного достояния, улиц, мостов и площадей. Уничтожению подлежит все, что «прославляет тоталитарный режим».
В этом году в Польше снесут 230 памятников солдатам Красной армии. В Варминьско-Мазурском воеводстве, граничащем с Калининградской областью, до 31 марта муниципальные власти обязаны избавиться от 11 монументов. Работа идет полным ходом.
Памятник благодарности Красной армии в Лидзбарке-Варминьском стоял в сквере у трассы, ведущей к польско-российскому погранпереходу. Возвращаясь домой, я часто останавливался здесь. На бетонном постаменте с надписью: «Красной армии, освободившей эти земли. От благодарных жителей Лидзбаркского повята», возвышались фигуры двух красноармейцев. Сегодня остались груды кирпича.
«Есть те, кто благодарен солдатам Красной армии, но есть и такие, кто считает, что они принесли с собой разрушения, – говорит замбургомистра Лидзбарка-Варминьского Себестьян Кужневский. – Надо учитывать их позицию. Мы предлагали Варминьско-Мазурскому воеводе установить фигуры красноармейцев на местном воинском кладбище, но получили отказ. Поскольку эта композиция, дескать, нарушит эстетику».
Воевода забывает, что до победы это был немецкий город Гейльсберг, взятый Красной армией в январе 1945 года в ожесточенном сражении и переданный Польше.
Именно в Лидзбарке-Варминьском в конце февраля прошло заседание международного «круглого стола» под названием «Требование к польским властям остановить снос памятников советским воинам», организованное активистами польской общественной организации «Курск» и российского международного союза «Наследники Победы». Среди полусотни участников российские дипломаты, представители польских муниципалитетов и полиции, журналисты и общественники из России, Польши, Белоруссии, Латвии, Литвы.
Воевода Артур Хоецкий также был приглашен. Но не приехал и даже не прислал представителя. «Значит, не хочет разговаривать со своим народом», – подчеркнул в докладе командир содружества «Курск» Ежи Тыц. Он с обеспокоенностью говорил о варварском отношении властей к памятникам освободителям от фашизма. Что нарушаются соглашения России и Польши – в договоре 1992 года и в межправительственном соглашении о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий записано: охране подлежат советские и российские захоронения, места памяти жертв войн и репрессий в Польше и польские – в России. Ежи Тыц и его сподвижники, начиная с 2013 года, восстановили около 40 военных памятников. Их снос, по его мнению, это угроза миру.
Польские же власти утверждают, что памятники ликвидируют якобы как коммунистические символы. Но какое отношение солдаты, погибшие при освобождении Польши, имеют к пропаганде коммунизма?
Звездная болезнь Варшавы
Очевидно: уничтожая памятники, Варшава руководствуется не столько борьбой с коммунистическим прошлым, сколько русофобией. Профессор Бронислав Лаговский еще в декабре 1999 года констатировал, что в Польше превалирует «звериная» русофобия, которая отождествляется в правых кругах с антикоммунизмом. Именно на ней строится нынешняя польская политика. Через СМИ, учебники, выступления различных политологов населению страны, начиная с детей, внушается, что Россия исторически – оккупант Польши и что не красноармейцы, а поляки сами освободились от нацистов.
Переписывая историю и воюя с памятниками, власти хотят укрепить националистическую идеологию, согласно которой Польша – самодостаточная держава. Они претендуют на лидерство в Восточно-Европейском регионе, может, даже в Европейском союзе. Именно с этой целью Варшава буквально в рот заглядывает Вашингтону, который, спекулируя на «угрозе с Востока», превратил Европу в арену новой холодной войны.
Представитель литовской ассоциации военной истории «Забытые солдаты» Иван Желтобрюх рассказал о начавшейся в Литве «тихой войне» с памятниками и продемонстрировал слайды из Шяуляя, Биржая. Активистам, которые ухаживают за могилами павших, чинят препятствия. Так, штраф в 1448 евро наложен на представителя ассоциации Виктора Орлова: в 2013 году он нашел и перезахоронил останки советских воинов, установил на могилах надгробия с контурами бесцветной пятиконечной звезды. Все с соблюдением местных правил.
Недавно Департаментом культурного наследия в спешном порядке внесены дополнения в «Порядок благоустройства значимого для иностранного государства недвижимого культурного наследия». По нему захоронения советских солдат и мемориальные комплексы значимы только для иностранного государства, то есть России, а не для Литвы и ее граждан.
Но вернемся в Польшу. Актуальность обсуждаемой темы подчеркнула Ванда Калюжная, консул генконсульства РФ в Гданьске. По ее мнению, борьба с памятниками с 2014 года идет по нарастающей. «Мы от своей позиции в любом случае не отступимся, – заявил в интервью интернет-порталу Onet.pl посол России в Польше Сергей Андреев. – По-прежнему считаем, что уничтожение памятников советским воинам-освободителям нарушает наши двусторонние соглашения. На некоторых памятниках есть символы – серп и молот, красная звезда. У поляков они вызывают свои ассоциации. Но польский суд признал, что красная звезда не является символом коммунизма. Однако звезды убирают вопреки позиции суда. Только в четырех воеводствах сосредоточено 135 памятных мест бойцам Красной армии, многие жители готовы их защищать, хотя и боятся открыто проявлять свою гражданскую позицию».
Сегодня отрицается сам факт освобождения Польши Красной армией. Но по плану «Ост» Польшу ждало уничтожение, она подлежала немецкой колонизации. Страна сохранилась только благодаря победе Красной армии. К тому же в границах, ставших результатом решений, принятых в Ялте и Потсдаме. Если нынешнее руководство страны не считает это освобождением, давайте говорить о ее спасении.
Председатель варминьско-мазурского отделения партии «Союз демократических левых сил», бывший глава Эльблонгского воеводства Владислав Манькут предупреждает: «После борьбы с советскими памятниками в Польше начнется борьба с умами. Важно знать, чем был фашизм, какой была Вторая мировой война, как люди ждали свободы. О том, что новый мир пришел с востока с Красной армией, сегодня не все знают, потому что об этом не говорят в школе».
Обеспокоенность уничтожением памятников недавно высказали министры иностранных дел Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Как официальный документ 72-й сессии Генассамблеи ООН они распространили заявление о недопущении и пресечении разрушения и осквернения памятников и объектов, увековечивающих память о мужестве и героизме погибших в борьбе с нацизмом и фашизмом в годы Второй мировой.
В Лидзбарке-Варминьском не уклонились от важного разговора и представители местной полиции, которые, по их словам, оперативно реагируют на факты вандализма. Правда, так и остался открытым вопрос руководителя представительства МО РФ по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом в Республике Польша Алексея Фомичева, почему так получается, что вандалами оказываются либо несовершеннолетние, либо пожилые поляки, не подпадающие под уголовную ответственность…
На «круглом столе» присутствовал и выступил вице-мэр Ольштына Ярослав Слома. Неоднократно видел его в Калининграде, слушал возвышенные речи о дружбе с Россией. Но на этот раз слово пана стало образчиком антироссийской истерии. Вице-мэр поставил знак равенства между нацизмом и коммунизмом, заявил, что для поляков «советские традиции абсолютно неприемлемы». Когда я попытался выяснить у Сломы, что дает право разрушать памятники, он быстро ретировался из зала.
Достойный отпор словам ольштынского вице-мэра дал варшавянин Масей Пореба, его слова встретили аплодисментами. Радует, что в Польше многие по-прежнему дорожат общей исторической памятью, защищают от варваров монументы наших павших солдат, побратимов моего отца. В Гливице, где после провокации нацистов началась Вторая мировая война, люди вышли на демонстрацию против демонтажа танка-памятника. Главный аргумент поляков был в том, что Т-34 хоть и советский, но принадлежал польской армии. «Танк – наш, уберите руки!» – написали люди на броне. Активисты в Катовице, где на ограждении кладбища погибших солдат уничтожили советскую символику, добились от Совета охраны памяти борьбы и мученичества письменного признания того, что «звезда является приемлемым символом, идентифицирующим солдат Красной армии». Жители городка Мендзыжече, спасая памятник и не надеясь на бумаги, как раз звезду на каске советского солдата замаскировали польской символикой – орлом.
Калининградские общественники вместе с членами международных организаций подписались под итоговым документом о крайнем вреде войны с памятниками тем солдатам, которые уже не могут защитить себя. Меня в этот момент мучил один вопрос: неужели у великой России нет рычагов, способных удержать власти Польши от надругательств над памятью советских воинов-освободителей? С высоких трибун мы заявляем, что победили фашизм. А в Польше он поднимает голову. Как иначе расценить то, что польские власти объявляют оккупантами воинов-освободителей, спасших мир от коричневой чумы? Как назвать разрушение памятника генералу армии Ивану Черняховскому с трансляцией вандализма по телевидению?
Официальный представитель МИДа России Мария Захарова выступила по этому поводу с заявлением, осуждающим подобные акции. Наше внешнеполитическое ведомство, по словам Сергея Лаврова, осуществляет необходимые шаги как на двусторонней основе, так и по линии профильных международных структур для противодействия «неприемлемой линии». Но, видимо, этого мало. Нашим дипломатам надо активнее защищать святыни от посягательств. Памятников и монументов, воздвигнутых в честь подвига наших отцов и дедов на территории Польши, остается все меньше. И если это не остановить, не заставить сейм отказаться от варварского плана, под бульдозер пойдут и могилы солдат и офицеров Красной армии.
«В контактах с польской стороной решительно настаиваем на недопустимости односторонних шагов в этой сфере, идущих вразрез с международно-правовыми обязательствами Варшавы. Требуем, чтобы памятники оставались там, где они были изначально установлены в привязке к конкретным историческим событиям», – сообщил на мой запрос сотрудник МИДа России Сергей Линевич.
Возможно, все так и обстоит и мы действуем правильно. Только почему польский Васька слушает да ест?
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Валерий Громак
Источник: https://vpk-news.ru