Денис Грачёв: Новая российско-украинская война: почему Украину она радует, а нас страшит (04.01.2019)
Украинский вопрос в минувшем году обострился до того, что теперь у украинцев есть своя православная церковь, а от Порошенко требуют объявить войну России. Ну и до кучи – информация о том, что Украина готовит очередное кровавое наступление на Донбассе.
И похоже, российско-украинские отношения не смогут продержаться в их нынешнем вялом формате долго. Это не тот «замороженный конфликт», какой имеется у России с Японией. Потому что в случае российско-японского конфликта обе стороны не испытывают жгучей ненависти друг к другу: они давно бы заключили мир, но мешает национальная гордость и национальные же интересы.Курильскую проблему можно рассматривать как клин, навек вбитый между русскими и японцами – чтобы они не договорились никогда и ни при каких обстоятельствах. Так и будет, даже если Путин отдаст острова: конфигурация конфликта такова, что японцы воспримут это как капитуляцию и захотят дальнейших территориальных уступок. И вместо курильской мы получим сахалинскую, например, проблему. Но важно тут то, что ни одна сторона не хочет решать этот конфликт военным путём.
С Украиной ситуация принципиально иная. Украине нужна война с Россией, чтобы оправдать всё, что уже сделано и что ещё предстоит сделать. С войной связаны и все ее надежды на лучшее будущее и новые западные кредиты. Войны с Россией хотят даже те, кто в ней лично участвовать не собирается, а собирается бежать (может быть, в ту же Россию). Потому что одно дело – лить кровь на передовой, а другое – пользоваться плодами победы (или поражения: оно тоже иногда плодоносно, особенно в случае войны с ненавистной Западу путинской РФ).
Что касается России, тут всё сложнее. Нужна ей или нет война с Украиной – вопрос так не стоит. Кремль явно пребывает в ожидании встречного хода, думая, как отразить его.
Предположим три варианта развития российско-украинского конфликта.
Вариант 1. Откладывание конфликта.
Россия ещё способна отложить горячую фазу конфликта на несколько лет. Украина в этом тоже отчасти заинтересована: ее армия должна получить новые вооружения, а украинцы должны дозреть до ощущения того, что убивать москалей и впрямь легко и приятно.
Попутно должна быть решена задача окончательного удушения ДНР и ЛНР.
Теперь уже ни для кого, кажется, не секрет, что «республики» не нужны Кремлю ни в каком виде. Он донецким «ничего не обещал», и само существование ДНР и ЛНР – это, как исподволь внушается им, историческое недоразумение. Их нельзя ликвидировать сразу, потому что репутационные потери тогда будут слишком велики. Они должны тихо угаснуть – медленно, больно и крайне унизительно; Новороссия должна умереть как идея.
Все, кто на патриотической волне 2014 года поддержали русское восстание, должны устыдиться своей глупости и навсегда заучить, что русские восстания всегда кончаются плохо для самих же русских. Что касается донецких, они должны сами приползти на брюхе, глотая слёзы, в Украину. И униженно просить ее принять их обратно, поскольку Россия их обманула и предала.
Сценарий тут возможен такой. После долгой и унизительной агонии в ЛДНР к власти приходят не просто ручные люди, а прямые московские чиновники. И начинают «во исполнение Минских договорённостей» процесс реинтеграции мятежных областей в украинское правовое пространство. В итоге все, кто могут, оттуда сбегут, а оставшиеся – сдадутся на милость украинским победителям.
Кончается всё тем, что Путин даст украинским партнёрам кредит (безвозвратный, разумеется) в 10 миллиардов долларов.
Вариант 2. Победа Украины.
Не стоит думать, что Украина не может победить Россию – или хотя бы добиться такого положения, которое может быть воспринято как победа. Например – образцово-показательный захват территорий ДНР и ЛНР.
Правда, после этого придётся делать то же, что было сделано в Славянске – то есть одновременно проводить чистки и бросать в регион средства, чтобы продемонстрировать там образцово-показательную украинизацию. Но с деньгами поможет Запад, который всё с меньшей охотой, но всё же подкармливает Украину.
Такой вариант вполне устроил бы Россию, особенно в случае попутного снятия претензий за Крым. Но вот это как раз и маловероятно: почувствовав вкус победы, украинцы не смогут удержаться от новой волны за возврат «ридного Крима».
Тут Украина еще сможет поразыгрывать всякие спектакли на Европу, суть которых в том, чтобы монетизировать этот невозврат. Сумела же Грузия конвертировать потерю Абхазии в блестящую победу – получение миллиардов евро, окончательную ликвидацию российского влияния и новую позицию в мировом раскладе. Почему бы не повторить подобное на Украине?
Вариант 3. Военная победа России.
Это, пожалуй, самое плохое, во что может вылиться российско-украинский конфликт.
Представьте себе: российские танки, рыча, пересекают границу. Вот они идут через Донецк, осыпаемые цветами. Вот взят Мариуполь, вот Одесса пала. И вот наконец российские войска входят в Киев. Порошенко бежит в Грузию (или на Гаити), на его место садится «пророссийское правительство» – весьма вероятно, во главе с Януковичем. «Ура, мы победили!»
А теперь подумаем, во что нам этот праздник обойдётся.
У Путина есть всего одна модель подобной победы – чеченская. То есть побеждённых нужно заливать из брандспойта потоками денег и предоставлением им сверхпривилегий. И в случае с Украиной уже какими-то жалкими 10 или 30 миллиардами долларов не обойтись.
Во-первых, завоёванная Украина ни в коей мере не потеряет ее суверенитета – никто и не позволит этому случится на международном уровне. Всё, чего можно будет добиться от «пророссийского правительства» – это подписание каких-нибудь «соглашений». Неважно даже, что в них будет: украинская сторона подотрёт ими гузно при первом же удобном случае. При этом даже уже подтеревшись ими, она будет принуждать Москву выполнять эти соглашения.
Во-вторых, Крым никто в мире российским не признает, а Донецк и Луганск оставят «в составе единой и неделимой Украины» уже с полным на то основанием: Украина же теперь «вся наша», зачем им независимость? Руководители республик расскажут, что они всего добились и теперь у них нет никаких противоречий с украинскими властями и т.п. И благополучно сдадут всё киевским чиновникам, которые через пару лет, конечно, их всех посадят за измену Родине – если те не смогут удрать хоть куда-нибудь.
При этом жители Украины будут настроены дико антирусски даже по сравнению с нынешним уровнем. Себя украинцы будут чувствовать одновременно и героями-жертвами, и удачливыми хитрецами, севшими на шею глупому врагу.
Более радикальные укропы начнут партизанить. То есть в Киеве и в других украинских городах всё время будет что-то гореть, взрываться, а чаще – просто обливаться жёлтой и синей красками. Каждое такое деяние будет подаваться как ещё одна победа над оккупантами. Российское же командование всё это будет героически сносить, а солдатам в очередной раз прикажет всё терпеть и не поддаваться на провокации. Даже когда внутренности очередного русского солдатика развешают на каком-нибудь заборе.
Почему в этом варианте все будет именно так, а не иначе? Да по одной простой причине: Кремль и на своей-то территории вызывает сейчас все большее негодование и отторжение населения. А уж на чужой ему с его бездарными, вконец выродившимся управленцами и вовсе удачи не видать.
Впрочем Путину все это наверняка доподлинно известно – почему он и отказался наотрез от идеи Новороссии, из которой его присные способны сделать лишь очередной распил с позором для России.
Военных и материальных средств для захвата не только Новороссии, но и Киева у нас сейчас с лихвой. А вот морального запаса – нет, чему свидетельство героя Донбасса и ярого прокремлевского добровольца Захара Прилепина, который заявил недавно: «Ухожу оттуда, потому что не хочу воевать за капитализм».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Денис Грачёв
Источник: https://publizist.ru/blogs/33/28805/-