Дмитрий Курганов: Новые стандарты образования: Облегчат ли они жизнь учителям, школьникам и их родителям? (28.09.2018)

Среднее образование в России вступает в новую эру, которая будет ознаменована принятием концепций по каждому типу школьных предметов и исключением из федерального перечня учебных материалов пособий, не прошедших дополнительную экспертизу.
Намерения по-настоящему благие: сделать качество обучения детей одинаковым вне зависимости от места проживания – в городе-миллионнике ли учится школьник или в районном центре. Отдельным пунктом для Министерства просвещения стоит вопрос о сокращении числа учебников, по которым занимаются дети.Глава ведомства Ольга Васильева сообщает, что первые предметные концепции уже приняты, в том числе историко-культурный стандарт, концепция по русскому языку и литературе. На очереди для рассмотрения в октябре стоят еще семь концепций. Такие стандарты будут разработаны для всех предметов, включая ОБЖ и физическую культуру.
В процессе были задействованы специалисты весьма высокого уровня. Например, в разработке концепции по технологии, которой в современных реалиях уделено особое внимание, приняли участие сотрудники Агентства стратегических инициатив и WorldSkills Russia. Концепцию по обществознанию составляли члены Ассоциации юристов России. И так далее – везде серьезные эксперты.
Принятие новых стандартов приведет не только к постепенному изъятию из учебного процесса «лишних» пособий, но и к обновлению имеющихся. И если учебники по истории уже приведены в соответствие с историко-культурным стандартом, то, например, курс «Экономическая и социальная география мира», по мнению экспертов, требует обновления ввиду стремительно распространяющейся по миру глобализации.
Если раньше нередко директор школы указывал учителям, по каким учебникам вести занятия («какие купили, по тем и занимайтесь»), то многие новые пособия теперь доступны и в электронном виде. Поэтому одни учебники могут давать школьникам базовый материал, а из других преподаватель будет брать интересные задания или дополнительную информацию, которую может донести до учащихся на уроке.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) для начальной школы уже одобрены. По словам Ольги Васильевой, уже до конца текущего года будет утвержден стандарт и для средней школы. Основное и принципиальное отличие состоит в том, что впервые ФГОСы будут содержать конкретные указания – что, сколько времени и когда именно изучать. Действительно, до сих пор можно встретить ситуации такого плана: ребенок при переходе из 5-го класса в 6-й другой школы сталкивается с тем, что ему приходится на математике вновь изучать обыкновенные дроби, при этом в новой школе десятичные дроби уже прошли. И такие перемены тем между классами – не редкость.
Треть учебников непригодна
В цепочке «предметные концепции – стандарты – учебные пособия» мы добрались до последних. Дополнительная экспертиза, затронувшая все учебники из федерального реестра, выявила, что примерно треть из них необходимо исключить. Встает, правда, вопрос: а как так получилось, что сотни пособий прошли первоначальную экспертизу и были включены в реестр?
Раньше за проверку качества учебников отвечали в первую очередь сами издательства, заказывавшие экспертизы у РАН и других организаций. Судя по всему, качество этих экспертиз оставляло желать лучшего. В некоторых учебниках перепутаны химические элементы, допущены другие фактические ошибки, тексты нередко писались корявым языком. Зачастую используются термины, определения которых не так просто найти, а общее построение пособий неправильно с методической точки зрения. Авторы подобных творений зачастую находятся в дружеских или деловых отношениях с руководством издательств.
Ольга Васильева пообещала существенно сократить нынешний перечень из 1376 учебников до конца года. Такое количество явно избыточно.
Можно и нужно, только осторожно
Учителя, впрочем, считают, что в создании единого стандарта не нужно заходить слишком далеко. Все дети разные – и по своему потенциалу, и по состоянию здоровья. Исторически в школах сложился разный уровень учеников – в гимназиях зачастую конкурс по несколько человек на место, чего не сказать о простой школе в спальном районе. Грустно, но факт: перед учителями этих учреждений стоят несколько разные задачи, как бы ни пытались декларировать обратное.
Именно поэтому так важна роль преподавателя. И именно поэтому учебное пособие должно быть приложением к нему, а не наоборот, как планирует сделать «Московская электронная школа». Учитель должен иметь возможность видоизменять то, как и при помощи каких инструментов он преподносит знания школьникам, но делать это необходимо только в рамках тех самых ФГОСов.
Поводов для паники нет
Намерение Министерства просвещения закончить принятие всех основных предметных концепций и пересмотр федерального перечня учебных пособий до конца не означает, что с нового года школы бросятся закупать новые, а школьники - сдавать посреди учебного года старые. Каждый учебник имеет свой так называемый «срок жизни», который равен пяти годам. Именно в эти временны́е рамки и будет проходить замена.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Курганов
Источник: https://tsargrad.tv/articles/novye-standarty-obrazovanija-oblegchat-li-oni-zhizn-uchiteljam-shkolnikam-i-ih-roditeljam_160038