Ольга Четверикова: О поколении без нравственных ориентиров (05.04.2016)
В России существует множество документов, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания. Есть концепция с одноименным названием, есть «Национальная стратегия действий в интересах детей», «Стратегия развития воспитания» и прочие документы, которые содержат много красивых слов.
Но мы видим одно: чем больше документов принимается и чем больше говорят об этой проблеме, тем более остро она стоит. Происходит это из-за того, что, во-первых, в этих документах прописаны настолько общие и абстрактные вещи, что их никак нельзя назвать стратегией или концепцией. И главное, в них замалчиваются или просто игнорируются те глубинные ценности нашего народа, которые обусловили своеобразие духовного пути России и определяли нравственный облик и советского человека. Сегодня о них молчат. Кроме того, эти документы носят чисто декларативный характер и не указывают пути достижения целей и решения существующих проблем.Это происходит потому, что те ценности, которые сегодня реально реализуются в нашем обществе, совершенно несовместимы с теми красивыми лозунгами, которые провозглашаются в документах. Нравственность и мораль определяются тем, во что верует человек. Поскольку у нас господствует принцип мировоззренческого и нравственного плюрализма, релятивизма и терпимости, у нас не может быть не только национальной идеологии — нет и понимания того, что нравственно, а что безнравственно. Между тем в силу того, что власть в России принадлежит крупному капиталу, он и определяет, что хорошо, а что плохо. Соответственно, то, что ему приносит высокую прибыль, хорошо, а что не приносит, плохо. Поэтому в реальной жизни действует только один этический принцип — конкурентоспособность.
Как преподаватель могу сказать, что именно на это ориентирована вся образовательная деятельность в высшей школе, и на это же ориентирована вся воспитательная деятельность в школах и детских садах. Уже с малого возраста наших детей приучают к конкуренции, борьбе за лидерство. А учитывая, что все одновременно не могут быть лидерами, понятно: это ведет к постоянному соперничеству всех против всех — и делает невозможным и солидарность, и братство, и взаимовыручку, и взаимопомощь. Если только, конечно, это не сопровождается какими-либо вознаграждениями. Так что корысть выходит на первое место, и патриотизм выгоден постольку, поскольку он позволяет самоутвердиться и встроиться в правящую вертикаль.
Поскольку у нас приватизируется все (собственность, социальная сфера, сфера культуры и образования и даже функции государства — напомним о законе № 210, 2010 год), то все превращается в товар. Именно с точки зрения пользы для бизнеса и рассматривается сегодня характер деятельности любого сообщества. Поэтому какие бы красивые фразы ни произносили и ни прописывали педагоги, в реальности детей готовят к тому, что они должны стать эффективными менеджерами — в здравоохранении, образовании, искусстве, науке. Выгода, прибыль, конкуренция — вот истинные ценности. Это распространяется и на отношение к семье, это определяет и понимание того, что есть любовь и что значит любить. Отсюда такой упадок нравственности, всеобщая распущенность и утверждение чувства вседозволенности.
У нас любят напоминать о десяти заповедях, и из всех этих заповедей меньше всего говорят о заповеди «не укради». Но власть олигархов основывается на нарушении именно этой заповеди. А дети очень тонко чувствуют неправду. Поэтому, когда с раннего детства они видят разрыв между словами и делами, у них формируется глубинное недоверие к тем традиционным нравственным ценностям, на основе которых идет воспитание в семьях верующих, и закрепляется убежденность, что нравственность — понятие относительное, если речь идет о семьях, пропитанных духом толерантности.
Ну и, конечно, чисто потребительские установки настолько сильно калечат психику детей, что в современном воспитании не остается места созидательному труду, который заменяется симуляцией творчества, прикрывающей пустоту духовно-нравственного мира современного человека.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://rusplt.ru/our-people/our-people-1_106.html