Михаил Делягин: О времени Березовского (06.05.2018)

Видный либерал Петр Авен, Министр внешнеэкономических связей правительства Гайдара, председатель совета директоров «Альфа-банка», издал под названием «Время Березовского» сборник бесед со своими единомышленниками. Отвечая на вопросы Авена о Березовском, либералы разных мастей через призму его личности весьма красочно и убедительно показали свое восприятие этого проклятого для России времени, демографические последствия которого сопоставимы с последствиями гитлеровского нашествия.
Помимо бесчисленного потока привычного в устах либералов бесстыдства в этом сборнике интервью блеснул целый ряд подлинных жемчужин, представляющихся исключительно ценными с сугубо познавательной точки зрения.
С глубокой и искренней благодарностью к Авену мы предлагаем их вашему любезному вниманию: не по значимости, чтобы не навязывать вам своего видения, а просто по порядку - с минимальными комментариями.
«К тому времени, когда я стал генеральным директором, ЛогоВАЗ уже существовал несколько лет. И за эти несколько лет накопилось колоссальное количество проблем… Не буду говорить про ситуацию с налогами, которая была просто катастрофической, потому что если копнуть, бюджета Российской Федерации не хватило бы, чтобы заплатить задолженность по налогам».Помимо бесчисленного потока привычного в устах либералов бесстыдства в этом сборнике интервью блеснул целый ряд подлинных жемчужин, представляющихся исключительно ценными с сугубо познавательной точки зрения.
С глубокой и искренней благодарностью к Авену мы предлагаем их вашему любезному вниманию: не по значимости, чтобы не навязывать вам своего видения, а просто по порядку - с минимальными комментариями.
(Юлий Дубов, один из ближайших друзей Березовского на протяжении длительного времени, стр.172 – яркое свидетельство либерального отношения к налогам даже в то время, когда налоги были совсем невысоки, и в целом уровня либеральной ответственности по отношению к государству и обществу. Напомню, что Березовский рассматривается в книге не как выродок, а именно как символ, как наиболее полное, яркое и целостное выражение сути своего времени).
* * *
«Власть изменилась. И все, абсолютное все люди бывшего Советского Союза считали, что теперь каждый должен стать миллионером. И деньги должны сыпаться миллионами»
(Марк Шейман, ранее Исмаилов Магомед Ужахович, с 1989 по 1994 г. заместитель по безопасности генерального директора СП ЛогоВАЗ, стр.194 – яркое и точное выражение мироощущения момента сразу после распада СССР, разумеется, не «абсолютно всех людей», а их активной предпринимательской части. Далеко не все представители этой части считали людьми тех, кто не был вовлечен в бизнес.)
* * *
Залоговые «аукционы создали класс по-настоящему богатых людей, концентрация огромных ресурсов в руках которых отныне действительно давала им возможность влиять на судьбу страны. Хотя бы просто потому, что теперь на предприятиях каждого работали сотни тысяч человек. А за успех выборов Ельцина власть чувствовала себя благодарной и обязанной тем же крупнейшим бизнесменам… Начал в полной мере складываться симбиоз бизнеса и власти, определивший наше будущее…»
(Петр Авен, стр.210 – полное, хотя и политкорректное, описание механизма создания олигархии).
** *
Березовский «видел себя особенным, …претендовал на особые права и на политическое влияние, а после 1996-го – в явном виде на управление страной. Если, как он считал, большой бизнес. обеспечил победу Ельцина, то естественно и участие его в управлении. И компенсации, типа «Сибнефти» и НТВ, тоже естественны».
(Петр Авен, стр.211 – стоит отметить, что это относится не только к Березовскому, но и ко многим из тех, кого автор ему противопоставляет. Просто им хватало ума, такта или простого опыта выражать свои претензии на власть менее откровенно).
* * *
Петр Авен: «В начале 1990-х годов директора и губернаторы были еще старой формации, вообще деньги меньше значили…»
Евгений Швидлер: «[Они] просто думали о том, что хорошо их народу, что хорошо их струдникам, - а сотрудников 200 тысяч, а жителей региона – 3 миллиона человек. Этими бытовыми копейками они не марались. И таких было много…»
(Евгений Швидлер, в 1995-2005 – вице-президент, президент «Сибнефти», стр.284 – стоит вспомнить признание бессменного ректора Высшей школы экономики либерала Кузьминова и мужа председателя Банка России Набиуллиной: «Чтобы выдавить «красных директоров», …в начале 1990-х годов… породили класс «малиновых пиджаков», которые благодаря своему животному интересу выдавили предшественников». «Красные директора» - это те самые близкие к святости люди, которыми после их истребления восхищаются либералы Авен и Швидлер, «малиновые пиджаки» - бандиты, «выдавливавшие» этих честных директоров физическим уничтожением, а «порождали» бандитов либералы, как можно понять даже из слов Кузьминова, вполне осознанно).
* * *
«Наш бизнес просто не созрел…, чтобы мы взяли ответственность за свою страну. Каждый преследовал свои корпоративные интересы на более высоком уровне. Когда все стали богатые, появилось больше инструментов в руках, и все начали друг друга рвать, используя государственный ресурс. Мы теряли лицо перед обществом, в котором живем… Вся страна… понимала, что у бизнеса нет ничего святого. И мы получили… страну… без закона, без права, где есть только установки и понятия. То же самое произошло на Украине – их олигархи разорвали страну. Нет никакого порядочного отношения к своей стране, к своей власти.»
(Юрий Шефлер, бизнесмен, живет в Великобритании с 2002 года, когда Генпрокуратура возбудила против него уголовное дело, стр.345 – четкое, хотя и крайне сдержанное описание ситуации 90-х, воспринимаемых либералами как святое, идеальное время, в которое надо опять запихнуть Россию).
* * *
«У Чубайса всегда была такая позиция, что… он задавал правила, которые предоставляли возможность нечестно играть. С другой стороны, сам он пытался при этом остаться честным.»
(Петр Авен, стр.392 – математически точное описание противоречия, из-за которого сверхуспешная блистательная карьера Чубайса гармонично и без каких бы то ни было видимых потрясений увенчалась полным личным жизненным крахом.)
* * *
«Копеечные гонорары за книжку. По 50 тысяч долларов за брата».
(Петр Авен, стр.397 – о «книжном скандале» 1997 года, из-за которого правительство очистили от Чубайса и части его группы. В полностью нищей благодаря их деятельности, разоренной стране с массово недоедающим населением, пресловутым «русским крестом» - двукратным падением рождаемости и ростом смертности – для жирующих и наслаждающихся этим адом либералов 50 тыс. тогдашних долларов, действительно, были копейками.)
* * *
«Еженедельные совещания в администрации по телевидению – о том, что должны показывать Первый и Второй канал, - начал отнюдь не Березовский и отнюдь не Путин. Их начал проводить Чубайс».
(Петр Авен, стр.415 – истинная правда: еще одна демонстрация того, что в России – да и в мире, наверное, - нет носителей боле тоталитарного сознания, чем либералы, и нет более лживых людей, ибо они постоянно и повсеместно отрицают свою тоталитарную природу, обвиняя в ней своих противников.
Но нельзя исключить, что упоминание этого и ряда других фактов, - на фоне умалчивания других фактов в отношении других людей, - аккуратная форма мести Чубайсу за несогласие с Авеном по ряду вопросов, которые будут раскрыты ниже).
* * *
«По мне, так лучше контроль легитимной власти, чем группы богатеев».
(Петр Авен, стр.416 – едва ли не кощунственная для либерала мысль, но не переживайте: думаю, если уточнить, то «легитимной» властью даже для самого совестливого либерала окажется не та, которую поддерживает народ России, а та, которую признает таковой госдепартамент США как страны базирования основной части глобального бизнеса или власти иной западной страны. Ведь либерал со времен Керенского – это тот, кто считает, что государство должно служить не своему народу, а глобальному бизнесу против своего народа.)
* * *
«…Евгений Максимович был человек совсем не коррумпированный… Поэтому…, безусловно, Примаков – это была большая угроза завоеваниям 90-х.»
(Петр Авен, стр.447 – исчерпывающе точно о коррупционной сущности как «завоеваний 90-х», так и поклоняющихся этому времени либералов).
* * *
«Березовский держался на аморальности общества в целом. На том, что никакие нормы не являются незыблемыми, все является вопросом переговоров».
(Михаил Фридман, председатель наблюдательного совета «Альфа-Групп», стр.452 – точнее, не общества, а «власти»: но олигархи, по-видимому, и воспринимают как «общество» то, что для народа является «властью». И сказанное про березовского относится и к большинству либералов: Березовский был просто наиболее ярким и полным выражением общей тенденции, о чем, собственно, и написана вся книга Авена.)
* * *
Демьян Кудрявцев, в 2006-2012 генеральный директор ИД «Коммерсант»: - [В 1996 году после 1990 года в Москве поразило] странное ощущение постоянного риска, постоянного страха, огромного количества никогда не виданных мною советских бедных людей, которых я замечал, в отличие от тех, кто жил здесь в 1991-м и 1993-м. С их точки зрения, бабушек, которые торгуют вязаными носками у метро, к 1996 году даже стало меньше. А я сравнивал с 1988-м, например, и сам тот факт, что они были, все время заставлял меня оборачиваться.
Петр Авен: - На самом деле в 1988 году было еще беднее, просто бабушек гоняли с улиц.
Демьян Кудрявцев: - …Моя бабушка получала пенсию – 28 рублей… С другой стороны, совершенно все было можно. Когда никаких правил нет, …кроме первых трех заповедей ничего тебя не интересует. Я не говорю “десяти”.
Стр.456.
Для понимания морального облика российских либералов 90-х стоит напомнить эти три заповеди, которые единственные действовали для Кудрявцева, - и далеко не только для него одного (заповеди общие для иудаизма и христианства): «да не будет у тебя других богов», «не сотвори себе кумира», «не произноси имени Господа всуе». «Почитай отца твоего и мать твою» - пятая, «Не убий» – шестая, «не укради» – восьмая, «не произноси ложного свидетельства» (то есть не клевещи) «на ближнего своего» - девятая. Даже «чти субботу» (у христиан воскресенье) – четвертая.
Таким образом, либералы с ностальгией и восторгом вспоминают 90-е годы в том числе потому, что в то время вполне искренне считали (по крайней мере, некоторые из них) себя вправе убивать, красть, клеветать и пренебрегать родителями, - оставаясь при этом в своих глазах глубоко верующими и моральными людьми.
Ощущение разлитого в воздухе в 90-е страха и неуверенности передано Кудрявцевым фотографически точно. Какую жизнь прожила его бабушка, что на излете Советской власти ее пенсия была 28 руб/мес, было бы интересно узнать (скажем моя мама, не выработавшая полностью необходимый трудовой стаж из-за моих болезней и работавшая младшим научным сотрудником с небольшой зарплатой, получала пенсию в 94 рубля, что было даже с учетом лекарств достаточно для скромной, но вполне нормальной жизни даже в 1990 году, уже после краха потребительского рынка СССР), - но жизни бывают разные.
А вот фраза Авена о том, что в 1988 году люди жили беднее, чем в 1996, - прямая, явная и по-либеральному любующаяся своей наглостью ложь. Возможно, он бессознательно переносит на бабушек свою биографию: он действительно жил в 1988 году значительно беднее, чем в 1996, когда 50 тыс.долл. были для него «копейками», и думает, что так было со всей страной.
Бедные и даже нищие, конечно, были и при Советской власти, - однако их было мало, и кромешную нищету, которой грохнули по стране Авен и его либеральные подельники, никто не мог вообразить не только в 1988, но даже и после 1 июля 1991, когда уже заморозили вклады в Сбербанке. В 1988 году торговать на улицах было нельзя просто потому, что «бабушек», не выживших бы без этого, было исключительно мало. А в 1992 году Гайдар и его команда поставили на грань выживания почти весь народ. Просто либералы отлично заработали на этом, - и до сих пор, прикрываясь по-западному бредовыми мантрами в стиле «дела Скрипалей», не хотят даже думать о чудовищных муках, на которые они обрекли десятки миллионов людей, и об уничтожении, на которое они обрекли миллионы.
* * *
«Однажды Потанин и Фридан вошли в столовую, и люди начали вставать при появлении Потанина. Потанин сказал Фридману: «Они должны чувствовать мою биологическую исключительность»».
(Петр Авен, стр.472 – это характерно для российских реформаторов. Авен уточняет: «Человек, который это сказал, в принципе не может быть либералом», - явно имея в виду либералов времен Вольтера, а не времен Березовского, потому что с другим отношением к людям невозможно уничтожать их так, как делали и делают это своей политикой российские либералы. Сейчас столь же современное либеральное отношение к, например, детям «простолюдинов» демонстрирует новая икона либерального клана К.Собчак.)
* * *
«Беспринципность, возведенная в принцип, - это вот он [Березовский]».
(Евгений Швидлер, стр.703 – и то же, пусть и в меньшей степени, можно сказать и обо всем либеральном клане в целом. Исключений – и по отдельно взятым людям, и по отдельно взятым принципам, - не так уж и много. Березовский лишь гротескно, предельно выпукло обозначил главные свойства либерального клана.)
* * *
«У нас модель российская, она не может быть американской. Потому что нам на тысячу лет больше, потому что Россия в другом месте расположена и имеет другую историю. И не надо считать, что у нас должно быть так же, как их взаимоотношения между CNN и NBC: эти поют за демократов, а эти за республиканцев. Нет. У нас по-другому».
(Анатолий Чубайс – человек, который своей личностью дискредитирует любые истины, которые произносит; вполне как Березовский компрометировал патриотизм и демократию своими пламенными патриотическими и демократическими статьями из Лондона. Стр.712).
* * *
«Мы были не по размеру той задачи, за которую взялись».
(Анатолий Чубайс, стр.715. Но, думаю, если у него появится шанс еще раз взяться за уничтожение страны, этот человек его не упустит.)
* * *
«Для меня идеологема о том, что свобода больше родины и что родина – это не территория, - не обсуждается…»
(Петр Авен, стр.717 – и из разговора дальше следует, что, если люди его страны не согласны с Авеном, то тот их будет перевоспитывать, априори считая несогласных и инакомыслящих «вертухаями лагерей» и не интересуясь их мнением. Судя по тону его беседы с Чубайсом, выглядящим на его фоне относительным гуманистом, не поддающиеся принудительному перевоспитанию подлежат для Авена уничтожению, как насекомые, - и при этом он без тени сомнения, вполне искренне считает себя гуманистом и демократом, либералом в стиле Вольтера!)
* * *
«Березовский заказал убийство Юлии Владимировны Тимошенко… Эту информацию… я получил… из генеральной прокуратуры Украины».
(Станислав Белковский, политолог, стр.749 – Белковский, разумеется, не настаивает на точности этой информации, но, судя по контексту разговора, не сомневается в ней. И, зная это, он продолжал общаться с Березовским и учиться у него. Хотя, с другой стороны, если даже для чувствующих себя высокоморальными верующими либералов действительны только три первые заповеди, - в чем проблема?)
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Михаил Делягин
Источник: http://zavtra.ru/blogs/vremya_berezovskogo