Анна Седова: Об уничтожении Панциря и отказе от поставок С-300 Сирии (14.05.2018)

10 мая Армия обороны Израиля опубликовала видео, на котором израильская ракета Spike NLOS уничтожает предположительно принадлежащий сирийской армии ПЗРК «Панцирь-С1». На записи, сделанной камерой на самой ракете, видно, как снаряд подлетает к машине, на которой установлено военное оборудование, после чего картинка пропадает. В пояснении к ролику сказано, что был уничтожен комплекс, который по классификации НАТО называется SA22. По российской классификации это самоходный зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-С1».
Этот инцидент стал первой подтвержденной потерей «Панциря-С1» в ходе боевых действий в Сирии. Израильская армия утверждает, что в ходе последнего авианалета на Сирию были уничтожены пять таких комплексов. Причиной для атаки в Тель-Авиве назвали ракетный обстрел Голанских высот со стороны Сирии, якобы произведенный иранскими формированиями. Их же позиции, по заявлениям, атаковал Израиль.По данным Минобороны РФ «в нападении было задействовано 28 израильских самолётов F-15 и F-16, которыми выпущено по различным районам Сирии около 60 ракет класса «воздух-поверхность». Также со стороны Израиля было выпущено более 10 тактических ракет класса «земля-земля». Половина ракет, по информации ведомства, была сбита. Однако часть попала в цель, известно о нескольких уничтоженных объектах и человеческих жертвах.
Кстати, по данным Израиля, произведенный в России комплекс принадлежал сирийской армии, но британская Daily Mail утверждает, что он принадлежал Ирану.
В апреле СМИ сообщали со ссылкой на источник в российском Минобороны, что Москва за последние годы поставила Дамаску до 40 ЗРПК «Панцирь-С1». Комплекс предназначен для ближнего прикрытия военных и гражданских объектов от всех средств воздушного нападения, в том числе новейших.
Военные аналитики не исключают, «Панцирь-С1» мог быть уничтожен во время смены боекомплекта. В ролике видно, как один из военнослужащих в момент удара только пытается занять место в кабине. Кроме того, как сообщил военный эксперт Константин Макиенко, Spike — это противотанковая ракета, запускаемая с наземных комплексов, а «Панцирь» оптимизирован для работы по воздушным целям.
Тем не менее, потеря «Панциря» может стать ударом по престижу российских ПВО, ведь военные утверждали, что по итогам применения в Сирии комплекс был доработан и его надежность повысилась как минимум на 15%. Западные СМИ уже заговорили о «репутационных потерях» российского оружия.
В российском Минобороны пока никак не прокомментировали потерю «Панциря-С1». Однако похоже, что атака Израиля уже принесла свои результаты, и заключаются они в отказе Москвы от поставки комплексов С-300 Сирии.
Напомним, что 23 апреля источники в военно-дипломатических кругах сообщали, что вопрос о передаче, возможно даже безвозмездной, сирийской армии ЗРК С-300 «Фаворит» практически решен. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявлял, что после ракетного удара США, Франции и Великобритании по Сирии 14 апреля у Москвы больше нет моральных обязательств, не позволяющих поставлять подобное вооружение Дамаску.
25 апреля посол Сирии в Москве Рияд Хаддад заявил, что российские системы противовоздушной обороны С-300 были поставлены Дамаску «месяц назад и уже работают». Однако позднее российские военно-дипломатические источники опровергли эту информацию, заявив, что системы С-300 у сирийских правительственных войск нет".
11 мая, уже после публикации видео налета на «Панцирь-С1» издание «Известия» опубликовало интервью с помощником президента РФ Владимира Путина по военно-техническому сотрудничеству Владимиром Кожиным. Отвечая на вопрос о передаче Сирии системы С-300, Кожин заявил, что «пока ни о каких поставках современных новых систем речи не идет». Сейчас на вооружении армии Сирии состоят комплексы противовоздушной обороны еще советского периода, а самым современным типом ПВО являются как раз зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь».
Конечно, не исключено, что решение об отмене поставок Сирии С-300 было принято еще после встречи Владимира Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху 9 мая после парада Победы. Однако со стороны налет Тель-Авива на Сирию сразу после встречи выглядит, как демонстративная акция, а заявление о том, что поставок С-300 не будет, странным образом совпало с уничтожением «Панциря-С1».
Военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин полагает, что отказ от поставок С-300 объясняется нежеланием России еще больше накалять ситуацию в регионе с учетом последних действий Израиля.
— Нужно понимать, что на войне всегда воюет не только «железо», но и люди. Говорить о том, что «Панцирь-С1» или Россия, как производитель этого комплекса, понесли репутационные издержки, не приходится. Во-первых, системой управляли не россияне, а сирийцы. Во-вторых, не исключено, что они допустили халатность и были не готовы к встрече с противником на том уровне, на котором произошло поражение «Панциря». Расчет комплекса мог просто отсутствовать на боевом посту, мы об этом не знаем.
Но нужно отметить, что «Панцирь-С1» — очень хорошая машина. Она предназначена для борьбы с крылатыми ракетами, самолетами. Мы знаем, что большинство американских ракет, которые были направлены на сирийские цели 14 апреля, были сбиты именно пушечным комплексом «Панцирь-С1».
Поэтому, повторю, говорить о репутационных потерях не приходится. То, что мы видим — это попытка западных СМИ или тех, кто ими управляет, навести тень на плетень и оправдаться за промахи, которые были допущены американскими, французскими и британскими средствами 14 апреля.
«Панцирь-С1» — эффективный комплекс, который купили не только Иран и Сирия, но и другие государства. Думаю, он еще покажет свою силу, и неоднократно.
«СП»: — Связан ли отказ от поставок Сирии С-300 с атакой Израиля и уничтожением С-300?
— Мне кажется, это слишком большая натяжка. «Панцирь» и С-300 — это абсолютно разные системы. ЗРК С-300 «Фаворит» предназначена для поражения различных аэробаллистических целей, крылатых ракет на расстоянии 150 километров. «Панцирь» действует на расстоянии 15−20 километров. Сравнивать их бессмысленно.
«Панцирь» может дополнять С-300, как сегодня «Панцирь-С1» дополняет ЗРК С-400 на охране неба Москвы. Как говорят военные, этот комплекс предназначен для дострела тех ракет или обломков, которые не сбил С-300 или С-400.
«СП»: — Почему же после первоначальных сообщений было решено не осуществлять поставки?
— Что касается поставок С-300 Сирии, когда начальник главного оперативного управления Руцкой сказал, что мы можем вернуться к этому вопросу, это было мнение генерала. Но ни Руцкой, ни Министерство обороны не торгуют вооружениями. Думаю, это было эмоциональное заявление, связанное с тем, что американцы, британцы и французы проявили агрессию в отношении Сирии.
Но окончательно вопрос поставок решает президент. Отказ от передачи С-300 я бы связал с тем, что в Москву на 9 мая приехал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Не исключено, что он в очередной раз попросил, чтобы Россия не поставляла комплексы С-300 Сирии, так как это может привести к обострению ситуации и развязыванию новой войны на Ближнем Востоке — между Сирией, Ираном и Израилем.
Для того чтобы не подливать бензина в огонь в Кремле решили не поставлять пока Сирии С-300. Чтобы у одних не возникло ощущение своей неуязвимости, а у других — желание обязательно нанести удар по этому комплексу, чтобы он не смог сбивать израильские самолеты. Здесь очень много тонкостей, о которых надо говорить, поэтому я не стал бы упрощать ситуацию.
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов полагает, что Израиль своими действиями пытается компенсировать неудачу иранской политики Дональда Трампа.
— Информация об ударе Израиля, масштабах атаки и потерях, которые понесли стороны, крайне противоречива. В СМИ мы видим элементы блефа, связанные со спекуляциями и на тему «Панциря», и на тему поставок С-300.
Но буквально на днях, на праздник 9 мая Биньямин Нетаньяху побывал в Москве, где не только участвовал в торжественных мероприятиях, но и провел серьезные переговоры с президентом РФ. Уверен, что они о чем-то договорились. Кроме того, мы по-прежнему сохраняем контакты по военной линии с Израилем и никаких сюрпризов от него не ждем.
Вопрос в другом. Израиль, как союзник США, пытается прикрыть своими действиями не очень эффективную политику Трампа на иранском направлении. Президент США заявил о выходе из ядерной сделки, но в то же время дал понять, что готов заключить новое соглашение.
Но на этом фронте произошла перестановка сил. В иранском вопросе Россия, Европа и Китай оказались по одну сторону баррикад, а США, Израиль и некоторые их арабские союзники — по другую. Трамп совершил большую ошибку, объявив о выходе из сделки, он оказывается в изоляции.
Все признаки свидетельствуют о том, что США теряют влияние на Ближнем Востоке. Опасность этой ситуации в том, что они могут пойти на провокацию локального типа. Ясно, что сами они воевать не будут. Они привыкли воевать чужими руками. Поэтому можно ждать новых авиационных и ракетных ударов по территории Сирии от их союзников.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Анна Седова
Источник: https://svpressa.ru/war21/article/199927/