Про ГОСТы, ОСТы и ТУ. Часть I (03.11.2018)

Начало истории российской государственной системы стандартизации было положено еще во времена правления Ивана Грозного, когда были стандартизированы размеры пушечных ядер, а для их измерения применялись стандартные калибры - кружала. Затем Петр I ввел технические условия на экспортную продукцию России, соответствующую требованиям  импортеров. В этот же период в Петербурге и Архангельске были организованы правительственные бракеражные комиссии для проверки качества экспортируемых из России льна, пеньки, древесины, мехов и т.п.
В начале XX века в РИ была предпринята попытка стандартизировать качество свежих плодов и овощей. Постоянная техническая комиссия, организованная при Санкт-Петербургской фруктовой, чайной, винной и рыбной бирже, произвела классификацию яблок и груш по их ценности на три группы. Кроме того, были даны рекомендации по сортировке плодов на два сорта по массе, форме и чистоте плодов. Однако широкого практического применения разработанные рекомендации не получили.

Первым правовым актом, положившим начало советской стандартизации, был декрет 1918 г. Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР 
«О введении Международной Метрической системы мер и весов». В дореволюционной России применялись сразу три системы мер (старая русская, дюймовая английская и метрическая), что приводило к путанице в сфере торговли, при изготовлении материалов, деталей, продуктов и пр. Согласно декрету, для того чтобы граждане постепенно привыкали к единой метрической системе, предполагалось переходное время:

«В тех же случаях, когда введение этой системы в силу технических затруднений невозможно, разрешается применение старой системы с условием, что окончательный переход к метрической системе должен быть закончен к 1 января 1922 года».

Изменило советское законодательство и порядок  отсчёта времени: в 1918 г. Россия перешла на григорианский календарь (вместо действовавшего до этого юлианского), а в 1919 г. вышел декрет СНК РСФСР «О введении счёта времени по международной системе часовых поясов» .

В 1923 году создается Всесоюзное бюро стандартов, которое в 1925 году преобразуется во
 Всесоюзный комитет стандартов (ВКС) при Совете труда и обороны, основной задачей которого становится руководство разработкой, утверждение и опубликование технических стандартов. В том же 1925 году вводится новая категория Общесоюзных СТандартов (ОСТ), эти ОСТы получают силу государственного закона. 7 мая 1926 ᴦ. официально утвержден первый общесоюзный стандарт – ОСТ 1 ʼʼПшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатураʼʼ.

Одновременно с этим идет разработка и утверждение технико-технологической документации, регламентирующей то или иное производство на основе требований ОСТов - Всесоюзных Технических Условий (ВТУ), МежРеспубликанских Технических Условий (МРТУ) и Республиканских Технических Условий (РТУ) и Технических Условий Совнархозов (СТУ).

В ноябре 1929 ᴦ. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) принимает Постановление об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов.

В 1932 ᴦ. при наркоматах создаются ведомственные комитеты по стандартизации, тем самым наркоматы получают право утверждать и разрабатывать свои собственные стандарты отраслевого назначения. Разрешение утверждения и разработки ОСТов наркоматами иной раз приводило к путанице - продукция одного наименования, но разная по ассортименту могла стандартизироваться разными наркоматами, как, например, это было с мороженым. Мороженое пломбир, до 1939 года выпускавшееся согласно ВТУ №51 (Всесоюзные Технические Условия), наркоматом мясомолочной промышленности в 1939 году был присвоен  
ОСТ НКММП 34 (Главмороженое), а мороженое сливочное молочное и фруктово-ягодное до 1938 года, выпускавшееся согласно ОСТ-7133, НКСнаб-204 и 257, наркоматом пищевой промышленности был присвоен ОСТ НКПП 367 (Главхладопром).

В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отменил порядок утверждения государственных стандартов наркоматами. При Совнаркоме СССР организовывают Всесоюзный комитет стандартов (ВКС), который и занялся разработкой и утверждением Государственных Общесоюзные СТандартов - ГОСТов (
возвращаясь к тому же мороженому,  в 1941 году был введен единый ГОСТ на весь ассортимент мороженого: сливочного, молочного, пломбир, фруктово-ягодного и ароматического - ГОСТ 119-41.).Однако, ОСТы не исчезли, но теперь это были не Общесоюзные СТандарты, а Отраслевые СТандарты, которые как и прежде разрабатывались и утверждались отдельными наркоматами (позднее министерствами).

В середине 60-х годов государственная система стандартизации в связи с отставанием от возросших требований народного хозяйства, была подвергнута радикальной реорганизации. В январе 1965 ᴦ. выходит п
остановление Совета министров СССР ʼʼОб улучшении работы по стандартизации в странеʼʼ, где отмечалось:

Стандартизация не оказывает еще необходимого влияния на качество продукции. Многие из действующих стандартов узаконивают низкие качественные показатели. Государственные стандарты не занимают ведущего положения в системе документации, определяющей качество, надежность и долговечность изделий.

В отраслях промышленности, в союзных республиках и в совнархозах действует большое количество несогласованных и дублирующих друг друга нормативных документов, определяющих качество продукции; отсутствует комплексная стандартизация сырья, материалов и готовых изделий. В отдельных отраслях народного хозяйства, главным образом в легкой и пищевой промышленности, в стандартизации допускается излишняя детализация.

В начале 60-х существовало множество типов нормативно-технических документов, накопившихся за несколько десятилетий. Кроме ГОСТов и ОСТов, как помним была куча всяких ТУ. Не были отменены и "военные ГОСТы", стандарты введенные во время Отечественной войны. При таком многообразии документов, иногда входивших в противоречие между собой, функционирование отраслей народного хозяйства затруднялось. Что особенно сказывалось в условиях планового хозяйства. 

Во исполнение указанного постановления была утверждена единая Государственная система стандартизации (ГСС) - основная задача которой состояла в ступенчатом упорядочивании и унификации стандартов и их разработке.  
ГОСТ 1.0-68 ГСС. Основные положения и ГОСТ 1.1-68 ГСС. Органы и службы стандартизации устанавливали взаимосвязанные нормы, правила и требования по организации и методике выполнения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства СССР. Документы имели подробное разьяснение разграничения направлений стандартизации.
 
Определение понятий

 
Нормативно-технический документ по стандартизации - документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения в определенных областях деятельности, разработанный в установленном порядке и утвержденный (принятый) компетентным органом.
 
Стандарт - нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт разрабатывается на основе достижений науки, техники, передового опыта и должен предусматривать решения, оптимальные для общества. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ и т.п.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера.

В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения стандарты подразделяются на категории и виды.

 
  Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.

Правила построения, изложения и оформления, порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий установлены в 
ГОСТ 2.114-70* и ГОСТ 2.115-70**.
 
Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

В зависимости от реальных условий в стандартах устанавливаются показатели, нормы, характеристики в виде ступеней качества, имеющие дифференцированные сроки введения.

 
Комплексная стандартизация - стандартизация, осуществление которой обеспечивает наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций и предприятий согласованием показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации, и увязкой сроков введения в действие стандартов.

Комплексность стандартизации обеспечивается разработкой программ стандартизации, охватывающих изделия, сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, технические средства, методы подготовки и организации производства.

 
Согласно документам в систему органов и служб стандартизации СССР входили:

- общесоюзные органы стандартизации и их службы;
- службы стандартизации в отраслях народного хозяйства СССР;
- службы стандартизации в союзных республиках.

Стандарты подразделялись на  категории:

 
- государственные стандарты Союза ССР - ГОСТ;
- отраслевые стандарты - ОСТ;
- республиканские стандарты союзных республик - РСТ;
- стандарты предприятий (объединений) - СТП.

 
Стандарты всех категорий на продукцию подразделялись на виды:
 
- стандарты технических условий (общих технических условий);
- стандарты общих технических требований (технических требований);
-стандарты параметров и (или) размеров;
-стандарты типов, основных параметров и (или) размеров;
-стандарты конструкции и размеров;
-стандарты марок;
-стандарты сортамента;
-стандарты правил приемки;
-стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
-стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
-стандарты правил эксплуатации и ремонта;
-стандарты типовых технологических процессов

 
Технические условия  утверждались на 5 лет и имели градацию по уровням утверждения:
 Технические условия в зависимости от вида продукции утверждались:
 
- общесоюзными, союзно-республиканскими министерствами и ведомствами СССР, в том числе их главными управлениями и объединениями союзного подчинения; центральными общественными и кооперативными организациями;
 
- союзно-республиканскими, республиканскими министерствами и ведомствами союзных республик, в том числе их главными управлениями и объединениями республиканского подчинения, а также республиканскими общественными и кооперативными организациями;
 
- советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских советов народных депутатов (городов союзного и республиканского подчинения), краевыми и областными общественными и кооперативными организациями;
 
- предприятиями, производственными объединениями, фирмами, трестами, комбинатами, а также колхозами и совхозами.
 
Перечень видов продукции, на которые технические условия могут утверждаться предприятиями и организациями в зависимости от вида продукции, устанавливается соответствующими отраслевыми (республиканскими) стандартами, разработанными на основе настоящего стандарта.
 
При этом технические условия  подлежали государственной регистрации, которую осуществляли различные уровни органов Госстандарта.
 Государственной регистрации подлежали:
 
а) во Всесоюзном информационном фонде стандартов и технических условий (ВИФС) - технические условия, утвержденные:
 
общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами и ведомствами СССР, в том числе их главными управлениями и объединениями союзного подчинения; центральными общественными и кооперативными организациями;
 
б) в республиканских управлениях Госстандарта, республиканских центрах стандартизации и метрологии - технические условия, утвержденные:
 
союзно-республиканскими, республиканскими министерствами и ведомствами союзных республик, в том числе их главными управлениями и объединениями республиканского подчинения, республиканскими общественными и кооперативными организациями;
 
в) в центрах стандартизации и метрологии (лабораториях государственного надзора за стандартами и измерительной техникой) - технические условия, утвержденные:
 
Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных и городских советов народных депутатов (городов союзного и республиканского подчинения), краевыми и областными общественными и кооперативными организациями, предприятиями, производственными объединениями, фирмами, комбинатами, трестами, колхозами.
 
Примечание. В союзных республиках, где не установлено областное административное деление, государственная регистрация осуществляется Республиканским управлением Госстандарта (республиканским центром стандартизации и метрологии).
 
(В фондах РГАЭ хранится документация советского периода). 
 
В общем, это можно было бы назвать революцией в деле стандартизации, но, как это часто бывало в союзе, хорошее и нужное начинание со временем довели до абсурда, создав громоздкую, часто дублирующую и иногда не согласующуюся между собой систему.

Вот любопытные воспоминания об этом обыкновенного советского инженера-строителя.

 
  Cистема советских стандартов
 
Я не знаю, когда и как в Советском Союзе появились первые стандарты. До 1940-х годов Госстандарт уже благоденствовал, но скромно, до воцарения Брежнева. Затем плотину прорвало. Был образован Государственный Комитет СССР по стандартам (Госстандарт), занявший в конце 1960-х годов высокую, сплошь остекленную башню  на Ленинском проспекте. Здание Госстандарта возвышалось над кронами тополей Центрального Парка Культуры . 

Система советских стандартов была многоступенчатой и достаточно сложной. В нее входили документы разной степени важности, образуя иерархическую лестницу. Верхнюю ее ступеньку занимали Государственные стандарты СССР (ГОСТы), вводимые в действие непосредственно Госстандартом СССР. Они были самыми важными, их "несоблюдение преследовалось по закону". К началу 1990-х годов (т.е. на закате советской власти) их накопилось не менее тридцати тысяч.

Вся эта лавина подчинялась довольно путаной классификации согласно особому документу, называвшемуся  Рубрикатором. Вся экономика страны делилась в нем приблизительно на тридцать секторов, по числу букв алфавита.

Например, металлургия обозначалась буквой "В", строительство - "Ж", нормы делопроизводства - "Т". Были там и сельское хозяйство, и ядерная физика, и пищевая промышленность. Каждый сектор состоял из произвольного числа групп, имевших двузначный код. Так, металлические балки входили в группу "В22", а правила сверления в них отверстий под болты относились уже к группе "Ж34". Даже из этого единственного примера очевидно, что такая классификация не столько помогала человеку найти нужный документ, сколько запутывала его.

Сам Рубрикатор хранился в недрах Госстандарта, и на руки его не давали. Взамен желающие могли пользоваться четырехтомным  Указателем ГОСТов.

Три первые книги содержали полный перечень действующих на данный момент стандартов, расставленных строго по секторам и группам Рубрикатора, который, таким образом, явственно выплывал наружу. Это позволило мне из любопытства восстановить его в исходном виде. Четвертый том состоял из перечня тех же ГОСТов, расставленных по возрастанию их номеров.

Листая Указатель, можно было натолкнуться на поразительные вещи. Там значились стандарты на рисовую шелуху, на дегустацию водки и даже на дубовые желуди. Непонятно, каким образом советские власти надеялись заставить дубы производить свои желуди указанных в ГОСТе размеров; разве только поручить лесникам во время обходов декламировать его вслух. Выписав несколько таких перлов крупным шрифтом на бумагу, я подколол ее на верх своего кульмана и разъяснил столпившимся зевакам, что эти Государственные Стандарты вдохновляют меня на новые трудовые достижения. Осведомители со всех ног бросились к начальнику, тот явился нахмуренный и повелел немедленно прекратить безобразие, недостойное молодого советского инженера.

Каждый стандарт имел обозначение типа "ГОСТ 5781-82*", где номер "5781" присваивался по порядку вслед за ГОСТом с номером "5780", хотя бы они относились к совершенно разным сферам экономики, а цифра "82" означала год официального принятия стандарта. Стандарты регулярно пересматривались по причине "новых достижений советской науки". Если в них вносились небольшие изменения, вслед за цифрой, означавшей год, добавляли звездочку.

Изменение в одном ГОСТе автоматические влекло соответствующие поправки в других ГОСТах, где имелись на него ссылки. Два-три раза в месяц огромные списки этих изменений поступали в институтские библиотеки. Тогда библиотекарши, вооружась ножницами, резали их на мелкие кусочки и вклеивали в соответствующие книжечки ГОСТов.

Иногда в одном изменении затрагивалось по десять пунктов, и к каждому пункту подклеивали свой обрезочек, из-за чего книжки разбухали и начинали смахивать на уличную доску объявлений.

Примерно раз в десять лет происходил капитальный пересмотр документа. В этом случае он считался новым и обозначался уже "ГОСТ 5781-91", а его предшественник  терял силу. Если вследствие "достижений народного хозяйства" некоторые экономические реалии вовсе теряли смысл, как, например, конские подковы или примусы, соответствующие ГОСТы отменялись без замены, и их номер уже больше никакому документу не присваивался.

По своему содержанию стандарты делились на множество категорий. Название категории, к которой принадлежал данный ГОСТ, обыкновенно выносилось в его подзаголовок. В "Общих положениях" объяснялось, что вообще следует понимать под термином стальная двутавровая балка. "Технические условия" подробно описывали, какими эти балки должны быть. "Сортамент" содержал перечень выпускаемых типоразмеров тех же балок и важнейшие параметры каждого из них (вес, площадь сечения, моменты инерции и пр). Нередко Технические Условия и Сортамент объединялись в едином ГОСТе. Было еще много других категорий ГОСТов, которые вечно путались и скрещивались между собой.

Стандарты, регламентирующие выпуск той или иной продукции, всегда завершались разделами "Упаковка", "Маркировка" и "Технические испытания". Отдельная строка в начале каждого ГОСТа гласила, что несоблюдение его преследуется по закону.

Когда после войны образовался так называемый "социалистический лагерь", все входившие в него страны организовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), координировавший хозяйственное взаимодействие его членов. При Брежневе Советский Союз, погрязший в стандартизации, принялся активно навязывать оную своим партнерам по СЭВу.

В результате действие некоторых советских ГОСТов было распространено на их территорию. Такие ГОСТы именовались Стандартами СЭВа и считались самыми уважаемыми из всех. Их обозначение выглядело как "СТ СЭВ 1202-88", одновременно они удерживали и свой прежний, советский номер, приводившийся в скобках. Всего их насчитывалось не менее полутора тысяч.

Рангом ниже Государственных стандартов (ГОСТов) считались Отраслевые стандарты (ОСТы), принимавшиеся отдельными министерствами. В тридцатые годы стандартизация советской экономики начиналась именно с них. По виду ОСТы имели сходные обозначения, однако в каждом министерстве действовал собственный рубрикатор. В брежневское время возникла мода превращать ОСТы в полноценные ГОСТы. Поскольку это занятие не имело никакого практического смысла, за него взялись так рьяно, что под конец советской власти ОСТов уже почти не осталось.

Еще ниже рангом были Технические условия (ТУ), утверждавшиеся теми же министерствами с подачи подчиненных им организаций. Если какая-нибудь продукция, выпускавшаяся в стране (от ракеты до пуговицы), не имела своего персонального ГОСТа или ОСТа, для нее непременно утверждали ТУ или аналогичные им ТТ (Технические Требования).

Обозначения этих документов были до того путаные (вроде ТУ-14-304543-234-78), что запомнить их, конечно, никто не мог.

Картинка 114 из 8647
Для всех ОСТов и ТУ существовал отдельный Указатель, который переиздавался редко и в библиотеках всегда отсутствовал. ТУ также с большим удовольствием переводили в состав ГОСТов.

Наконец, любая советская организация имела право в установленном порядке вводить собственные Стандарты предприятия (СТп), не противоречившие государственным. Крупные заводы и проектные институты имели специальные отделы, где толклось много бездельников, время от времени выпускавших очередной никому не нужный СТп.

Нормативная литература

Скалистые берега государственной системы стандартов омывал бескрайний и очень горький океан нормативной литературы.

Принципиальное различие их было в том, что стандарты  регламентировали качества и свойства выпускаемой продукции, тогда как нормами определялся процесс ее производства и трудовые отношения вообще. Впрочем, иногда они залезали в компетенцию друг друга, образуя на стыке неопределенное топкое болото, поросшее мангровыми зарослями противоречий, с обычными для таких мест крокодилами, змеями и прочей ядовитой фауной.


Картинка 227 из 8647

Каждая существовавшая в советской экономике специальность буквально тонула в этом безжалостном океане. ГОСТы, по крайней мере, редко превышали десяток страниц, да и те были разбавлены таблицами и картинками; инструкции сочинялись как минимум впятеро толще. ГОСТ лаконично определял те или иные свойства производимого товара; инструкция же пускалась в длинное, последовательное и до крайности косноязычное повествование о том, в каком порядке его надлежало производить, пугая несогласных и неграмотных судебных преследованием.

По счастью, самый высший эшелон писанины такого рода перелетал через головы обыкновенных тружеников, словно дальнобойные ракеты над передовыми окопами. Сюда относились Государственные Законы, Кодексы, Постановления Политбюро и Правительства, Указы и тому подобные страшные вещи. Они свистели над инженерами, бухгалтерами и дворниками в такой вышине, что лишь редкое прямое попадание заставляло догадываться, что они все-таки существуют.

Но эти тяжеловесы, долетая до министерств и подчиненных им трестов и главков, порождали лавину так называемых  подзаконных актов, в которых они перетолковывались и разъяснялись применительно к данной конкретной специальности или производственному процессу. Нередко единственная и к тому же до крайности аморфная строка Закона превращалась стараниями чиновников среднего звена в огромную обстоятельную Инструкцию, не имевшую ничего общего со своим куцым источником. С этих пор всем гражданам следовало действовать именно по Инструкции, и еще по тем дополнительным документам, которые из нее рождались и ее дополняли.

Примеры проектирования и расчета деревянных конструкций.
Нормативная литература, по крайней мере в своих низовых звеньях, не имела той жесткой иерархии, какая была присуща стандартам. Я не берусь объяснить, чем Инструкции отличались от Положений, а те, в свою очередь, от Норм, Указаний, Рекомендаций или Пособий. Некоторым из них присваивались цифровые обозначения, но не всем. Большинство имело на первой странице гриф "Официальное издание", но эта надпись могла отсутствовать. Обыкновенно Инструкция была короче и строже, а Пособия или Рекомендации, составленные на ее материале, разжевывали дело подробнее и даже отличались некоторой снисходительной доброжелательностью.

Прораб, стоя по колено в грязи и отгоняя матом обнаглевших рабочих, изучал пособие по обеспечению сохранности строительных материалов в полевых условиях. Одуревший инженер, обложившись параграфами, выискивал для расчета балки дозволенную правительством формулу, а затем для очистки совести заглядывал на последнюю страницу в список замеченных опечаток. Одним словом, нормативную литературу читали все, везде и всегда. Не по этой ли причине советская пропаганда с гордостью называла нашу страну  самой читающей в мире?


Система СНиПов

В строительной отрасли эта почетная обязанность возлагалась на Госстрой СССР. При нем существовало несколько ключевых научных институтов (упомянутых выше), которые ежегодно производили десятки разнокалиберных инструкций на все мыслимые случаи жизни. Их печатали в типографиях ведомственного "Стройиздата" в совершенно недостаточном количестве и скупо рассылали по институтским библиотекам. В свободной продаже их почти не было, разве только в специализированном магазине "Техническая книга" на Ленинском проспекте. Увидав на прилавке даже не слишком нужную инструкцию, ее закупали в нескольких экземплярах для сослуживцев, а еще два оставляли себе (второй надобился после того, как неминуемо крали первый).

Смысловым центром всей этой разнокалиберной писанины являлась монолитная громада Строительных Норм и Правил (СНиПов), предоставлявших каждому инженеру исчерпывающие сведения по его предмету. Все, что проектировалось и строилось на необъятных российских просторах, должно было до последней мелочи соответствовать их требованиям. В сущности, инженер мог не иметь никакой иной литературы, потому что все, выходившее за рамки СНиПов, автоматически считалось незаконным и неправильным.

По виду СНиПы представляли собой симпатичные тетрадки форматом в машинописный лист и объемом до пятидесяти страниц (самый толстый из них - "Стальные конструкции" - достигал ста). Исключение составляли СНиПы для прорабов на стройках, которые издавались в виде брошюр карманного формата, часто в непромокаемой пластиковой обложке. Как правило, СНиПы печатались на отличной бумаге, выделяясь белизной среди желтоватых и блекло-серых книжечек ГОСТов.

Согласно Классификатору, все масса СНиПов делилась на пять основных Частей.

СНиПы Первой Части были немногочисленны и мало кому нужны, потому что в них значились самые общие сведения: что такое строительство вообще, как оно управляется, что следует понимать под термином "балка", и т.п. Их обложки были расчерчены яркими красными полосами.

СНиПы Второй Части содержали необходимые для инженеров нормы проектирования. Полосы на их обложках были темно-голубого цвета.

СНиПы Третьей Части предназначались прорабам и мастерам на стройках. Из них можно было узнать, в какой последовательности следует рыть котлован под фундаменты, настилать паркет или красить окна. Для самых бестолковых разъяснения сопровождались схемами и рисунками. Снаружи эти брошюрки ласкали глаз полосками цвета майской зелени.

СНиПами Четвертой и Пятой Частей пользовались исключительно сметные отделы, потому что они, соответственно, содержали расценки работ и "нормы затрат материальных и трудовых ресурсов" на те же работы. Обнаружив в чертежах какой-нибудь болт, сметчик с китайским терпением лез в эти СНиПы и прилагаемые к ним Ценники и выписывал (а) стоимость болта данного типа, (б) стоимость труда монтажника по его закрутке, (в) количество потребных для этой операции гаек и шайб, и (г) расход рабочего времени на их установку. Все эти откровения с обязательными ссылками на параграфы СНиПов заносились в большую смету и, суммируясь там на сотнях страниц, давали в итоге сметную стоимость строительства, которая никогда не выдерживалась на практике. Сметных СНиПов и Ценников существовало такое невероятное количество, что они едва умещались в целой веренице шкафов. Полосы на них, по всей справедливости, были навозно-коричневого цвета.

Каждая из Частей, в свою очередь, разбивалась на Группы по тематическому признаку (в Первой Части их было шесть, во Второй - двенадцать, в Третьей - девять), а Группы - на отдельные Главы. Каждая Глава помещалась в собственной тетрадке, которую в обиходе как раз и звали СНиПом. Номера Части, Группы и Главы, вместе с годом утверждения данного СНиПа, составляли его официальное обозначение. По виду эти шифры от десятилетия к десятилетию незначительно менялись. Начиная с 1980-х годов они выглядели как "СНиП 2.02.03-81".

Вторая, чисто проектная Часть, которой пользовались все инженеры, насчитывала не менее полутора сотен различных СНиПов. Хотя их число колебалось (потому что их без конца сливали из трех в один или разбивали из одного на два), но все-таки со временем росло за счет перевода в ранг СНиПа мелких пособий и инструкций - с ними происходило то же самое, что с ОСТами и ТУ.

Все эти СНиПы по большому счету делились на три неравных стопки. К первой, самой большой, относились архитектурные нормы по видам зданий. Существовали отдельные СНиПы на театры, стадионы, кинотеатры, клубы, детские сады, школы, больницы, жилые дома, промышленные цеха, заводские административные корпуса, автобазы и т.д. и т.п. В них указывался список необходимых помещений (например, в автобазе нельзя было забывать мойку), их минимальные габариты, подводка к ним коммуникаций и пр. Сюда же примыкал СНиП "Противопожарные нормы", самый занудный и бестолочный из всех.

Другая стопка, поменьше, адресовалась инженерам и рассматривала каждый тип конструкций в отдельности. Здесь были СНиПы на железобетонные, стальные, деревянные, кирпичные и даже алюминиевые конструкции, отдельный СНиП по фундаментам и еще "Нагрузки и воздействия", где можно было выяснить, сколько снега выпадает зимой на Чукотке, какого землетрясения следует опасаться в Молдавии, ветра какой силы дуют в Москве и сколько пожитков может средний советский человек натащить к себе в квартиру (последняя цифра, без учета коэффициентов запаса, составляла 150 кг/кв.м, тогда как в конторах ее следовало повышать до 200 кг/кв.м). К этому СНиПу прилагалась подборка очень красивых разноцветных карт.

Третья стопка, самая маленькая, касалась всех прочих смежников. Каждый из них пользовался всего одним-двумя СНиПами и по прошествии нескольких лет знал их почти наизусть.

В проектных отделах СНиПы "общественного пользования" обыкновенно хранились у главного конструктора, который во избежание воровства нанизывал их на веревку, создавая гигантские и чрезвычайно неудобные подшивки; ими пользовались лишь в крайнем случае. Отдельными СНиПами удавалось разжиться у библиотекаря, с которым по этому случаю поддерживали приторно-любезные отношения. Но серьезному инженеру-расчетчику, конечно, следовало иметь собственные ключевые СНиПы. Их подписывали со всех сторон, маскировали в ящиках среди прочего барахла и одалживали соседям крайне неохотно.

 
К 80-м годам система превратилась в огромного "монстра" висящего над народным хозяйством, стандартизирующего и регламентирующего любой шаг, который вместо того, чтобы ускорять и помогать развивать - тормозил и мешал. 

В 1983 году решили навести порядок в системе стандартизации - вышло 
постановление СовМина СССР "О государственном надзоре за стандартами и средствами измерений в СССР", гласившее:

Обязать министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик:

обеспечивать контроль за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и метрологических правил на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях, рассматривать результаты проверок и принимать оперативные меры к устранению выявленных недостатков;

систематически проверять состояние средств измерений на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях, принимать необходимые меры к соблюдению строгой государственной дисциплины в деле их применения.

Госстрою СССР усилить контроль за соблюдением утверждаемых им государственных стандартов предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности.

В результате проверок и оперативных мер по устранению выявленных недостатков за период 1983-1985 гг были пересмотрены многие стандарты прошлых лет - часть из них заменили новыми 
(в прошлой статье в качестве примера я приводила пересмотр стандартов на мясные консервы), часть упразднили, часть пересмотрели, введя новые положения (изменения).

Однако, этого оказалось не достаточно, поэтому, согласно январскому 1985 года 
постановлению  СовМина СССР " Об организации работы по стандартизации СССР", началась реорганизация государственной системы стандартизации. Систему попытались сделать "легче" и мобильнее, с тем чтобы быстрее реагировать на появляющиеся новые технологии и новые материалы.

В нормативно-технической документации вместо категории стандартов предприятий (объединений) - СТП появились ТУ, 
которые:

При отсутствии государственных, отраслевых и республиканских стандартов или технических условий министерств и ведомств СССР, являющихся головными (ведущими) по видам выпускаемой продукции, министерства, ведомства, центральные органы кооперативных и иных общественных организаций могут разрабатывать технические условия на продукцию подведомственных им предприятий и организаций либо обеспечивают производство такой продукции непосредственно на основе технической документации, утвержденной в установленном порядке.

 
Разработка стандартов и технических условий на продукцию является составной частью работ по созданию новой (модернизируемой) продукции.
 
При этом отпала обязательность государственной регистрации в органах госстандарта стандартов всех уровней. ГОСТы по прежнему утверждал переименованный в 1978 году Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт СССР), ОСТы - утверждали отраслевые министерства и ведомства, РСТы - утверждались республиканскими органами, а ТУ:

Технические условия на продукцию утверждаются по отраслевому принципу соответствующими министерствами, ведомствами, центральными органами кооперативных и иных общественных организаций в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом СССР по стандартам.

Эти изменения нашли отражение в пересмотренном Положении ГСС (ГОСТ 1.0-85 ГСС. Основные положения), где были указаны новые виды стандартизации:

1) параметры и (или) размеры;
2) типы;
3) сортамент;
4) марки;
5) конструкция;
6) методы контроля (испытаний, анализа, измерений, определений);
7) приемка;
8) маркировка;
9) упаковка;
10) транспортирование;
11) хранение;
12) эксплуатация и ремонт;
13) общие технические требования;
14) общие технические условия;
15) технические условия.

В 1990 году 
Постановление Совмина СССР "О совершенствовании организации работы по стандартизации в СССР"  в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения внесло существенные поправки в работу системы государственной стандартизации. Первых 2 пункта этого постановления гласили:

1.Установить, что государственные и республиканские стандарты содержат обязательные и рекомендуемые требования к качеству продукции.

К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

К рекомендуемым относятся требования, характеризующие потребительские и другие свойства продукции.

2.Предоставить право предприятиям, организациям, концернам, ассоциациям и другим объединениям разрабатывать и утверждать стандарты предприятий на создаваемую и выпускаемую ими продукцию, если требования таких стандартов превышают показатели государственных и республиканских стандартов на эту продукцию.

Далее в постановлении определялось, кто может являться заказчиками государственных стандартов, а так же необходимость взимания платы за их разработку: разрабатывать и утверждать начиная с 1991 года цены на издаваемые государственные стандарты.

Так же постановление обязывало:


Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам с участием правительств союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств пересмотреть действующую государственную систему стандартизации в СССР с целью приведения ее в соответствие с положениями настоящего Постановления и обеспечить поэтапное введение в действие новой государственной системы стандартизации в течение 1991 года.

Именно эта, уже обновленная система государственной стандартизации, по наследству перешла в РФ.

Читайте также: "Про ГОСТы, ОСТы и ТУ. Часть II"
03.11.2018


Источник: https://aftershock.news/?q=node/696526




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта