Анна Гард: Протесты во Франции. Бунт трудящихся против отмены «социального рая» (02.06.2016)

Европу штормит. Хотя все новости сконцентрированы вокруг французских протестов, со схожими проблемами уже неоднократно сталкивались власти других европейских стран. Причина одна - Брюссель заставляет власти стран Евросоюза в корне поменять свою социальную политику, отказавшись от части расходов на поддержку населения. Франция, известная своими попытками выйти за рамки мейнстрима, в данном случае так же, как и все, оказалась загнанной в тупик. В итоге сложилась ситуация на грани абсурда: левые социалисты дошли до реформы трудового законодательства, в результате которой во имя экономического развития в жертву приносятся интересы рабочих.
Бастуют все
Уличные протесты и забастовки начались не сразу. Повлиять на решение властей попробовали с размещения онлайн-петиции «Спасибо, нет», которая сумела набрать свыше миллиона подписей против реформы правительства Франции в сфере трудовых отношений. Отсутствие реакции привело людей на улицы. Бескомпромиссная позиция властей привела к тому, что акции протеста против реформ превратились в массовое противостояние французов и нынешних властей. Масла в огонь подливает президент страны Франсуа Олланд, который публично заявил о том, что не собирается идти ни на какие уступки. Верится в этом смутно, поскольку до чемпионата по футболу Евро-2016, который в этом году проходит во Франции, остаются считанные дни. Верить в то, что протесты чудесным образом сами исчезнут - сомнительная стратегия, поэтому очевидно, что проблему с недовольством людей надо решать, иначе в нынешнем виде реформа не пройдёт.
С каждым днём к протестам присоединяются всё новые предприятия и даже целые отрасли. Тяжелее всего ситуация обстоит в энергетике: в забастовках участвуют работники АЭС, которые обеспечивают около 75% всей энергии страны. Кроме того, буквально «встали» 6 из 8 нефтеперерабатывающих предприятий, что привело к отсутствию бензина на 1/3 заправочных станций страны.
Схожая ситуация наблюдается и на скоростных линиях TGV, где отменено порядка 50% рейсов. Присоединение главного железнодорожного перевозчика Франции SNFC может особенно негативно сказаться во время футбольного чемпионата, поскольку именно эта компания должны была стать ключевым перевозчиком болельщиков из города в город.
Рабочий день свыше 7 часов, или Что на самом деле не устраивает французов
Казалось бы, столь жёсткую реакцию могли вызвать лишь адские условия труда по реформе. Противники реформы даже называют её «историческим регрессом». Однако на деле происходит банальная либерализация трудового законодательства. Бюрократия во Франции – это классика: любое действие предполагает сбор массы документов. Это касается всех сфер: начиная от аренды жилья, заканчивая сферой образования. Ровно также дела обстоят и в трудовом законодательстве. Для увольнения рабочего нужно 3 строгих предупреждения (!) в результате грубых ошибок, а также подтверждение профсоюза о том, что эти нарушения не стали следствием стресса сотрудника или других внешних обстоятельств. Для многих компаний такой подход становится настоящей проблемой.
Собственно, реформа предполагает введение возможности для малых предприятий увольнять работников по экономическим соображениям в случае отсутствия прибыли за один квартал.
Стандартная рабочая неделя во Франции сейчас составляет 35 часов. В результате нехитрых математических операций получаем 7 часов в день. Что изменит реформа? Сделает 35 часов не стандартным, а средним показателем. То есть по новым правилам компании смогут договариваться с местными профсоюзами о сокращении или увеличении рабочей недели, которая не должна превышать 46 часов - то есть 9 часов в день при стандартной 5-дневной рабочей неделе. Опять же на адские условия труда совсем не похоже.
Это ещё не всё. Работодатели, а значит и работники, получают больше возможностей обсуждать с работниками их отпуска - в частности декрет, свадьба и другие уважительные причины. Пока все эти ситуации жёстко регулируются законом, а все выходные и отпуска определяются на общенациональном уровне.
По большому счёту меняется лишь подход к отношениям между персоналом и работодателями. Пока эту сферу регулируют коллективные договоры на уровне отраслей, а конкретные предприятия подстраиваются под их условия. По реформе отношения переходят на низший уровень, то есть всё определяется самими компаниями. Главными документами становятся трудовые соглашения на предприятии.
При здравой оценке, реформа не так уж и плоха. Тем не менее, большая часть населения - около 74%, выступают против нее. По мнению большинства, исчезновение некоторых государственных гарантий обязательно приведёт к злоупотреблениям работодателей.
Риски рисками, но есть ещё один момент, который вызывает бурю недовольства в народе. Речь идёт о том, что новый закон был принят в первом чтении без предварительного обсуждения в парламенте. Если говорить простым языком, французская власть просто «продавила» непопулярный закон, вызвавший столько споров.
Роль профсоюзов
Огромную роль в нынешнем противостоянии сыграли профсоюзы. Во Франции, к слову, их сила довольно велика. Причём они не ограничиваются одними социальными аспектами. Протесты демонстрируют, что «синдикаты» (так французы называют профсоюзы) имеют внушительный политический вес. Это не первая их попытка блокировать ужесточение социального законодательства. Все выступления XX века, в которых немалую роль сыграли профсоюзы, закончились разгромом правительства и победой протестующих. Шансы велики и на этот раз, поскольку на носу Евро-2016, а по стране разбросаны боевики ДАИШ, которые предпочитают принимать непосредственное участие в массовых событиях.
Помимо угрозы безопасности влияет и сама стратегия профсоюзов, которые поняли, что люди на улицах не смущают правительство. Именно поэтому они пытаются подорвать все системы жизнеобеспечения страны.
Так, например, в комментариях к статье Le Figaro о присоединении SNFC к забастовкам пользователи высказывают своё возмущение по поводу деятельности профсоюзов. «А право на свободное передвижение? Право на работу? Право на чтение тех газет, которые мы хотим? Всё это для представителей CGT и FO не существует: они не защищают интересы рабочих. Ими управляют желания профсоюзных лидеров. Лично я хочу пожаловаться на синдикаты, чтобы отстоять мои фундаментальные права. И призываю всех, кто уважает верховенство закона, поступить также», - пишет пользователь javal_de_la_javel.
Другой пользователь предлагает поставить сенаторов и представителей профсоюзов на один уровень с рабочими:
«Пусть представители CGT и сенаторы не смогут сесть на поезд. А то страдают, как обычно, обычные клиенты и сами рабочие. Вообще может кто-то наконец остановить этот синдикат?»
По опросам LCI-OpinionWay , 66% французов считают, что правительство должно отозвать проект реформы. При этом 46% населения поддерживает протестующих.
Призрак Советского Союза
Протесты и забастовки профсоюзов – проблема не только французских властей. Схожие процессы наблюдаются в большинстве европейских стран. В январе этого года по Греции прокатилась очередная волна протестов, связанная с пенсионной реформой. На улицы Афин вышли сотни пенсионеров, недовольных правительственными мерами. «Их цель – разрушить социальное страхование в стране», - утверждали участники акции. Их поддержали фермеры , которые съехались в Афины со всей страны и выстояли в ожесточённом противостоянии с полицейскими, отгонявшими их от здания министерства сельского хозяйства.
Сейчас вместе с французами бастуют трудящиеся Бельгии. Причина схожая: власти режут бюджет, затрагивая социальную сферу. Больше всех недовольство выражают госслужащие, которым грозят массовые увольнения, а также фермеры и водители грузовиков, выступающие против повышения дорожных тарифов. Кроме того, в Бельгии также планируется повышение пенсионного возраста и увеличение продолжительности рабочей недели до 40-45 часов. Подогревает протесты и солидарность с соседней Францией. 25 мая в брюссельской акции приняло участие около 60 тысяч человек.
Корни современных проблем по большому счёту зародились в послевоенное время. Именно тогда в Европе появилось социальное и трудовое законодательство, действующее до сих пор.
Во многом высокая социальная защищенность трудящихся вызвана соревнованием в привлекательности советской и капиталистической модели: чтобы обогнать СССР по уровню благополучия населения, власти шли на уступки при создании социального законодательства.
В то же время нельзя не признать, что некоторые аспекты социальной политики Европы доходят до маразма, не свойственного даже социалистическому СССР. И Франция здесь впереди всех. Именно в Париже установлена минимальная продолжительность рабочего дня в 6 часов - меньше всего в Европе. Однако как только власти осмеливаются сделать шаг в пользу здравого смысла, профсоюзы начинают обвинять их в неолиберальном предательстве и потакании крупному капиталу. Если даже правительство пойдёт на уступки, долго такое положение дел продержаться не сможет.
В национальном разрезе проблемы левых, которые продемонстрировали протесты, фактически хоронят их перспективы на президентских выборах, которые пройдут в апреле 2017 года. На фоне упавшего до рекордно низких оценок рейтинга Олланда, растёт популярность правых партий.
Немецкая газета Deutsche Welle отмечает , что больше всех шансов выиграть именно у Ле Пен:
«Она обещает французам закон и порядок в националистическом раю наёмных работников. Абсолютная бессмыслица, но с её помощью вполне можно выиграть выборы».
Deutsche Welle, "Дни хаоса во Франции"27 мая 2016 года
Однако рассматривать протесты только с национальной точки зрения – слишком узко, происходящее - не проблемы одной только Франции. Это пример все более ужесточающейся реакции на очередной шаг Евросоюза к постепенной отмене социальных льгот для европейских трудящихся. Одна сторона считает, что в выборе между экономикой и интересами рабочих в жертву приносятся последние. Их противники уверяют, что аппетиты работников во Франции неумеренные, а правительственные меры – это торжество здравого смысла. Но в результате можно констатировать, что по Европе шагает призрак антикапиталистического движения за права трудящихся.

Рабочий вопрос, мучивший европейскую цивилизацию в эпоху бурного развития индустриального капитализма, вновь обрел актуальность во время кризиса постиндустриальной экономики. Похоже, наряду с проблемой мигрантов он станет определяющим для будущего Западной Европы.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Анна Гард
Источник: http://politrussia.com/