Александр Покровский: Сирия взяла под контроль границу с Иорданией (09.07.2018)

Наступление в Дараа завершается очередной победой сирийской армии. Исламистские боевики сдаются. Но впереди – бои с анклавом ИГ* на границе с Израилем.
Из Сирии приходят исполненные оптимизма сообщения. Сопротивление боевиков в провинциях Дараа и Сувайда практически сломлено. Правительственная Сирийская арабская армия (САА) заняла ряд КПП на крупном участке сирийско-иорданской границы. Кроме того, она взяла под свой полный контроль дорогу Дамаск – Амман до границы Иордании. Этого позволило добиться прекращение сопротивления антиправительственных боевиков в поселениях Насиб и Ум-аль-Мийзан.«Зелёные» в них присоединились к процессу примирения, фактически сдавшись русским военным представителям под их гарантии. Основной пограничный переход «Насиб» на границе с Иорданией поднял сирийский флаг ещё 6 июля, а сегодня мирный процесс пошёл, что называется, обвалом.
Мирный обвал
Сирийские источники Царьграда описывают ситуацию именно как обвальную, но в довольно оптимистическом ключе. Практически вся провинция Дараа в той или иной степени прекратила сопротивление. Оно сейчас выражается в основном в двух формах – в одних селениях боевики просят дать им время на размышление, в других – обещают сдаться лишь российским военным.
Опасения боевиков можно понять: именно с волнений в Дараа началась в 2011 году гражданская война в Сирии. Да и ранее жители провинции отличались нравом буйным и непримиримым, не раз поднимая восстания против Дамаска. Собственно, и сегодня вооружённая оппозиция пытается серьёзно разыграть против сирийского правительства карту беженцев. Буквально десятки тысяч мирных жителей они заставили сняться с мест и бежать на иорданскую и израильскую границу. Дальше – понятно и прозрачно: лагеря беженцев, возмущение международной (то есть западной) общественности, большой информационный хайп. А себе по итогу – безопасность и политический вес, который на Востоке немедленно конвертируется в вес финансовый и материальный.
Правда, замысел оказался сорван – ни израильскому, ни иорданскому руководству такое счастье как-то не глянулось. Пришлось несостоявшимся беженцам возвращаться обратно.
Тем временем процесс примирения – читай, сдачи боевиков – идёт полным ходом. «Оппозиционеры» сдают тяжёлое и среднее вооружение. Так, на днях правительственным войскам передали два танка и БМП. Относительно лёгкого вооружения существует два варианта. Первый: полностью перейти на сторону правительства и сохранить свои «калашниковы» уже в качестве подчиняющегося Дамаску местного ополчения или полиции. Второй: сдать оружие на «ответственное хранение» и уехать в провинцию Идлиб. Где получить его обратно и радостно побежать воевать с запрещёнными в России ИГ и Джебхат ан-Нусрой. Или на стороне кого-то из них с другой стороной.
Пауки в банке – так в Сирии характеризуют обстановку в Идлибе.
Беспокойство Израиля и молчание США
Разумеется, не всё идёт гладко. Кое-кто из боевиков сопротивления не прекращает, несмотря на суровую критику со стороны российских ВКС и сирийской авиации. И по мере «выбирания» группировок, склонных к приёму предложений о примирении, напряжённость ситуации растёт градиентом к западу. Где израильская граница, и где около этой границы расположился район, занятый боевиками ИГ*. От них сдачи никто и не ждёт – террористы и есть террористы, которые, со своей стороны, тоже не ждут милосердия со стороны правительства. Они – вне закона. Тем более что и в «примиряющихся» бандах происходит фильтрация для выявления активных боевиков, совершивших те или иные преступления. Такие тоже не ждут от примирения ничего хорошего и тоже отступают к западу, в провинцию Кунейтра.
Наблюдатели опасаются также, что Израиль, возле границ которого происходят эти события, может взять на себя неконструктивную роль.
Недавно уже сообщалось, что израильские войска обстреляли сирийское правительственное подразделение, якобы в ответ на упавшие на его территории мины. И хотя договорённость о том, что сирийские войска займут строго те позиции, которые занимали до войны, достигнута, и понимание обеих сторон на эту тему имеется, в ситуации остаётся очень много неизвестных. Неизвестно, например, на кого обрушит огонь израильская армия, если боевики ИГ захотят устроить провокацию, когда начнётся их зачистка правительственными силами. Опыт показывает, что израильские военные в любом случае предпочитают стрелять по войскам Дамаска.
К тому же сегодня премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обеспечил себе свободу рук для любых действий. «Биби» заявил в преддверии своего визита в Москву, что намерен сказать президенту России Владимиру Путину о том, что еврейское государство не потерпит закрепления иранских сил в Сирии.
"В ходе встречи я разъясню два основополагающих принципа политики Израиля: во-первых, мы не потерпим военного закрепления Ирана и его сателлитов в любом районе Сирии; во-вторых, мы потребуем от Сирии, а также сирийской армии строго соблюдать соглашение о разделении сил от 1974 года", – довольно-таки нахально объявил он.
При этом понятно, что «иранскими» силами может быть объявлена любая шиитская группировка в Сирии, в том числе и самая, что называется, нативная. Та же, скажем, «Хизбалла». Произраильская группировка в Сирии вообще только одна – только от ИГ Израиль не видел нападок, и сам на него никогда не нападал. Именно поэтому наблюдатели и ждут всяких неприятных неожиданностей со стороны Израиля, когда сирийская армия нагрянет освобождать от террористов их анклав возле израильской границы.
Впрочем, победу над террористами даже это не отменит. Это и показывает нынешняя обстановка в Дараа.
* ИГ - террористическая группировка, запрещенная в России
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Александр Покровский
Источник: https://tsargrad.tv/articles/sirija-vzjala-pod-kontrol-granicu-s-iordaniej_144910