Дмитрий Моисеев: Ушу в контексте истории Китая (19.06.2018)

- Может ли настоящий Мастер боевыхискусств получить по морде?
- Настоящий Мастер может ВСЁ!

(Народная мудрость)
 
 
У меня с завидной регулярностью спрашивают:
Почему среднестатистический занимающийся ушу обычно легко получает по морде как от гопников, так и от практиков других боевых искусств?
Первая: те, кто обычно хочет научиться драться, те - идут на бокс, совмещая его с борьбой и занятием с тяжестями на развитие требуемых силовых качеств. Тот, кто более продвинутый, совмещает это с бегом и другими толковыми атлетическими упражнениями. А самый продвинутый ещё и занимается практической стрельбой. Так уж сложилось, что на постсоветском пространстве на ушу немножко за другим идут, редко кто идёт за навыками самозащиты.
Другая часть вопроса: почему современные методики ушу не обучают навыкам мордобоя тех людей, кто все же туда приходит, в эти многочисленные секции?

Если кому лень читать весь текст, ответ в самом-самом низу...

​ Здесь уже надо понимать что любое явление соответствует своей эпохе, потребностям своего времени, и не может быть оторвано от социально-культурного исторического контекста. Как правильно сказал Марк Блок в своей "Апологии историка": "Когда ты изучаешь человека прошлого, помни, что этот человек - не ты!".

Когда мы говорим об изменениях в китайских боевых искусствах, чтобы разобраться - почему так в итоге произошло, мы должны выделить несколько периодов и тогда, возможно, станет более понятно: почему ушу сейчас стало зачастую таким неприменимым в спаррингах, какое оно есть в основной массе занимающихся?

Но для начала хочется определиться с терминами. У нас любят говорить именно о разделении на ушу традиционное и спортивное. И как мы знаем, на спортивном направлении есть саньда (саньшоу), и занимающиеся этими видами достаточно успешно выступают в спортивных спаррингах. Ну это спортивные ушу. А что же тогда традиционное ушу? Тут немного сложнее. Ведь если у вашего учителя есть или был учитель, и ваш учитель в свою очередь учит уже вас, то уже есть вполне определенная преемственность - то есть Традиция. Поэтому большинство занимающихся не спортивным ушу вполне обоснованно могут говорить, что они занимаются традиционным... Но мы же будем использовать немножко другое разделение, которое ещё в середине прошлого, двадцатого века, придумали наши англоязычные товарищи: они разделили традиционное ушу на олд-скул и нью-эйдж. Это говоря нормальным русским языком: ушу Старой школы и ушу Нового времени.

Как же формировалось это разделение? Мы не будем забираться в дебри очень глубокой древности и возьмём за некую отправную величину, оптимальную константу боевого искусства Китая, период поздней Цинской империи, когда начали формироваться основные школы и стили, дошедшие до нас. И будем считать,что тогда это было искусство, благодаря которому люди умели защитить себя и своих близких в различных ситуациях, участвовали в поединках на помостах и тому подобное. Концепция тех боевых искусств хорошо отражается в простой китайский поговорке улиньской среды:

Ты должен быть готов к бою неизвестно с кем, неизвестно когда, неизвестно в каком количестве и неизвестно чем вооруженным.
Однако история Китая минувших двух столетий сложилась так, что в традиционных боевых искусствах произошли серьезные изменения. Но мы не будем излишне вдаваться в подробности, об этом рассказывали уже не раз в других статьях и будем рассказывать еще. Здесь кратко и тезисно, чтобы можно было легко и доступно понять. Без иероглифов, имен и дат! :)

Первое серьезное изменение произошло во время многочисленных восстаний конца XIX и начала XX веков. Важнейшим из восстаний, в рамках нашего вопроса, является так называемое Боксёрское восстание, в котором, вероятно, впервые массово в истории китайских боевых искусств была нарушена концепция "один учитель - один ученик", и началось массовое обучение учеников. В этот момент происходит серьезный уход от сложившейся веками системы: вместо обучения учеников один один, их начинают обучать построив в ряды, как мы видим сейчас в многочисленных фильмах, и в этой ситуации основной методологической системой становится изучение формальных комплексов-таолу. Все это естественно негативно сказалось на качестве обучения, тем более, что здесь не было стандартной для Старого Китая опасности "потерять лицо" для Учителя, и обучали практически всех желающих, что ранее было не приемлемо. Как известно, Боксёрское восстание потерпело сокрушительное поражение от западных армий. Это повлекло за собой два серьезных фактора влияния на развитие ушу.

Первый заключается в том, что в умах широких масс населения по итогам восстания сложилось чёткое понимание: тот, кто занимается ушу - это патриот. Но с другой страны, пришло такое же понимание, что старые традиционные боевые искусства проигрывают Западу. Возможно надо что-то в них менять?..

Второй важный фактор заключается в том, что несмотря на страшные репрессии участников восстания, достаточно большое количество этих участников выжило и укрылось в народе, зачастую обменивая свои знания боевых искусств на кров, еду, одежду и помощь. И тем самым они привнесли в уже гораздо большие массы населения ушу, которое уже подверглось вышеупомянутым изменениям. Однако, было много школ, которые просто не участвовали в этой заварушке, охраняли свои деревни, вели свой охранный бизнес и даже наоборот участвовали в подавлении восстания, и поэтому их эти метаморфозы практически не затронули.

Второй этап произошёл в начале 20-го века. Его обычно связывают с Синхайской революций, ломавшей традиционный конфуцианский уклад, когда был выбран лозунг "Здоровье народа - сила нации", и в качестве инструмента для осуществления этой общенародной идеи, позволяющей сплотить и оздоровить население, были выбраны боевые искусства Китая. То есть, по сути, для создания своей уникальнойнациональной физкультуры были выбраны боевые искусства. И в тот период еще активно использовались поединки на помостах-лэйтай, которые все ещё являлись серьезным критерием проверки навыков. Однако уже на Вторых Всекитайских Государственных Испытаниях начинают вводить жёсткие ограничения и защитное снаряжение, дабы обезопасить спортсменов. Так как, ещё раз обращаю внимание,оздоровление и укрепление тела, духа и развитие сознания становятся основной целью для занимающихся боевым искусством. И точно так же в этот период было достаточно школ, что не поддержали эту идею и продолжали сохранять свои секреты. При этом они вполне могли обучать в государственных школах ушу урезанной либо измененной системе, что еще более усложняет ситуацию.

Развитие в этом направлении остановила война с японцами, но война с ними не прекратила практику и использование ушу, многие мастера ушу были патриотами и активно участвовали в борьбе с японцами. Например в провинции Шаньдун были известны бойцы с мечами-дао, специальные отряды которых выступали против оккупантов. Многие мастера погибли в эти годы...

Хотя японцы и расценивали занятия боевыми искусствами как повод подозревать местное население в поддержке партизан, на тот момент это никого и не остановило. И при этом было достаточно много мастеров ушу, активно сотрудничавших с оккупационными властями, кое-кто из них достаточно известен и в наше время как основатели новых стилей ушу. Люди продолжали заниматься, а последующие после войны разруха и бандитизм только укрепили необходимость в занятии ушу.

Третий этап, который мы с вами должны выделить, этап очень важный и достаточно серьезный, это приход к власти коммунистической партии Китая и последующей за этим Культурной революции. Коммунистическая партии Китая сменила у власти Гоминьдан и тут же начала активно бороться с его наследием, а как мы говорили выше, именно партия Гоминьдан выбрала занятия боевыми искусствами как национальную идею. В борьбе с этим гоминьдановским наследием, а также и с пережитками прошлого, и были запрещены не только поединки, но занятия различными прикладными техниками, напримерпарными наработками, без которых наработка таолу теряет свой практический смысл. Многие Мастера были репрессированы, и это стало сильным ударом по традиционным боевым искусствам Китая. Но даже и в это время находились те, кто тайно продолжал тренировать запретное.

Итак, давайте подведём краткий итог. Думаю очевидно, что индивидуальный продукт, над которым долго и тщательно работал мастер своего дела, будет превосходить своим качеством ширпотреб конвейерного производства. То что когда-то было семейным ремеслом переделали под возможности массового обучения, далее из полученного сделали физкультуру, которая все же еще сохраняла навыки самообороны, но потом в этой физкультуре запрещается всё то, что делает её еще годной для использования в самообороне или в поединке.

Вот это три этапа которые позволяют нам понять, что произошло с ушу. Однако, несмотря на все вот эти перечисленные бедствия, на удивление всё еще можно найти боевые искусства Старого Китая в деревнях, где в исчезающем патриархальном обществе до сих пор сохраняются те Мастера ушу, которые сберегли свою Традицию от всех вот этих напастей.

И ответ на первоначальный вопрос прост: наш исторический социально-культурный контекст такой, что большинству занимающимся ушу навыки мордобоя просто ненужны.

А если кому и нужны такие навыки, те, кому это все же зачем-то надо, находят секции, где этому целенаправленно учат.

P.S. Внимательный читатель заметит, что в статье не рассмотривается еще один немаловажный момент:

Когда в начале ХХ века ушу пришло в среду интеллигенции, во многих школах и стилях были безжалостно выброшены различныевспомогательные наработки, например, упражнения с тяжестями на развитие силы и т.п.

Но об этом мы поговорим в отдельной статье.
19.06.2018

Дмитрий Моисеев
Источник: https://zen.yandex.ru/media/oldwushu/po-prostomu-o-slojnom-ili-pochemu-obychnyi-tradikushuist-legko-otgrebaet-v-sparringe-5b23ad51b46e2500a8b9ef75




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта