Павел Литвиненко: В федеральном издании вышла разгромная статья о причинах бегства людей из Саратова (Россия: регионы) (06.09.2019)

Федеральное издание выпустило разгромную статью о трех городах России, из которых люди хотят уехать навсегда. Выбор пал на города, которые заняли первые места в исследование Zoom Market — Екатеринбург, Саратов и Брянск. Именно их жители признались социологам, что больше всего хотят переехать и не возвращаться в свои города.
«Известия» решили опросить известных урбанистов и общественных деятелей, которые хорошо знакомы с городами. Основатель городского сообщества в соцсетях «Типичный Саратов» Алексей Пыжов и архитектор и урбанист Антон Богнер рассказали о причинах бегства из Саратова.

По мнению Пыжова, Саратов — отличный город для экспорта человеческого капитала. С другой стороны, обидно, что креативные специалисты уезжают навсегда, так как власти не слышат горожан.

«Саратов теряет идентичность, не может найти смысл, который должен оставлять здесь людей, побуждать их бороться до конца за процветание малой родины. Горожане не способны давить на государственные институты для решения своих проблем. У нас изношена инфраструктура и архитектура, плохая транспортная и градостроительная политика — они абсолютно не продуманы. Одни стоят в пробках в полуразвалившихся старых автобусах без кондиционера в 40-градусную жару, другие покупают автомобили в кредит и заполняют ими всё свободное в городе место.

Общество раздражено и напряжено от постоянного столкновения с невозможностью решить даже базовые проблемы. Не знают, кого винить и как объединиться с другими или просто не находят на это времени. Горожане разобщены — они не работают на результат, у них отсутствуют цели и пути решения задач. Здесь не находят себе место инновации, технологии и прогрессивные новшества. Чиновники не умеют привлекать инвестиции. Я знаю много случаев, когда большие проекты не состоялись, только потому, что власти просили многомиллионные взятки. Но всё это — и причина здесь остаться, если ощущаешь в себе силы и желание улучшить ситуацию, если чувствуешь привязанность к городу. Такие люди у нас есть и еще будут», — дал характеристику родному городу основатель «Типичного Саратова».

Пыжов признался, что тоже уезжает из Саратова, потому что всегда мечтал стать «гражданином планеты». Саратов, по его словам, всего лишь один из тысяч соперников на рынке привлечения человеческого капитала, и сейчас его позиции очень плохи. Современные люди, полагает он, стали более практичными и уже не романтизируют свою малую родину.

Урбанист Антон Богнер заявил, что с конца 90-х годов городские власти перестали интересоваться, что нужно жителям Саратова. Он отметил, что последние десятилетия развивался только автомобильный транспорт. В то же время уничтожали деревья, сужали тротуары, закрывали трамвайные линии.

«Сейчас у нас общественного транспорта как такового нет. А ведь от этого во многом зависит экономика города. Автобусы у нас немецкие, купленные еще в 1990-х. На них до сих пор — уже лет 25 — висит реклама из Бонна и Кельна. Трамваи дышат на ладан. Кое-как недавно привезли более современные вагоны», — отметил Богнер.

Архитектор раскритиковал и подход властей к строительству. Он выступил против точечной застройки, когда рядом с историческими зданиями-памятниками XVIII–XIX веков появляются огромные современные строения, а чиновники не учитывают потребности жильцов в парковках и зеленых зонах. Ранее о проблеме варварской точечной застройки говорил и спикер Госдумы Вячеслав Володин, призвавший чиновников менять подходы.

«Миграция бешеная, особенно среди молодежи. Едут куда могут — в другие города, в столицы, за границу. Это наблюдается в последние десять лет и даже больше. В советское время люди тоже переезжали, потому что Саратов не отвечает потребностям жителей. Основные направления — Москва, Петербург, Казань и Краснодар. Еще, пожалуй, Крым», — продолжил анализировать Богнер.

По словам архитектора, сейчас в Европе, да и в некоторых российских городах принципиально другой подход к освоению городской среды. Даже в Казани, по его словам, за 2–2,5 миллиона рублей можно купить квартиру лучше, чем за те же деньги в Саратове, с большими вариантами планировок, а также с дворами без машин.

«В Саратове максимум день можно проходить в белых кедах, потом они покрываются пылью. Очень грязно. Ветер дует с холмов, вся пыль оседает в низине, то есть в городе. Чтобы такого не было, должна быть хорошая продуваемость. А откуда ей взяться, если вдоль Волги стоят высотные 20-этажные дома? Когда я вернулся из Крыма, почувствовал, что мне тяжело дышать. В жару воняет мусором. Конечно, всё это может стать фактором для миграции. Нужна грамотная городская политика», — сделал вывод Богнер.

Ранее ИА «Версия-Саратов» рассказывало истории людей, которые уехали из Саратова, а также тех, кто по тем или иным причинам не смогли этого сделать. Подробнее о них можно прочесть в статьях »Это был не переезд — скорее, эвакуация» и «Не пытайся покинуть Саратов».

Саратовская область является лидером по абсолютной убыли населения в России. За последние три года регион покинули 46,68 тысячи человек, что больше, чем в любом другом субъекте РФ.

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
06.09.2019

Павел Литвиненко





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта