Наталья Макеева: Военный конфликт с любой западной страной приведет Украину к полной утрате государственности (24.03.2018)

Напряжение в отношениях Украины и Польши усиливается день ото дня. На Западе Незалежной зреет конфликт, аналогичный донбасскому. Очень скоро вопрос «Чей Львов?» заменит столь болезненный сейчас «Чей Крым?».
В это трудно поверить, но слова о том, что «военный конфликт с любой западной страной приведет Украину к полной утрате государственности», принадлежат лидеру пресловутого «Правого сектора»1 (организация запрещена в РФ) Дмитрию Ярошу. Даже он понимает: войну на два фронта Киев не потянет.
В последние дни в очередной раз дали о себе знать польско-украинские противоречия. В Варшаве 19 марта польские активисты из радикальных националистических организаций пришли к посольству Украины и сожгли изображения Степана Бандеры и Романа Шухевича. «Шухевич — убийца!», «Бандеровские убийцы!», «Бандеровец — не мой брат», — скандировали участники акции. В это трудно поверить, но слова о том, что «военный конфликт с любой западной страной приведет Украину к полной утрате государственности», принадлежат лидеру пресловутого «Правого сектора»1 (организация запрещена в РФ) Дмитрию Ярошу. Даже он понимает: войну на два фронта Киев не потянет.
Память о Волынской резне жива, а каяться за нее Украина не собирается. При этом, напомним, именно покаяние за это страшное преступление польское руководство считает условием официального установления по-настоящему добрососедских отношений с Киевом.
Другая болезненная тема — имущественные и территориальные претензии Варшавы. Для возвращения собственности, оставшейся на территории Западной Украины, поляки создали общественную организацию «Реституция Кресов». Примерно сто тысяч польских граждан могут доказать свое право на находящиеся теперь на Украине средневековые замки, дворцы, гостиницы, особняки, картинные галереи и даже леса и поля и попытаться, подав соответствующие иски, вернуть их в собственность.
Территории — проблема еще более масштабная. План создания Великой Польши — идея почти архетипическая; она живет на дне подсознания практически любого поляк, для которого Львовщина, как польская земля, это — нечто само собой разумеющееся. А если совсем точно, то речь о Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской и Ровненской областях. Процесс идет. Только истерика Киева остановила размещение на новом польском паспорте находящегося во Львове Мемориала «Львовским орлятам» — защитникам города от украинских военных в ходе польско-украинской войны 1918-1919 годов.
Вице-консул Польши Марек Запур в весьма категоричной форме заявил не так давно, что «Львов — это польский город». Еще раньше министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, будучи во Львове, вполне прозрачно намекнул, что Варшава ожидает от Киева реальных шагов по украинско-польскому примирению в вопросах общего прошлого. В связи с этим, по мнению украинского политика Евгения Мураева, очень скоро вопрос «Чей Львов?» заменит столь болезненный сейчас «Чей Крым?» И задавать этот вопрос будет, естественно, Польша.
«Нынешняя Украина находится в состоянии продолжения распада, — заявил в эксклюзивном интервью Федеральному агентству новостей директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. — После отделения Крыма и фактического отсоединения Донбасса на очереди стоят не только регионы Востока, населенные русскими, но и западные области со значительным польским, венгерским, румынским населением, а также русины Закарпатья — все те, кто никогда не примет проект создания украинской политической нации».
Львовская область, по мнению Коровина, в этой очереди стоит одной из первых.
«Еще одно неосторожное движение со стороны т.н. «украинских националистов» или нынешней пробандеровской власти, и Львовская область отправится на выход, к воссоединению с более близким для населения этой области польским культурным пространством», — уверен эксперт.
Важным фактором является то, что Западная Украина ментально обособлена, населена народами и этносами, которые сформировались в ином культурно-цивилизационном пространстве, нежели народы и этносы остальной части Украины.
«Как только Украина начинает реализацию националистического проекта, то есть создание единого, унифицированного, культурно-политического пространства, все, что представляет собой иную культурную реальность, начинает отваливаться для того, чтобы сохранить свою идентичность, — объясняет Коровин. — Отсюда стремление населения Львовской области отшатнуться от нынешнего, разваливающегося проекта «Украина», и присоединиться к культурно-цивилизационному пространству Польши, которое населению этого региона ментально ближе».
Обращает на себя внимание и тот факт, что претензии Польши на часть территорий современной Украины закреплены в польском законодательстве. Так, в принятом не так давно Варшавой законе о запрете «бандеровской» идеологии даже фигурирует термин «Восточная Малопольша» — применительно к современным Галичине и Волыни.
По мнению украинского вице-премьеры Павла Розенко, это равносильно утверждению «Крым был и будет российским». Напомним, закон, принятый недавно в Польше, предусматривает наказание (в виде штрафа или лишения свободы на срок до трех лет) за пропаганду соответствующей идеологии, отрицание Волынской резни и обвинения польского народа в причастности к холокосту и пособничестве нацистам.
Но если с материальными ценностями — собственностью, территориями все более-менее понятно, то дальнейшая судьба населения, возможность его интеграции в польское общество не столь очевидна. Известный политолог Владимир Корнилов в эксклюзивном интервью ФАН заявил, что в результате нескольких этнических чисток в Галичине и во Львове, в частности, сложилось моноэтничное украинское население.
«Там практически нет поляков. Что делать с этим городом, если там нет сочувствующих польской власти? Во Львове нет движений по воссоединению с Польшей, потому что к полякам там отношение не самое лучшее», — заключает Корнилов.
Очевидно, что Варшава не оставит своих планов по возвращению исторических территорий, и здесь все средства хороши.
«Во Львове на на каждом углу висят объявления, призывающие оформить так называемую карту поляка», — рассказал в интервью ФАН экс-глава Народного совета Донецкой народной республики, лидер общественного объединения «Юг России» Андрей Пургин.
При этом он полагает, что о перспективах вхождения Западной Украины в состав Польши все же маловероятно. По его мнению, после операции «Висла», которую провел Сталин, произошла искусственная сегрегация — разделение поляков и западноукраинцев, и сейчас польского населения на Западной Украине фактически нет.
«Галичина видит себя чем-то вроде Словакии или Чехии, только большой или малой Польшей», — говорит Пургин. — И вполне вероятно не вхождение в состав Польши, а создание отдельного государства из нескольких западноукраинских областей со столицей во Львове.
Сейчас Львов, по мнению Пургина, галичанский город с привкусом польской культуры. Там отсутствуют вкрапления армянских, еврейских или иных диаспор, в том числе — русских. Это — монолитная шовинистическая общность. Они могут вести соглашательскую, пропольскую политику, идти в русле польской внешней политики в надежде, что Польша поможет им отстаивать свою самобытность. Но прямое включение этой территории в Польшу маловероятно.
Процесс дезинтеграции идет на этой территории полным ходом, и появление новх Народных республик — вопрос лишь времени. Историческая логика подсказывает, что в определенной перспективе произойдет их обратная интеграция, но Украина тут совершенно ни при чем.
Напомним, в самом западной регионе Украины — в Закарпатье идут процессы, направленные фактически на выход из Украины. Депутат Верховной рады Юрий Береза, съездив в Закарпатье, с сожалением заявил, что не нашел там Украины, зато обнаружил все признаки Народной республики и начала реализации «Крымского сценария». Видимо, для предотвращения такого развития событий Киев принял решение о восстановлении в регионе военной базы на 800 человек. Планы украинской власти планы вызвали резко негативную реакцию Венгрии, которая считает недопустимым тот факт, что Киев видит угрозу в общине этнических венгров, проживающих в Закарпатье.
Несмотря на то, что процессы эти идут очень неравномерно, даже невооруженным глазом видно, как Украина, не сумевшая построить на обломках Украинской ССР собственную государственность, сыплется. Крым, Донбасс, далее — везде.
1 Организация запрещена на территории РФ.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Наталья Макеева
Источник: https://riafan.ru/