Игорь Скрыпач: Украина упустила шанс спасти ГТС с помощью России (20.11.2018)

Иностранные партнеры не спасут украинскую газотранспортную систему, которая для Киева постепенно превращается из актива в большую проблему. Так считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Газотранспортная система Украины оценивается примерно в 14 млрд долларов. Такую цифру назвал глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев.

"Стоимость украинской ГТС составляет около 14 млрд долл. Любой управляющий компании, в каком бы формате она не была бы основана, должен обеспечить государству доходность на этот капитал согласно той стоимости, которую устанавливает регулятор. Независимо от формата, надо найти такой механизм, который этот доход обеспечит государству", - сказал Андрей Коболев, отметив, что у Европы нет желания покупать украинскую ГТС при такой цене. 

Ранее украинские СМИ сообщали, что консорциум с европейскими партнерами для управления украинской газотранспортной системой может появиться уже в первом полугодии 2019 года. 

Пойдет в убыток


Эта цена - не первая, которая озвучивалась, несколько лет Киев говорил про 20 миллиардов, напоминает Сергей Правосудов:"Годы идут, система стареет, цена снижается".

Сегодня украинская ГТС, по мнению эксперта, - большая головная боль, а не актив.

"Актив должен давать возможность зарабатывать и сейчас, и на перспективу. Пока что ГТС дает возможность зарабатывать, но как мы прекрасно понимаем, как только будет готов "Северный поток-2" и "Турецкий поток", загрузка очень сильно сократится, и все пойдет в убыток - большую часть мощностей придется закрыть. Но так как вся ГТС рассчитана не только транзит, но и на внутренних потребителей, ее придется все-таки модернизировать, что потребует серьезных затрат, а деньги взять неоткуда", - сказал эксперт. 

Упустили шанс


Что касается развития газотранспортной системы с помощью внешних партнеров, это тоже маловероятно. Когда Киев говорит о привлечении иностранных партнеров, речь идет о привлечении только к управлению, не о продаже активов.

"А если вы только управляете системой, а не владеете, то даже не можете вложить туда средства. Соответственно, выгода для иностранных партнеров не просматривается. Было в свое время, в середине нулевых, одно предложение, оно было реальное, даже подписан был договор. Речь шла о российско-украинском консорциуме. Предполагалось, что эта компания займется дополнительных мощностей, то есть получит те газопроводы, которые построит сама, и все это серьезно расширило бы возможность ГТС. Далее к власти пришел Ющенко и предварительное соглашение было разорвано. С тех пор туда никто из иностранцев не пришел, предложенная Киевом схема никому не интересна", - пояснил Сергей Правосудов, указав, что все закончится плачевно, "никто туда ничего не вложит".

У транзита российского газа через Украину в целом печальные перспективы - он с годами сильно сократится, но в какой степени, пока неясно. Консорциум тоже ситуацию не спасет, так как управлять он может только деньгами государства, не привлеченными средствами. 

За сколько все-таки украинская газовая система могла бы быть продана, какова ее реальная цена?

"Базовая цена украинской ГТС, тот минимум, с которого можно начинать считать, - это цена металлолома", - считает Правосудов. 

В начале ноября спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий предложил пригласить США к использованию газотранспортной системы (ГТС) Украины для ее защиты от России.

"Украинская ГТС, которая на сегодняшний день является главным элементом транзита, должна иметь платформу совместного использования с нашими американскими коллегами, чтобы никогда и никак не реализовалась энергетическая стратегия России по взятию ее под контроль", - заявил Парубий.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев, комментируя эти высказывания, отметил, что подобные призывы уже звучали.

"Украина пыталась привлечь США к участию в консорциуме по развитию своей ГТС еще в 2000-е годы, но здесь возникает две проблемы. Во-первых, не очень понятно, каким образом РФ может использовать эту ГТС во вред Украине, учитывая, что практически на законодательном уровне там запрещено участвовать в капитале управления газотранспортной системой. Здесь изначально странная постановка вопроса. Во-вторых, американские и европейские инвесторы не пойдут в украинскую ГТС в текущих условиях...Финансовых вливаний США в ГТС не стоит ждать до тех пор, пока нет хоть каких-то гарантий по ее загрузке и использованию. А дать такие гарантии способен только "Газпром", у которого сегодня крайне серьезные разногласия с "Нафтогазом" по всем направлениям", - говорил Белогорьев ФБА "Экономика сегодня".
20.11.2018

Игорь Скрыпач
Источник: https://rueconomics.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта