Арбитраж и Титов против сотрудников Бастрыкина и Чайки (06.05.2019)
Дело соучредителей “РусАльянс Строя” Алексея Эккерта и Дмитрия Бушманова из «списка Титова» разваливается на глазах: арбитражные суды подтвердили отсутствие ущерба Минобороны и обязали выплатить предпринимателям почти полмиллиарда рублей, дополнительно вложенных в стройку. Несмотря на это и другие неопровержимые доказательства невиновности строителей, следователи направили дело в суд, а подчиненные Юрия Чайки подписали обвинительное заключение. И это вместо того, чтобы разобраться с вымогателями взятки в 700 млн рублей и установить, куда пропали дополнительные 4 миллиарда двойного финансирования стратегически важных объектов Минобороны. Тем временем, более трех лет предприниматели находятся под арестом.
Стратегическая стройкаВ 2013 году президент России Владимир Путин поручил Министерству обороны развернуть военные части и аэродромы в Арктике. Ведомство Сергея Шойгу запустило строительство военных городков сразу в нескольких северных регионах.
Тендеры на возведение трех военных объектов в Арктике — на архипелаге Новая Земля в Архангельской области, а также на острове Врангеля и мысе Шмидта в Чукотском автономном округе выиграла компания «РусАльянс Строй». Стоимость контракта составила 3 млрд 787 млнрублей.
На выполнение всех работ «РусАльянс Строй» получил аванс — 3,2 млрд рублей. Но этих денег оказалось недостаточно и уже к концу первого этапа строительства «РусАльянс Строю» пришлось привлекать около миллиарда собственных средств в надежде на дополнительное финансирование.
Но в 2015-ом держатель госконтракта ГУИР № 2 решил разорвать с предприятием контракт и потребовал вернуть всю сумму аванса. Бизнесмены уверены: причина в том, что они отказались дать взятку в размере 20% от суммы контракта (700 млн. рублей), которую, по их словам, потребовал тогдашний глава ГУИР-2 Олег Сиразетдинов. Свою позицию они подкрепляют аудиозаписью разговора, Сиразетдинова с директором “”РусАльянс Строя”.
Далее события развиваются стремительно: в феврале 2016-го против соучредителей компании возбуждают уголовное дело, в марте Дмитрия Бушманова и Алексея Эккерта помещают под стражу, а в апреле в суд поступает заявление о банкротстве предприятия.
Бизнесменов обвиняют в том, что они вообще не выполняли никаких работ для Минобороны, а весь перечисленный аванс украли. Эккерт и Бушманов с этим категорически не согласны, они уже несколько лет доказывают свою правоту, и арбитражные суды раз за разом встают на их сторону.
Исчезающий ущерб
Изначально Следственный комитет обвинил бизнесменов в хищении всей суммы аванса — 3,2 млрд рублей, перечисленной на строительство трех военных частей в Арктике.
Но защите Эккерта и Бушманова удалось доказать в Арбитражном суде, что работы для Минобороны на Новой Земле были выполнены, а сам объект принят заказчиком в эксплуатацию. В результате из уголовного дела соучредителей “РусАльянс Строя” “выпали” 300 млн рублей. Теперь там фигурирует сумма ущерба 2,9 млрд рублей.
Следующий арбитраж признал, что работы на объекте, расположенном на острове Врангеля, выполнены в объеме, превышающем размер аванса. Суд отказался удовлетворить иск ГУИР №2 к “РусАльянс Строю” о взыскании 2,2 млрд рублей, более того, удовлетворил встречный иск. Арбитраж решил, что это держатель контракта должен доплатить компании 400 млн рублей.
Несмотря на это решение, сумма ущерба в уголовном деле арктических строителей не изменилась.
Поддельный подрядчик
Арбитражный процесс по последнему объекту строительства — на мысе Шмидта — продолжается. Но предпринимателям удалось выиграть в суде еще одно разбирательство, и эта победа доказывает, что “РусАльянс Строй” вел работы на всех вверенных ему объектах.
Кроме того, в суде вскрылось, что предприятие намеренно пытались обанкротить организации, которые перехватили объекты “РусАльянс Строя” в Арктике после выдворения компании со всех стройплощадок.
Речь идет о споре “РусАльянс Строя” и “ТехноСтроя”, с которым компания Эккерта и Бушманова в августе 2014 года заключила договоры субподряда на строительство арктических объектов.
В общей сложности “ТехноСтрою” поручили работы на полмиллиарда рублей, 90 млн сразу дали авансом.
Через некоторое время после авансирования стало понятно, что “Технострой” ничего делать не собирается. Ее представители не смогли отчитаться о потраченных деньгах, и фирму отстранили от проекта.
Затем «РусАльян Строй» попытался расторгнуть договоры и потребовал вернуть 90 млн. В ответ «ТехноСтрой» подготовил подложные документы, свидетельствующие о выполнении работ, и стал требовать от «РусАльянс Строя» оплату в размере 706 млн рублей. Эти требования были предьявлены в деле о банкротстве компании Эккерта и Бушманова.
Однако в марте 2019-го Арбитражный суд Москвы признал, что документы ООО “Технострой” о якобы выполненных работах ничем не подтверждаются.
Конкурсный управляющий «РусАльянс Строя», а позднее и арбитражный суд, сделали запросы налоговикам и представителям «Беломортранса», с которым заключались договоры на аренду судов для переброски грузов в Арктику, а также в ФСБ, без допуска которой невозможно проводить работы в пограничной зоне. Все адресаты ответили, что контактировали исключительно с «РусАльянс Строем», в то время как ООО «ТехноСтрой» им незнакомо.
Вместе с тем, суд отверг доводы представителя «ТехноСтроя» о том, что все работы выполняли их сотрудники. Псевдоподрядчики утверждали, что отправляли в Арктику около 100 своих работников. На самом деле, по данным ИФНС, ПФР, ФСС в это время в штате организации было всего 3 человека, а заявленные “Техностроем” работники в действительности были сотрудниками Эккерта и Бушманова, о чем свидетельствуют платежные поручения от Сбербанка по выплате зарплаты, налоговые документы и авиабилеты.
Изучив дело, суд снял с “РусАльянс Строя” требования в выплате 700 млн рублей и потребовал ООО “ТехноСтрой” вернуть 90 млн аванса.
От субподряда к рейдерству
Услуги ООО «ТехноСтрой» Бушманову предложил ее владелец — Виталий Прудников, которого он назначили главным инженером строительства по своим объектам в Арктике.
При этом непонятно, почему опытные строители из «РусАльянс Строя» доверили часть работ фирме, у которой не было ни техники, ни рабочих, ни денег. Более того, как впоследствии доказал суд, организация не платила никаких налогов.
Учредитель «РусАльянс Строя» Дмитрий Бушманов на допросе говорил, что знал об отсутствии у ООО “Технострой” материальной базы для выполнения работ, но не мог подумать, что Прудников обманет его и похитит деньги.
Кстати, после того, как в 2015-ом году “РусАльянс Строй” отстранил от строительства в Арктике команду ООО “ТехноСтрой”, в том числе ее учредителя Виталия Прудникова и юриста Евгения Горбачева, эти люди сменили одну фирму-пустышку на другую. Они перешли работать в ООО «СпецСтрой-1», которому было поручено “достраивать” объекты “РусАльянс Строя” после того, как между компанией и держателем контракта ГУИР №2 произошел конфликт.
С неизвестной доселе компанией «СпецСтрой-1» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, военные подписали контракты на 4 млрд рублей, половину из которых перечислили в качестве аванса.
Эти деньги предназначались на работы, которые на тот момент уже были выполнены «РусАльянс Строем». Таким образом одна стройка фактически была профинансирована дважды. В компании Эккерта и Бушманова утверждают, что работники «СпецСтрой-1» с военными просто захватили их спецтехнику.
В «СпецСтрой-1» Горбачев приобрел долю (данные СПАРК-Интерфакс). Позднее он возглавил строительную структуру Минобороны — АО «ГУОВ» (главное управление обустройства войск).
Масштабный проект
В пользу арктических строителей говорят не только решения арбитражных судов, но и отчетность, которую компания предоставляла генподрядчику — ГУИР № 2. Согласно документам, которые имеются в распоряжении PASMI, для транспортировки стройматериалов в Арктическую зону «РусАльянс Строй» арендовал более 10 судов, в том числе ледокол «Адмирал Макаров» и теплоход «Абакан».
Перевозка грузов из Владивостока до мыса Шмидта и острова Врангель заняла несколько месяцев и стала самой затратной частью проекта. Только расходы на заброску оборудования на мыс Шмидта и остров Врангель составили 1,6 млрд рублей.
На строительство, включая расходы на стройматериалы, потрачено 2,7 млрд рублей. При этом после выдворения компании Эккерта и Бушманова с объектов, там остались техника и стройматериалы на сумму более 1 млрд рублей.
Следствие вели…
Помимо того, что решения арбитражных судов делают обвинения, предъявленные Алексею Эккерту и Дмитрию Бушманову, все менее убедительными, в уголовном процессе тоже не все просто.
В марте 2017 года дело было направлено в Пресненский суд Москвы, но вскоре его вернули в Следственный комитет РФ в связи с нарушением правил подсудности.
В начале прошлого года Таганский суд выявил нарушения, допущенные органами следствия, и вернул дело строителей генеральному прокурору РФ Юрию Чайке.
В октябре 2018-го Генпрокуратура, рассмотрев обвинительное заключение, вернула делоподчиненным главы Следственного комитета Александра Бастрыкина для дополнительного расследования. Основанием стало существенное нарушение прав обвиняемого на защиту.
Затем дело дошло до обмана суда. На заседании по продлению ареста следователи в суде сказали, что предварительное следствие окончено, а срок необходим лишь для ознакомления с материалами уголовного дела. А спустя три дня после суда было заявлено, что СК планирует в четвертый раз перепредъявить обвинение предпринимателям.
В декабре Эккерт направил из следственного изолятора заявление на имя председателя СКРАлександра Бастрыкина, в котором сообщил о нарушениях закона, допущенных следователем ГСУ СК РФ Мариной Ломоносовой. Он просил отстранить следователя от расследования и возбудить против нее уголовное дело по ст. 292, 302, 303 УК РФ — служебный подлог, принуждение к даче показаний с применением насилия, фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком преступлении.
Но, несмотря на решения арбитражных судов, которые говорят об отсутствии ущерба в арктическом деле, на заявления бизнес-омбудсмена Бориса Титова о незаконности содержания строителей под стражей и на многочисленные противоречия в расследовании, Алексей Эккерт и Дмитрий Бушманов остаются в СИЗО.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /