Елена Нуйкина: Архиепископ Фаддей (13.12.2013)
31 декабря Церковь совершает память священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, зверски убитого в этот день в 1937 году. Выдающийся архипастырь Русской православной церкви, он в тяжелые годы гонений на Церковь стал для многих людей примером стояния в христианской вере, любви и смирении. Его образ может стать нравственным ориентиром в современном мире и для юного читателя. Мы предлагаем нашим читателям краткое житие, предназначенное для детей младшего школьного возраста.
Полное житие священномученика можно прочесть в книге: Игумен Дамаскин (Орловский), «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской православной церкви ХХ столетия». Книга 3. Тверь, 1999 г., а также на сайте fond.ru
В городе Тверь жил удивительный человек — архиепископ Фаддей. Еще при жизни многие считали его святым человеком. Он вел крайне строгую жизнь. Еще с молодых лет он привык вести дневник, куда записывал свои хорошие и плохие поступки, свои впечатления и знаменательные события. Кроме того, он строго постился и никогда не позволял себе лишнего в еде. Где был он не жил, он не имел ничего своего, во всем полагаясь на помощь Божию. И за такую любовь и преданность, Господь наградил его многими дарами, в том числе умением утешать людей в трудных обстоятельствах.
Сам владыка Фаддей не раз сидел в тюрьме, потому что он прямо говорил людям о Христе, о том, что нужно всегда жить по заповедям и ни при каких обстоятельствах не отказываться от своей веры. Люди слушались владыку, старались чаще ходить в храм, молиться, помогать окружающим. Но то время в России было трудное, храмы закрывали, а те, кто оставался верен Христу, очень часто попадали в тюрьмы, где переносили много скорбей, а некоторые там и умирали.
Попадая в заключение, владыка Фаддей поступал как настоящий христианин: он делился продуктами, раздавал одежду, утешал скорбящих и унывающих. Так, однажды, он отдал одному из заключенных свои сапоги, а сам остался в носках. А когда один митрополит сильно затосковал и приуныл, то владыка ночью подошел к нему, взял за руку и сказал, что теперь надо не унывать, а радоваться, потому что наступило время подвига и жертв. Эти слова были сказаны с такой верой, что настроение митрополита совершенно изменилось и он стал благодарить Бога за то, что Он послал ему такого утешителя.
Владыка всегда сострадал людям, жалел и молился о них. Он никогда не обличал, даже если знал о проступке человека. А сам человек, чувствуя любовь и смирение пастыря, сам рассказывал о своих ошибках. Так, один дьякон хотел обмануть владыку, но когда увидел его, то не смог сказать ни одного лживого слова, а лишь упал ему в ноги и стал просить прощения и молитв.
Смирение и надежду на милость Божию владыка сохранил до конца своих дней. Уже перед самой кончиной Господь еще раз испытал своего верного пастыря — он опять попал в тюрьму, где над ним стали издеваться и обижать: вставали ему на плечи, унижали и смеялись. Вконец измучив владыку, его затолкали под кровать. Но он с терпением и смирением переносил все выпавшие на его долю унижения и издевательства, непрестанно молясь Богу. И уже сама Пресвятая Богородица вступилась за него: Она во сне явилась главарю бандитов и грозно сказала, чтобы святого мужа больше не трогали, иначе все они погибнут лютой смертью. На утро, главарь рассказал все своим товарищам и они бросились смотреть, жив ли еще пастырь. Заглянув под кровать, их осиял ослепительный свет. Достав владыку, они все попросили у него прощения и больше уже над ним не издевались.
Прожив скорбную, но святую жизнь, владыка навсегда запомнился всем, кто его когда-либо встречал или знал. Чему учил — тому и сам был примером, стараясь во всем подражать Христу и во всех жизненных обстоятельствах поступать по Его божественным заповедям. Долго после смерти люди ходили к владыке на могилку, помня как он их любили, как много делал при жизни, заботясь о всех и о каждом. А через 50 с лишним лет были обретены его святые мощи, которые находятся теперь в городе Тверь, в главном соборе города. Куда каждый желающий может прийти и помолиться угоднику Божию архиепископу Фаддею, зная и веря, что если он при жизни никому не отказывал, то тем более теперь не только выслушает, но и обязательно поможет по нашей вере.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Елена Нуйкина

