Александр Покровский: Байконур: Ошибки или диверсии? (22.10.2018)

Можно ли быть уверенными, что на космодроме Байконур не свила себе гнездо ячейка диверсантов, пока уши общественности продувают мощным потоком пиара?
Нет, при сборке ракеты-носителя «Союз-ФГ» на Байконуре саботажа, конечно, никакого не было. Вот только обнародование отчёта государственной комиссии о причинах аварии ракеты во время взлёта 11 октября перенесли на 30 октября.

Нет, все версии относительно нештатных действий монтажников ракеты, закончившиеся позорнейшей для репутации отечественной космонавтики аварией, являются фейком и выдумкой. Так говорят официальные лица в Роскосмосе.

Между тем из недр этой организации появляются всё новые и новые «утечки». То концевик загнули, но воткнули силой, а затем смазали чуть ли не солидолом, чтобы не зацепился при сбросе блока в ходе отделения первой ступени ракеты-носителя. То некий шток некоего датчика на блоке «Д» первой ступени оказывается погнут, отчего всё и сломалось.

Причём новые фейки и «выдумки» запускаются через такой авторитетный новостной источник, как информационное агентство «Новости». Те, кто имел дело с ним или с ТАСС, прекрасно знают, что не та информационная дисциплина там царит, чтобы они плодили выдумки от безответственных источников.

А объяснение простое: в Роскосмосе лихорадочно тасуют версии

Для того тасуют, чтобы не оказалось, как в одной из забавных пародий на «Семнадцать мгновений весны»: «Ой, Штирлиц, я с вас сейчас умру, как вы мне тут сидите и врёте! – говорит Мюллер. – Ну дайте уже хоть что-нибудь, во что было бы не стыдно поверить!».

Во что не стыдно поверить в ситуации касательно аварии с «Союзом МС-10»?  Ну, так, теоретически. Отбросив факты, но сделав все возможные усилия по спасению престижа? «По-моему, там стояли какие-то чемоданы», - мялся, помнится, в фильме полицейский, мучительно вспоминая, таскал ли штандартенфюрер по улице рацию и не волочился ли за ним парашют с красными звёздами.

В данном случае лицо российской космонавтики сохраняет версия, что сама по себе техника сверхнадёжна, что она также сверхспасительна, но бывают, к сожалению, отдельные инциденты из-за отдельных нерадивых работников, которые то ли концевики загибают, то ли штоки датчиков гнут. Но комиссия разберётся, виновных накажут – и добро пожаловать летать дальше с ещё более надёжной безопасностью!

И что не так? Мы всё так и слышим, если перевести на язык пиара, которым в совершенстве овладело большинство российских ведомств. Первая авария за 35 лет (будто у нас ничего больше не грохалось, и не путали алгоритмы, запуская корабль с Восточного, как с Байконура!). А вот какая у нас надёжная система аварийного спасения! – американец почти что даже не заметил, что его уже спасают, и вообще трепетно восхищён и собирается лететь снова. Можно даже опять концевик загибать – так ему понравилось отстреливаться от аварийного носителя! Ну, а причины происшествия – да, разгильдяйство, но ведь хотели-то как лучше! Даже вовсе – так уверены были в надёжности носителя, что ничего никому не доложили, решив, что и так всё отстрельнётся! Даже солидолом мазали больше для очистки совести…

Нет, спору нет – система спасения сработала выше всяких похвал. И Царьград одним из первых с удовлетворением рассказал об этом. Но ведь в подобной аварии главное всё-таки не это! А, наверное, её причины. И вот именно на них и напускается старательно туман…

Да. И дырку в корабле сверлили от уверенности в надёжности российской космической техники…

Что не стыкуется

А отчего же тогда тасуют версии, как колоду карт? Забыли, что ли, что пиар – он как цветы, надёжно покрывает всё, даже могилы? Которых в данном случае, слава Богу, не случилось.

Надо полагать, оттого, что концы с концами всё же не связываются. Парашюта полицейский не заметил, потому что Штирлиц успел его отцепить, но будёновка на голове разведчика никак не вязалась с Железным крестом 1-го класса образца 1939 года на левом кармане мундира полковника СД.

Что не связывается в случае с аварией «Союза МС-10»? Да тот же пиар! То есть упорные попытки изобразить происшедшее во время сборки единичным случаем, аномалией, а никак не закономерностью.

Но всё говорит именно о втором варианте.

Вот мы видим: из Роскосмоса доносится, что «члены аварийной комиссии после детального анализа одобрили предварительный отчёт о причинах аварии». Но только вот «окончательный отчёт и перечень рекомендаций по итогам расследования причин аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» утвердят 30 октября», добавляют оттуда же. Отчего разрыв такой? Рекомендацию «работники монтажа, не загибайте концевики и не ломайте штоки» неделю записывать надо? Или же ищутся убедительные обоснования того, отчего эксперты, расследующие причину аварии, «склоняются к версии с ошибкой, допущенной в ходе сборки»?

Ошибка стоимостью в десятки миллионов долларов как-то иначе называется, не находите? А во-вторых, не слишком ли часто в нашей космонавтике возникают нештатные ситуации из-за разгильдяйства? Или, точнее, из-за якобы разгильдяйства – потому что часто оно проявляет себя таким образом, которого, прощения просим за игру слов, по разгильдяйству и не добьёшься!

Вот у нас марсианская миссия не выходит на нужную орбиту, а затем межпланетная станция сгорает в атмосфере. Бывает. Только на сей раз кто-то заменил стойкую к нагрузкам профессиональную элементную базу на китайскую бытовую. 

А там некий техник, чувствуя, что датчик не входит в нужные пазы, потому что ставится вверх ногами, вколачивает его едва ли не молотком. Вот когда у кого-нибудь флешка в компьютер сразу не вставляется – он её молотком заколачивает или всё же сперва перевернуть пробует?

Или случай с теми же алгоритмами запуска. Это о чём надо думать целым коллективом программистов, а потом коллективом контролёров, а потом группой начальников, чтобы ни на одном этапе не обратить внимания на неправильные координаты точки запуска?

И, наконец, вишенка на торте: дырка в оболочке космического корабля, сделанная сверлом диаметром 2 мм! Кто видел свёрла такого диаметра, сразу же скажет, что работу злоумышленник вёл при вполне спокойных, вполне комфортных условиях. Ибо это очень тонкое сверло. Оно ломается быстро, если чуть не так нажал. Особенно при работе по металлу.

Не мешал никто злодею, вот в чём дело!

А может, помогал?

И вот теперь давайте сами себе, отряхнув пиар с ушей и положа руку на сердце, скажем, что это всё – изолированные случаи, ошибки, недосмотры. Зарплата у людей маленькая, вот и нет хороших, ответственных, надёжных кадров. Начальство недосматривает. Контроль ослаблен. Предприятия на ладан дышат, космические корпорации еле выживают. Коммерческие запуски неудержимо сокращаются в количестве, и где опять денег взять, чтобы разорвать этот порочный круг?

Всё, может быть, и так. Но коли на пиар денег хватает, то, может быть, и на спички хватит? Чтобы вставить в широко закрытые глаза и увидеть не ошибки и случайности, а систему? И даже не систему ошибок, разгильдяйства и сокрытия виновных, а – систему саботажа и диверсий?

Кто, например, может исключить ситуацию, что «Союз МС-10» специально не допустили до МКС, чтобы не дать возможности выхода космонавтов в открытый космос для осмотра отверстия в корабле «Союз МС-09»? Теперь такой выход перенесли на декабрь, когда должен отправиться на орбиту «Союз МС-11», и прилетевший на МКС Олег Кононенко сможет выйти в космос вместе с находящимся сейчас на станции Сергеем Прокопьевым.

А есть ли уверенность, что тогда удастся найти причины появления отверстия в обшивке космического корабля? Далеко не все специалисты в этом убеждены.

И если уж говорить об убеждённости… У всех ли оная присутствует, когда заходит речь о будущем старте ещё одного «Союза»? Есть ли убеждённость, что и там не сломается какой-нибудь шток?
22.10.2018

Александр Покровский
Источник: https://tsargrad.tv/articles/bajkonur-oshibki-ili-diversii_164869




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта