Сергей Васильев: Бизнес-план русско-японской войны (История) (07.05.2019)
По результатам русско-японской войны уже были написаны все возможные мемуары, но даже непосредственные участники этих событий так и не поняли, ради чего сцепились на сопках Манчжурии Россия и Япония.
Какого-такого рожна Большие Дяди больше сотни лет рубились за Корейский полуостров так, будто туда был эвакуирован гроб Господень, а также сокровища инков и копи царя Соломона. И уж совсем непонятным было участие в этой свалке Российской империи, которая с упорством дятла долбилась в этот дальневосточный узел со второй половины ХIХ века, имея в тылу абсолютно неосвоенные и неухоженные просторы Сибири и Дальнего Востока. С таким энтузиазмом господам Романовым лучше бы цепляться за Аляску и Форт-Росс в Калифорнии с их пушниной, золотом и гораздо более заманчивым стратегическим положением.
Что забыла Россия в Китае и Корее? Лесные концессии на реке Ялу? А что, собственной тайги уже недостаточно?! Незамерзающий порт на Тихом океане? А чем не по нраву Находка - всего в 50 милях от Владивостока, под боком которой - шикарный сучанский каменноугольный бассейн, снимающий вопрос бункеровки как военного, так и торгового флота?! Дикие деньги - более 500 миллионов золотых рублей, потраченные на временно арендованные у Китая (!) Порт-Артур и Порт Дальний, дали бы в сотни раз больший эффект, будь они вложены в собственную инфраструктуру в Приморье.Какого-такого рожна Большие Дяди больше сотни лет рубились за Корейский полуостров так, будто туда был эвакуирован гроб Господень, а также сокровища инков и копи царя Соломона. И уж совсем непонятным было участие в этой свалке Российской империи, которая с упорством дятла долбилась в этот дальневосточный узел со второй половины ХIХ века, имея в тылу абсолютно неосвоенные и неухоженные просторы Сибири и Дальнего Востока. С таким энтузиазмом господам Романовым лучше бы цепляться за Аляску и Форт-Росс в Калифорнии с их пушниной, золотом и гораздо более заманчивым стратегическим положением.
Если по мнению микадо “Корея - это нож, направленный в сердце Японии”, а для короля Британии даже тихоокеанские чайки кажутся угрозой её колониям, то для императора России корейско-китайский проект - это исключительно амбиции, которые как член длиною в метр - очень круто, но абсолютно бесполезно, а в положении, в котором оказалась правящая династия России в начале ХХ столетия - ещё и смертельно опасно.
Потом прошло ещё 100 лет и всё равно ясности не прибавилось. Может быть это потому, что среди исследователей не было ни одного бухгалтера? Это зря! В любую группу историков обязательно надо включать хотя бы одного специалиста по учёту.
Пока военные изучают марши и диспозиции, бухгалтеры могли бы быстро подсчитать дебет-кредит и определить Cui prodest?, после чего многие нелогичные действия показались бы очень даже логичными, а убытки дерущихся обязательно появятся в доходах наблюдающих за дракой. И вот если считать деньги, а не амбиции, то окажется, что Русско-японский конфликт - это первая война за нефтяные рынки.
К началу строительства Транссиба в 1891, Россия практически полностью вытеснила «Стандарт Ойл» из Европы, захватив 70 % нефтяного рынка. А к 1901 году Россия по уровню добычи вышла на первое место в мире и заняла более 30% общемирового экспорта керосина. В штаб-квартире «Стандарт Ойл» на Бродвее 26 с ужасом наблюдали, как область, которую они называли «Зона русской конкуренции», расползается по карте.
«Стандарт Ойл» несколько раз пыталась договориться с основными владельцами бакинских нефтяных концессий Ротшильдами и Нобелями, предлагая картельное соглашение. Последняя попытка была предпринята в 1895 году (строительство Транссиба уже шло полным ходом). «Стандарт Ойл» даже подписала соглашение, но Министерство финансов России заблокировало его, после чего русско-японская война стала неизбежной.
Транссиб вдвое ускорял и сильно удешевлял доставку бакинского керосина на рынки Азии, превращая поставки «Стандарт Ойл» в пустую трату денег и времени. Россия фактически не оставляла своим конкурентам выбора. Одновременно с пуском Транссиба мировой нефтяной рынок для «Стандарт Ойл» закрывался, а английская компания «Шелл» - поставщик русского керосина в Азию через Суэцкий канал - теряла большую часть своего бизнеса.
Вот в такой обстановке и началась русско-японская война. Сопутствующие ей якобы революционные погромы в Баку уничтожили две трети нефтяных скважин. За год уровень добычи упал с 10,9 млн. до 7,6 млн. тонн. Экспорт русского керосина практически прекратился. Только через 8 лет, к 1913 году, Россия смогла довести свою долю в мировой торговле до 9%.
Кредиты Японии на войну с Россией банкиры США и Англии окупили сполна. «Стандарт Ойл» вернула себе контроль над азиатским рынком и увеличила долю в Европе с 30 до 75%. «Шелл» подписала с Ротшильдами новый контракт о транспортировке бакинского керосина и сохранила за собой статус главного перевозчика русского осветительного масла.
В кратчайший срок американские товары вышли на первое место в японской внешней торговле. Экспорт США в Японию за 1905 г. вырос в 2,5 раза по сравнению с довоенным 1903 г. Среди ключевых позиций, наряду с боеприпасами и оружием, естественно, фигурировало горючее. Ввоз из США в Японию в 1905 г. составил 21,5% всего японского импорта, тогда как в 1900 г. он не достигал и 10%. Американский капитал надолго закрепил за собой некоторые позиции, захваченные в годы войны. Белый дом увеличил экспорт своей мануфактуры как в Японию, так и в Китай. Сюда резко сократился русский импорт нефтепродуктов, его место занял американский.
Проигравших в русско-японской войне было двое. Первая - это, конечно, Россия, которую вышибли из нефтяного рынка, а вторая, как ни странно, Япония. Ее поражение было не менее тяжёлым. Заплатив за Порт-Артур и Цусиму тысячами жизней, влезшая в совершенно дикие долги, Япония не получила ничего, кроме сомнительного чувства глубокого удовлетворения и половины Сахалина, который в начале ХХ века никакой ценности из себя не представлял.
Мирные переговоры между Россией и Японией в Портсмуте вылились в образцово-показательную порку с последующим загоном в стойло японского осла, вообразившего, что ему позволено будет стать кем-то другим, кроме как поставщиком дешевого пушечного мяса. Морковка, которой 20 лет вертели перед японским носом “наши западные партнеры”, в руках Теодора Рузвельта вдруг превратилась в дубину, которой осёл был охально обижен и отправлен восвояси радоваться, что ещё легко отделался. Русская пословица “Поехал за шерстью, вернулся стриженым” как раз подходит для состояния японской делегации по возвращению из США в Японию.
Таковой, впрочем, Япония осталась и в ХХI столетии, несмотря на весь технологической прогресс и мнимую вовлеченность в дела “Большого брата”. Японию вытаскивают на международную арену, если нужно подразнить русского медведя или китайскую панду, и бесцеремонно загоняют обратно в стойло, когда надобность в дразнилке отпадает.
А чтобы японцы понимали, что Большой Брат - это не Россия, шутить не будет, у них постоянно что-то взрывается. Сразу после русско-японской войны у себя на базе взлетел на воздух флагман японского флота - броненосец Микаса. На исходе II-й мировой войны взорвались две атомные бомбы, стерев с лица земли Хиросиму и Нагасаки. Уже в ХХI веке рванула АЭС Фукусима. И японцы всё правильно понимают - рот открывают только по команде и говорят то, что от них хотят слышать их хозяева, а по совместительству - бенифициары семи крупнейших банков - владельцев федеральной резервной системы.
Cо второй половины 90-х годов XIX века Россия стала мировым лидером по добыче нефти, добыв 632 млн. пудов при этом экспортировав свыше 50 млн. пудов нефтепродуктов (керосина и осветительных масел), хотя по потреблению керосина на одного человека сама Россия занимала одно из последних мест - 5 кг/год (США - 75, Бельгия - 38, Германия - 14,3, Швецария - 14,3, Англия - 13,4, Австро-Венгрия - 4,4 кг/год).
В 1899 г. цены на керосин, коп/пуд, на европейских рынках были такие: Гамбург: русский - 100, американский - 108; Лондон: русский - 93, американский - 111.
Кроме керосина российский экспорт смазочных масел в 1901 - 1904 гг. в среднем составлял 12,8 млн. пудов. На европейском рынке главными потребителями смазочных масел были Англия, Германия и Бельгия.
Введение российским правительством в 1891 г. высокой пошлины на иностранные продукты перегонки нефти обеспечило монополию отечественного керосина на внутреннем рынке и перспективу на мировом.
В 1890 г. 70% русского керосина экспортировалось в Европу, но уже 3-4 года спустя больше половины его отправлялось в восточные страны.
Наибольшее количество керосина Россия вывезла в 1904 г. - 85,1 млн. пудов. Всего же нефтепродуктов было экспортировано 103 млн пудов. При стоимости одного литра керосина 25 копеек, не сложно посчитать, какой доход приносила внешняя торговля нефтепродуктами и какой потенциал имел уже захваченный рынок сбыта.
Две красноречивые цифры по доле на международном нефтяном рынке
До войны и революции
В 1902 году – Россия – 53%, США – 39%
После войны и революции
В 1906 году - Россия – 27%, США - 60%
Вот ради передела этого многообещающего рынка и началась русско-японская война и первая революция 1905 года, которые, на самом деле, являются двумя фронтами одной и той же войны, напрочь проигранной Россией, в результате чего общее количество вывозимой из России нефти в 1906 году уменьшилось в сравнении с дореволюционным временем втрое. Экспорт нефти во Францию сократился вчетверо, в Англию — втрое, в Китай и Индию — в 24 раза. Вернуть себе долю рынка по экспорту нефтепродуктов 1904 года Россия не может до сих пор.
Если до августа 1905 г. ежемесячная добыча нефти колебалась в пределах от 45 до 60 млн. пудов; в сентябре она составила всего 2 млн. Пудов (против почти 33 млн в первые 20 дней августа). В ноябре цифра оказалась на уровне 26 млн. пудов, к декабрю скатившись до 18 млн. С другой стороны, общая добыча нефти на бакинских промыслах, доходившая в течение первых 8 месяцев 1905 г. до отметки чуть выше 350 млн пудов, за весь год упала с 617 млн. пудов за 1904 г. до всего 414 млн. пудов на "всех шести площадях Апшеронского полуострова"
Вполне естественно, что в такой обстановке империя несла огромные убытки. По данным департамента таможенных сборов, вывоз из России нефти и нефтепродуктов сократился в 1905 г. до 55589 тыс. пудов (против 103201 тыс. в 1904 г.).
На ХXI экстренном съезде нефтепромышленников подчеркивалось: беспорядки, забастовки, "резня и пожары, уничтожение больше половины промыслов в августе 1905" поспособствовали созданию "той гнетущей обстановки, в которой находится нефтяная промышленность и поныне, совершенно выбитая из обычных норм".
Как писала в те дни газета "Русь", "беспорядки зрели исподволь, создалось разбойничье гнездо", поджигавшее промыслы. А "нефть горит — горят миллионы", так как "в казну ежегодно от бакинских промыслов поступало 100 млн. рублей"
Академическая версия причины русско-японской войны - лесозаготовительные концессии на реке Ялу - по сравнению приведенной смотрится бледно и в денежном выражении, и в абсолютном. Из-за этого не воюют. Также бледно смотрится версия про Порт-Артур и Дальний, как про единственный вариант иметь незамерзающие порты на Тихом океане при наличии Находки и Владивостока.
Все остальные варианты, такие как "личные амбиции" и "так получилось", не рассматриваю ввиду абсолютной их несерьезности. Тем не менее с удовольствием выслушаю аргументы в их защиту, а также другие варианты причин русско-японского конфликта и участия в нем практически всех мировых держав.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Сергей Васильев

