Юрий Зинченко: Цифровое поколение: мифы и правда (Россия: Общество) (23.04.2019)
Легко фильтруют гигабайты информации, мгновенно переключают внимание, живут в соцсетях 24/7... Кто они - "цифровые" дети? И чем отличаются от "аналоговых" родителей? Российская академия образования впервые за пятьдесят лет начинает масштабное исследование "Растем в России", которое охватит тысячи ребят по всей стране. Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом РАО, деканом факультета психологии МГУ Юрием Зинченко.
Юрий Петрович, все чаще слышишь от родителей: малышу не интересны народные сказки. Зато "Свинка Пеппа" на планшете или смартфоне идет "на ура". Не теряется ли за "цифрой" что-то важное, теплое, человеческое?Юрий Зинченко: Когда мамы, бабушки рассказывали нам сказки, мы воспринимали их на слух. Это был инструмент познания родного языка, знакомства с чувствами, эмоциями. А что сегодня? В руки ребенка попадает гаджет, и в приоритете уже не слово, а именно "картинка". Процессы стимуляции головного мозга у современных детей сильно изменились. К примеру, "цифровой" малыш уже сам может выбирать визуальные стимулы, переключать те же комиксы или мультики на "Ютубе". Сегодня есть развивающие приложения, которые учат различать геометрические фигуры, цвета, животных... Только тыкай пальчиком в экран - и выбирай правильный ответ. Мы собираемся детально выяснить, как именно эти факторы влияют на развитие поколения "большого пальца".
Поколение "большого пальца" - новая метафора?
Иными словами, психологи составят портрет современного российского ребенка?
Юрий Зинченко: Да. Мы начинаем длительное исследование "Растем в России", которое на начальном этапе охватит тысячи ребят в десяти регионах всех федеральных округов. Таких системных научных работ у нас в стране не проводилось примерно полвека. Цель - изучить развитие детей от первых лет жизни до старшей школы. Понять, как цифровая среда воздействует на их психику и поведение. Какие новые способы получения знаний наиболее эффективны и что особенно влияет на успех. Как развивается память, внимание, мышление. Есть ли региональные особенности. Влияет ли, скажем, то, что ребенок одновременно учит и русский, и национальный языки...
Такой уникальной ситуации, как в России, нет больше нигде: огромная территория, культурное, национальное, конфессиональное разнообразие. Все это будет учитываться в исследовании. То есть, с одной стороны, нужны стандартизованные методы, которые в будущем сможет использовать любой школьный психолог. С другой - нужно не "потерять" региональную специфику.
Мы сегодня говорим о цифровом ребенке, который как будто существует отдельно от нас. Мы часто пытаемся изучить его в разрыве от ситуации, в которой он находится, от семьи, в которой он воспитывается, от педагога, который его учит. А ведь на самом деле любой кризис - это несоответствие старой социальной ситуации развития тем новым умениям, которые у ребенка уже есть.
Юрий Зинченко: Действительно, сейчас большинство школьных психологов работает с детьми, опираясь на данные международных исследований и опросов. Но нам нужны собственные общенациональные исследования в этой области. И благодаря новым технологиям такая возможность появилась.
Полученные данные должны стать основой для трансформации системы образования, принятия управленческих решений.
Например, запрещать на уроках смартфоны или нет?
Юрий Зинченко: В том числе и это. Но круг проблем намного шире. С одной стороны, мы говорим: ребенок перегружен. С другой - учителя-предметники жалуются, что им не хватает часов. А с третьей - учитель говорит: я прихожу в класс и не могу удержать внимание. Что делать? Как минимум попытаться мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его. И здесь стандартный подход - "читаем параграф, делаем упражнение" уже не работает. Мы хотим понять, какие новые образовательные технологии нужны школе. Каким должен быть современный учитель, какими психологическими, "цифровыми", педагогическими и другими компетенциями ему нужно овладеть.
РАО впервые за 50 лет начинает исследование "Растем в России". Психологи составят портрет современного ребенка
Иначе будем все время "догонять" быстроразвивающегося человечка и окончательно потеряем свой авторитет для него.
Часто можно услышать, что школьники забывают сюжет "Войны и мира", едва закрыв книгу. Если вообще найдут силы ее открыть. Что это? Проблемы с памятью?
Юрий Зинченко: Проблема чаще всего не в памяти, а в удержании внимания. Дети просто не привыкли к большим объемам текста. И если 30-40 лет назад действительно мы могли прочитать "Войну и мир" на каникулах, а затем на уроке литературы вспомнить всех персонажей, подробно пересказать сюжет и проанализировать произведение, то сегодня даешь больше трех страниц серьезного текста - и многим ребятам уже тяжело сосредоточиться.
Санитарные нормы разрабатывались для школ около десяти лет назад. Технологии за это время успели несколько раз обновиться, мониторы у компьютеров стали совсем другими, в классах прописываются интерактивные доски и планшеты. Не пора ли и СанПиНы обновить?
Юрий Зинченко: Как раз сейчас вместе с Роспотребнадзором мы обсуждаем создание новых СанПиНов для цифровой образовательной среды. Мы должны учитывать те угрозы и риски для здоровья, которые несет цифровизация. В то же время мы не можем не понимать, что это одновременно и мощный инструмент развития. Поэтому вопрос не в том, сколько минут можно сидеть за компьютером с новым монитором. Смотреть нужно гораздо шире: как организовать работу так, чтобы любые гаджеты помогали ребенку в учебе, а не вредили. Причем нельзя ограничиваться только школой. Любой доклад, презентацию, даже стихи, которые нужно учить наизусть - все это ученик ищет в интернете. По дороге домой, в метро, даже на переменах... В новых СанПиНах это нужно учитывать. И без участия родительского сообщества нам будет сложно объективно оценить ситуацию, выстроить эффективную модель цифрового образования.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Юрий Зинченко