Мария Мазари: День Всех святых в земле Российской просиявших (05.07.2013)

Каждый год во второе воскресенье после Троицы Церковью чествуются все святые, «в земле Российской просиявшие». В 2013 году праздник всех русских святых приходится на 7 июля.
 
Этот праздник сравнительно молодой, он был установлен на поместном Соборе Русской православной церкви в 1918 году — в один из самых трагических моментов российской истории. Но история святости на Руси начинается в глубокой древности с проповеди святого апостола Андрея Первозванного в I веке. Он и многие другие древние христианские святые, просиявшие своими подвигами в землях нашего Отечества до 988 года, почитались нашими предками сразу после принятия Русью христианства, поэтому и сейчас в день памяти Всех русских святых наша Церковь молитвенно обращается к ним, считая их своими святыми.

Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком в 1015 г. Всенародное почитание их началось сразу после их убиения. Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи. Впоследствии, уже в XI-XII вв. Русская Церковь явила миру столько святых, что, пожалуй, к середине XII в. могла бы праздновать их общую память. Но только в середине XVI века появилось первое упоминание о дне памяти Всех русских святых. В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созвал в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Основным деянием Соборов стало торжественное прославление новых святых. К концу XVI в. праздник Всех русских святых стал забываться и праздновался только в отдельных уголках России. Эта печальная тенденция в XVII в. стала усиливаться, и в итоге на протяжении Синодального периода почитание праздника Всех русских святых в Русской Церкви было окончательно предано забвению. Восстановление празднования дня памяти Всех русских святых исторически совпало с восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1918 году.

2000 год стал особым для Русской Православной Церкви – за один год было прославлено святых больше, чем за 1000 лет Христианства на Руси. На протяжении всей истории христианства не было в мире столь страшных и массовых гонений, как те, которые претерпела Русская Церковь в ХХ веке. Вот что говорит игумен Дамаскин (Орловский), секретарь синодальной комиссии по канонизации святых, о значении новомучеников для современного человека: «Наши новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители. «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18), — говорит Господь. Предавая забвению их подвиг, мы произвольно лишаемся их помощи и поддержки.

Новомученики, пострадав сами, являются и нашими благотворителями, приобщая нас к своему опыту, помогая нам в настоящем и молясь о нашем будущем. Забвение благотворителей и отсутствие понимания, чем мы им обязаны, уничтожает зачастую в нас и саму способность благодарить, что всегда приводит к тяжелым последствиям и наказанию».

Российские святые являются путеводной звездой, примером для каждого православного. Следовать их примеру призывает нас преподобный Серафим Саровский: «Почему сейчас не ведут такую же строгую жизнь, какую вели древние подвижники благочестия? Потому, что не имеем к этому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо по слову Божию «Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13,8). Будем по зернышку учиться, а там … всему научимся и спасёмся...»
Статья опубликована в номере от 05.07.2013

Мария Мазари





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта