Деньги. Пирамида долгов. (20.09.2013)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ США.
Правительство устанавливает законодательное ограничение на создание новых денег согласно правилу частичного резерва. Процент частичного резерва устанавливается произвольно, и он разный в разных странах и может меняться со временем. В прошлом от банков обычно требовалось иметь в резервном хранилище хотя бы один золотой доллар на десять созданных кредитными счетами. Сегодня это правило больше не действует не только на соотноше- ние золотых и кредитных денег, но и на соотношение новых долговых денег к уже существующим. В настоящем резервы банка состоят из двух пунктов: 1) количество национальной валюты, которое частный банк хранит в центральном банке; 2) количество существующих долговых денег, которые уже есть на счетах банка. Проиллюстрировать это просто. Представим, что открылся новый банк и у него еще нет вкладчиков. Но учредители банка внесли де позит на 1111, 12$ в центральный банк в существующей бумажной валюте. По правилам соотношение резерва 9:1.
Первый шаг: Открылись двери, и в банк пришел первый заемщик. Ему нужны 10.000 долларов, чтобы купить машину. При соотношении 9:1 резерв в центральном банке, так называемые сильные деньги, позволяет совершенно законно создать из воздуха в 9 раз больше денег, чем этот резерв, то есть 10.000$ на основании долговой расписки должника. Эти 10.000$ ниоткуда не берутся. Это именно новые деньги, которые просто забиваются в компьютер на счет должника, а ему выписывается банковский чек, при помощи которого он и покупает автомобиль.
Второй шаг: Продавщица машины вносит этот чек на счет в своем банке. В отличии от сильных денег, в Центробанке такие новые долговые деньги нельзя увеличить через резервное соотношение, наоборот, их делят на резервное соотношение. При соотношении девять к одному можно создать девять тысяч новых кредитных долларов на основании десяти тысяч кредитных долларов, помещенных в банк.
Третий шаг: Если эти девять тысяч долларов приходят через третьих лиц в тот банк, который их создал, или в любой другой, это является законным основанием выпустить новые кредитные деньги, на этот раз восемь тысяч сто долларов. Работает принцип матрешки, где в каждой другой находится меньшая матрешка. Так и каждый новый вклад дает возможность выдавать кредит чуть поменьше. Если долговые деньги не попадают снова в банк - процесс прекращается. Это непредсказуемая часть механизма создания денег. Но, скорее всего, с каждым шагом деньги снова будут приходить в банк, процесс их создания через резервное соотношение будет повторяться снова и снова, пока внутри банковской системы не возникнет около ста тысяч новых кредитных денег, созданных исключительно из долгов. И весь этот процесс протекает на законной основе благодаря одной тысяче ста одиннадцати долларам и двенадцати центам, положенным на счет в центральном банке.
Сложно? Но все гораздо сложнее, поскольку баланс каждого банка цепочки должен показывать, что у него на десять процентов больше вкладов, чем выдаваемых ссуд. Это делается для того, чтобы люди поверили, что у банка имеется достаточно вкладчиков, чтобы их выдавать. Вот так и возникает расхожее, но ошибочное впечатление, что ссуды выдаются исключительно из вкладов. Если бы весь цикл происходил в одном-единственном банке, то сделать так, чтобы этот самый отдельно взятый банк увеличил свой «сильный резерв» практически в 90 раз, создавая кредитные деньги из воздуха, было бы невозможно. Но банковская система представляет собою замкнутый круг, в котором ссуда, выданная в одном банке, становится вкладом в другом, и наоборот. И если взаимообмен примерно одинаковый, то общий эффект будет таким же, как если бы весь цикл происходил в одном банке. Вот так изначальный резерв в центральном банке на сумму чуть больше тысячи долларов позволяет банкам заработать около ста тысяч, которых у них никогда не было. Банки дают в долг деньги, которых у них нет.
Если в это трудно поверить, попробуем иначе. За последние десятилетия, благодаря лоббированию законов банкирами, обязательное условие иметь депозит в центральном банке в некоторых странах исчезло вовсе, и резервное соотношение может быть гораздо больше, чем 9:1 - 20:1 или 30:1, а в некоторых случаях резерва нет вообще. В последнее время банки, используя ссудный процент, чтобы поднять резерв за счет заемщика, фактически полностью обошли резервное ограничение. Хотя правила игры довольно сложные, но, с точки зрения здравого смысла, все просто - банки готовы создать столько денег, сколько мы готовы дать в долг.
Несмотря на расхожие представления о печатном станке, деньги, печатаемые правительством, составляют не более 5% всего оборота. Остальные 95% сегодня создаются теми, кто расписывается в долговых обязательствах перед банком. Более того, эти кредитные финансы ежедневно создаются и уничтожаются в огромных количествах, по мере того, как выплачиваются старые долги и создаются новые. Банки могут воплощать эту схему в жизнь только при активной поддержке правительства, которое,во-первых, законодательно обязывает нас пользоваться национальной валютой, во-вторых, разрешает частным банкам обналичивать долговые деньги в национальной валюте и, в-третьих, судебная власть преследует за долги. Наконец, правительство заботится на уровне законов об этой денежной системе, поддерживает её имидж в глазах народа, но ничего не рассказывает людям о том, откуда в действительности берутся деньги.
Правда в том, что, подписанное залоговое обязательство, то есть обещание вернуть долг под залог собственности под страхом оплаты штрафа, есть единственная реальная ценность, участвующая в этой операции. Для любого, кто верит в это, такая залоговая бумага становится передаваемой и меняемой на что-либо другое. Долговая расписка, утверждающая: «Я тебе должен», представляет собой ценность и превращается в особую форму денег. Эти деньги должник обменивает на то, что называется «ссудой». В реальном мире ссуда означает, что у того, кто даёт в долг, есть что давать. Если Вам нужен молоток, а я даю вам расписку в том, что предоставлю Вам молоток, которого у меня нет, то, естественно, никакого толку не будет, но в искусственном мире денег обещание банка выплатить деньги, которых у него нет, приравнивается к реальным деньгам - и мы с этим соглашаемся.
Когда заёмщик подписывает долговую расписку, банк создаёт нажатием пары клавиш на компьютере свой собственный долг перед заёмщиком. С точки зрения заёмщика – это деньги на его счету, а поскольку правительство позволяет этот долг банка перед заёмщиком обналичить в национальной валюте, то все принимают это как деньги. Правда, как всегда, проста: без подписанного заёмщиком документа банкиру нечего давать в долг.
Долги и деньги
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что все: правительство, компании, мелкие бизнесмены, семьи одновременно оказываются в чудовищном долгу? Вы задавали себе вопрос: «Откуда может взяться столько денег, чтобы их было возможно давать в долг?» Теперь вы знаете – их просто нет. Банки не дают в долг деньги, они просто создают их из долгов, и эти долги ничем не ограничены, как и количество денег…
С другой стороны, возможна и обратная ситуация: нет долгов - нет денег. Удивительно, что при колоссальном количестве ресурсов, постоянно растущем производстве, возникающих новых технологиях, все- от правительства до отдельных людей - оказываются по уши в долгах перед банкирами. И никто не останавливается и не задумывается: «Как такое получается, что люди, которые производят все материальные блага в мире, оказываются в долгу у тех, кто даёт в долг символ этих материальных благ?» А ещё более удивительно, что раз мы понимаем, что деньги - это и есть чьи-то долги, то мы должны понимать, что если нет долгов, то нет и денег.
Если для вас это новость, вы не одиноки. Большинство думает, что если выплатить все долги, то состояние экономики улучшится. Это так, но только на бытовом уровне. У нас появляется больше денег, когда мы расплачиваемся с долгами, поэтому мы думаем - если все вокруг расплатятся, то у всех будет больше денег. В действительности всё строго наоборот – никаких денег не будет вовсе! Итак, для того, чтобы существовали деньги, мы все должны зависеть от банковского кредита. Нет кредитов – нет денег. Такое случилось во времена великой депрессии: деньги в обороте иссякли сразу же, как только иссякли кредиты.
Вечный долг
И это не всё. Банки создают только основную часть долга, они не делают деньги для выплаты процентов. Откуда им тогда взяться? Единственным местом, где заёмщик может взять деньги для выплаты ссудного процента, является рынок денег. Но практически все деньги, находящиеся в обороте, созданы таким же образом: они и есть долг банку, но вернуть надо больше, чем взял. И повсюду такие же должники в таком же положении, которые честно пытаются добыть денег, чтобы вернуть долг вместе с процентами. Но все существующие деньги - только основная часть долга. Совершенно невозможно всем выплатить долг с процентами, потому что процентных денег просто не существует! Это можно выразить простой математической формулой: P/(P+I); I/(P+I).
Проблема в том, что для долгосрочных ссуд, таких как ипотека и правительственные займы, процент может превышать основной долг. Поэтому, если не создать дополнительных денег, то увеличится число банкротств, и экономика рухнет. А чтобы поддерживать экономику на функциональном уровне, число банкротств должно быть низким. Чтобы добиться этого, создается всё больше и больше кредитных денег, дабы удовлетворить потребность по выплатам старых долгов. Разумеется, общий долг от этого только растёт, а процентов надо платить все больше и больше. Вот так ссудный процент постоянно раскручивает растущую пирамиду долгов...
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /

