Александр Ситников: ЕГЭ в России ударил по науке в Америке (Россия: образование) (30.05.2019)
Центр новой американской безопасности (Center for a New American Security, или CNAS) обозначил главную проблему, которая в ближайшем будущем поднимется в полный рост — это соперничество «умов» ведущих держав. И хотя исследование экспертов CNAS Эльзы Канья и Эммы Муркасалось рекрутинга талантливых офицеров в армию США (поскольку 71% молодых американцев является «браком» и не годится для службы), обозначенная ими проблема гораздо шире. Особенно актуальна она для отбора научных кадров, чьи достижения не менее важны, чем мощь вооруженных сил.
Если посмотреть на кадровую политику практически всех стран (за редким исключением), то можно найти общее: национальные правительства прилагают все больше усилий, чтобы найти в обществе людей, способных решать самые разные государственные задачи, включая военное строительство и научное поприще.Наиболее активно в этом плане действуют китайцы. Большинство студентов и ученых, которые учились или работали в США, вернулись на родину с солидным багажом знаний. Они покидают Соединенные Штаты, несмотря на высокие заработки, престижную работу и комфортные условия проживания.
Поток по-настоящему талантливых «научных коллаборационистов» в Соединенные Штаты явно слабеет. Да, желающих работать, к примеру, в Силиконовой долине меньше не становится, только те, кто едет за «длинным долларом» уже не представляют былого интереса для заокеанских корпораций. Плюс к этому зарождаются глобальные политические движения, ограничивающие миграцию (наиболее известные Brexit или «Мексиканская стена» Трампа).
Впрочем, уже сегодня заокеанский бизнес и так называемые «айчары» — специалисты по человеческим ресурсам, бьют тревогу. На форумах «кадровиков» можно найти немало негативных постов в отношении тех, кто «валит из Рашки», которая в 90-х обогатила Соединенные Штаты великолепными специалистами уровня Петра Уфимцева (автора концепции самолетов-невидимок F-117, F-22 и F-35). «Сегодня из Рашки валят тупые магистры, а не умные советские инженеры», — сетуют заокеанские «охотники за головами».
Действительно, в наши дни молодые эмигранты из РФ уже не столь востребованы — в США хватает своих бакалавров и магистров с «коридорным мышлением».
Пытаясь бороться с коррупцией в сфере образования, слепо подражая Западу, Россия сама отказалась от фундаментальных основ советской школы: власти ввели тестирование ЕГЭ, в основу которой положена зубрежка, убивающая творчество и развитие личности.
Сдача ЕГЭ давно превратилась в кошмар и для школьников, и для преподавателей. Из детских садов гоняют в школы воспитателей — «следить за следящими». Тем не менее, скандалы случаются каждый год. В выигрыше оказались, пожалуй, лишь производители видеокамер, которые тысячами натыканы в классах, где идут экзамены.
Глупо это еще и потому, что любые формальные знания доступны из интернета. Между тем, в советское время профессора на экзаменах зачастую сами подсказывали формулы, если она вылетала у студента из головы. «Мне совершенно не надо, чтобы ты знал учебник от корки до корки, — говорили они, — мне важно, чтобы ты мог самостоятельно найти требуемый материал и правильно им воспользоваться».
Сегодня же у наших детей культивируется то самое «коридорное мышление», которые напрочь убивает творчество, являющееся особенностью любого гения. Заставить такого запомнить не интересные ему факты, бесполезное занятие. Двойка гарантирована. А вот «зубрилы» идут в вузы вместо тех, у кого имеется дар божий, тогда как несостоявшиеся учредители Google топают в армию. Которую, увы, рассматривают как наказание за плохие оценки по ЕГЭ. В итоге страна штампует бакалавров и магистров, которым до советских инженеров далеко как до Луны.
Кай Чан, заслуженный деятель бизнес-школы INSEAD, считает, что в нынешнее время приемные комиссии должны в первую очередь принимать креативных молодых людей, правда, если среда не коррумпирована. Круг, как говорится, замкнулся.
Хуже всего на учебе в школе сказывается бедность родителей. Многие дети, едва сев за парты, понимают, что в университет они не пойдут. Тогда зачем вообще учится? Их с малолетства настраивают на раннюю взрослую жизнь, поскольку учеба в вузе, даже если она бесплатна, сопряжена с большими расходами. Студента надо кормить, одевать, обувать. Кроме того нужны деньги на съем жилья в чужом городе, интернет, учебники и принадлежности, а также приходится учитывать транспортные и прочие расходы.
К чему это приводит, описал журнал The Economist, взяв в качестве примера Индию: «Индия может быть известна своими элитными врачами и инженерами, но половина ее девятилетних детей не может решить задачку: восемь плюс девять. Половина десятилетних индейцев не может прочитать абзац, предназначенный для семилетних. В 15 лет ученики в Тамилнаде и Химачал-Прадеше на пять лет отстают от своих более обеспеченных сверстников из Шанхая».
Пройдет еще несколько лет, цитата из The Economist станет актуальной для многих деградирующих районов России. Если же бедному таланту все-таки удастся пройти «семь кругов ада», он уедет из страны, прежде всего, из-за осознания несправедливости. Правда, сегодня таких гениев в нашем государстве становится все меньше. Зато плодятся бакалавры и магистры с безупречным знанием английского языка. Но спрос на них и за границей падает.
На этом фоне в США признают, что «охотиться за головами», становится с каждым годом всё сложнее. Так что ЕГЭ, который в этом году проводится уже 10 раз, ударил не только по российской системе среднего образования, но и по американской науке.
А может, в этом и был тайный замысел инициаторов Единого госэкзамена?
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Александр Ситников