Священник И. Фокин. Енисейские епархиальные ведомости 16.06.1906: Русское национальное самосознание в наши дни (07.02.2019)

Воззвание состоящего под Высочайшим покровительством Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны Прибалтийского Православного Братства.

В смутные мрачные дни, какие переживаются нами, в эпоху принижения нравственной личности в человеке, падения в нём идеального настроения, любви к добру и стойкости в вере, много помрачилось понятий —ценных и жизненно важных, высоких, без каких немыслима жизнь, и полнота жизни духовно-моральной, —отдельных людей и целых государств!

Одно из таких понятий, какое усиленно затемняется, вытравляется в ваши дни злобными силами в сознании людей—и именно русских людей—есть понятие патриотизма, любви к Родине, любви к своему собственно-русскому, национальному, родному, заветному, что нас характеризует, как нацию, как исторический народ, что нас отличает от всех прочих народностей и племенных групп. В наше печальное время немало найдётся скорбных голов и убогих умов, которые берут на себя труд специального разрушения того, что зовётся национальным самосознанием, того, что составляет душу нации и народности, придаёт ей физиономию, спасает от поглощения сильными соседями, порождает своеобразие в быте, поэзии, литературе, религии, государственности. Опустошённые душой, чёрствые сердцем, жалкие умом —люди этого сорта стараются, насколько это можно и в их силах, стереть с лица Poccии её характерно pyccкие признаки, уничтожить специфически русские особенности, обезличить русского человека, сделать его стадным существом, никчёмным, серым, заурядным, чуждым характерно национальной индивидуальности, «просто человеком», подобным стёртому, облинялому, затасканному пятаку. Нужды нет, что Poccия имеет многовековую историю, что она выработала на протяжении этих минувших веков массу ценных, характерных особенностей в быте и нравах, понятиях и верованиях, идеалах и убеждениях, нужды нет, что земля российская именно в борьбе за эти русские святыни и особенности души народной полита кровью отцов и прадедов, усыпана костями дедов — всю эту историю люди нашего времени как-то просто, легко и беззастенчиво вычёркивают, душу народную и её заветные святыни игнорируют, народные устои, идеалы затемняют. Как велик цинизм и беззастенчивость людей этого калибра в данном вопросе, видно из того, что уже предложено, и предложено громогласно, и предложено не где-нибудь, а в Государственной Думе[1], вычеркнуть из употребления, как ненужные (?), как устаревшие (!) понятия «Русская земля» и «pyccкий народ». (Этим проектом обессмертил себя небезызвестный «профессор компиляции Кареев).

Да! Россия пережила своё название, и русский народ не должен (!) и не может называться русскими народом! Это не он ведь создал великую громаду, именуемую русскими государством, это не он ведь лил свой пот и кровь за её благо, за её целость и единство, это не он взлелеял в своих недрах Православную Церковь христианскую, воспитал в своей душе святые чувства любви и преданности христианским идеалам, христианским святыням! Русский народ должен поставить точку в своей многовековой и славной истории, он должен забыть свою заветную, седую старину, должен отвернуться, спиной стать к своими исконными идеалам, какими созидалась Русь, он должен забыть имена Владимира Святого и Серия Радонежского, Гермогена naтpиapxa и Сусанина, Петра и Алексия, Ионы и Филиппа, Минина и Великого Петра, Великой Екатерины и других русских великих людей, нашу национальную гордость, блестящие странницы нашей истории. Всё забыть должен русский народ, от всего отвернуться, все отбросить, не исключая и имени своей отчизны — великой Poccии, имени своего народа—народа русского!

И это в то самое время, когда другие народы и народности, даже самые малые, даже не имеющие своей земли и государственной истории (каковы евреи и проч.), судорожно и крепко цепляются за родное, собственное, заветное, национальное. И как держатся эти народы и народцы за своё национальное и лучшее, отличающее их от других народностей. Как упорно, твёрдо, без компромиссов и уступок кому и чему-либо отстаивают они свои святыни, верования, быть и национальную физиономию, природные данные.

И как они правы в этой своей упорной, стихийной любви к своему национальному лучшему, к своим национальным святыням. Ведь они охраняют этим свою душу народную, своё святое святых, которое у каждого народа своеобразно и этим своим своеобразием ценно!

И вот только русский народ должен нивелироваться, обесцветиться, раствориться в рыхлую массу—без физиономии и связующего национально-идейного центра, без души и заветных устоев, без верований и идеалов, без национального самосознания и национальных заветов.

Но, полно! Чем же и почему так несчастлив русский народ? Или у него не было своей славной государственной истории, или он не был на всём протяжении этой истории самостоятельным и самобытным? Или у него нет своих святынь, своих национальных героев, своих народных верований и идеалов!? Или у него не за что стоять и нечего отстаивать, не чем гордиться и не за что ратовать? Стоить ли отвечать на эти вопросы?
Не слишком ли ясны ответы на них, не слишком ли очевидна русская самобытность и ясны русские права на отстаивание этой самобытности?

Но в наше время и очевидные истины считают нужным затемнять, искажать, лишать их подлинного содержания или, попросту, упразднять, «выбрасывать за борт». И потом, из факта этой беззастенчивости, этой дерзости в oтрицании и глумлении над очевидно ясным, бесспорным, великим и важным —вытекает естественный вывод для дорожащих этим высоким и великим, священным —отстаивать и защищать его, тем более и громче поднимать мужественный голос в защиту того лучшего и драгоценнейшего, что составляет наши национальные святыни, что дорого русскому народу, как историческому народу, и что ныне дерзко попирается в грязь, разрушается, ломается. «Чем ночь темней— тем ярче звёзды. Чем более навевают тьмы и мрака на сознание русского человека ого своеобразный «друзья» из космополитов, чем более они стараются его обезличить, вытравить в нём привязанность к родному и заветному, священному и национальному, темь более должна расти эта привязанность к национальным основам и идеалам, тем сильнее проявляться национальное самосознание, твёрже раздаваться голоса в его защиту и обоснование. В наши смутные дни «переоценки всех ценностей» ни на одну минуту не должны забывать преданные сыны Родины о разрушительной работе и агитации какие в широком масштабе ведутся, между прочим, и против национальных основ Poccии, против самой души и духовно-моральной физиономии народа, без которых он нуль, сырая безличная масса, материал для завоеваний и ассимиляции, для поглощения сильнейшими самобытно-культурными соседями.

Много задач у современного русского человека — гражданина, много опасностей окружает наше государственное бытие.

На ряду с изжившим и гнилостным, справедливо подлежащим устранению, много в наше время попирается дерзкими руками и великого, священного, такого, что преступно разрушать, что не прикосновенно по самой своей сущности, внутренней цене и значению, без чего немыслима культурная жизнь нации и всего человечества[2]. Культурно-национальные особенности народа и его души, самобытные основы жизни исторической народности, её сложившийся оригинальный тип и физиономия, сумма лелеемых ею верований и идеалов, явившихся следствием многовековой самобытной исторической жизни —все это в наше время, по частям и в целом, также стало в ряд великих отрицаемых ценностей.

Но да не смущается сердце наше! В своём историческом прошлом Poccия перенесла не такие ещё беды и несчастья и не сломилась, не выродилась, не обезличилась. Стойкий народ защитил её, национальный гений спас. В тяжкие минуты исторической жизни, как один человек, вставал русский народ на защиту родного и великого. И он встанет теперь, так как не может допустить оплевания святынь своей души, расхищения своих национальных сокровищ[3], попрания заветных идеалов.

Итак, да крепнет же воля наша в великом деле борьбы за русско-национальное благо, да мужает сердце ваше и проясняется сознание и закаляется мужественная твёрдость, великая стойкость, cпасавшая Poccию не раз, cпасавшая Poccию всегда! Родине грозит опасность, Родина должна быть спасена!
 
[1] Едва ли, впрочем, Думу данного теперешнего состава («кадетскую») можно назвать в строгом смысле государственной. Дума Государственная есть в малом масштабе копия государства или страны. Мировоззрение же всего народа, разделяющегося на многие партии, не может быть представлено одной партией, в данном случае – «Кадетской». Дума нынешнего состава – (почти исключительно «Кадетская») есть Дума партийная («левша», как её называют), а не государственная в строгом ином смысле слова.
[2] Таково христианство, против которого ожесточённую агитацию ведёт социал-демократия.
[3] Попытки феодолистов – автономистов.

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
07.02.2019

Священник И. Фокин. Енисейские епархиальные ведомости 16.06.1906





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта