Алексей Мурат: ЕР воскрешает политтехнологию Наполеона III в Туле (21.11.2018)

Результаты единого дня голосования 9 сентября повергли в шок партию «Единая Россия». Итоги выборов депутатов законодательных собраний и муниципальных советов и дум ряда крупных городов принесли единороссам весьма существенные потери. «Партия власти» начала сдавать позиции, пропустив вперёд КПРФ на выборах в Хакасии, Иркутской и Ульяновской областях, а ЛДПР в Красноярске.
Единственное, что удержало позиции единороссов в красных регионах, это результаты по одномандатным округам. Так, только за счёт них в Ульяновском заксобрания ЕР удалось получить на одно место больше, чем КПРФ (притом, что по спискам КПРФ победило).

Что, как говорят англичане, делают джентльмены, когда проигрывают? Они меняют правила игры! Похоже, этим занимается и партия власти, причём, регулярно.

Например, в Тульской области несколько лет назад ещё в период губернаторства Владимира Груздева тогдашний избирком презентовал своё ноу-хау — «Лепестковую нарезку округов в областную думу».

Правда, при внимательном рассмотрении она оказалась ничем иным как политтехнологий, применяемой французским императором Наполеоном III, оставшимся в истории не только поджигателем Крымской войны с Россией, но также диктатором, задушившим на корню всю французскую демократию. Лепестковая нарезка избирательных округов уже более 150 лет является хрестоматийным синонимом политического ловкачества и дискредитировала себя в глазах всего мира тем, что негативно влияет на легитимность выборов, проведённых по этой «системе». Это конфигурация одномандатных округов, с помощью которой бонапартисты боролись с «красной угрозой».

Как известно, в Париже и крупных городах Франции население в 19-м веке было настроено более прогрессивно, а на селе — более консервативно. Что же делали бонапартисты? Они смешивали в избирательных округах городские территории с сельскими, да так, чтобы правоконсервативный электорат в округе превалировал над «красным». За счёт этого Наполеону III, удавалось несколько десятилетий подряд проводить в парламент Франции нужных ему депутатов.

То же самое спустя полторы сотни лет, в 2013 г., сотворили в Тульской области: нарезали избирательные округа так, что начинаются они в Туле и тянутся через весь регион чуть ли не до границы с соседними областями. Цель, вероятно, была всё та же: при разделении округов на сельские и городские, в последних могли бы победить коммунисты. На селе же, где люди более зависимы от власти и в значительной степени подконтрольны ей, выиграть представителю оппозиции значительно сложнее. Кроме того, на такой протяжённой территории кандидату от оппозиции априори сложнее провести кампанию: труднее сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы, тяжелее собрать агитаторов, объехать весь округ, организовать контроль за процедурой голосования. У «Единой России», опирающейся на сеть сельских администраций, всех этих проблем, разумеется, нет.

И вот теперь, когда до выборов в Тульской области осталось меньше года, «партия власти» решила пойти ещё дальше. Сегодня областным законодательством установлено традиционное для всей России паритетное распределение депутатских мандатов по партийным спискам и одномандатным округам (50 на 50), но единороссы вынашивают планы сократить долю списочников до 25%, а остальное оставить под округа, то есть, себе, любимым. Причём, в идеале они хотят распространить эту «схему» и на областную Думу.

Известный российский политолог, доктор политических наук Сергей Обухов прокомментировал желание «Единой России» уменьшить количество мандатов, распределяемых по партийным спискам на выборах в Тульскую городскую думу.

«Желание «Единой России» уменьшить количество мандатов, распределяемых по партийным спискам на выборах в Туле и областном парламенте — это признак паники.

«Изменения правил игры по ходу самой игры — удел слабых игроков. И странно, что идеи изменения порядка формирования депутатского корпуса вынашиваются в регионе, где „Единая Россия“ громко демонстрировала высокие результаты. Видимо, дело не в силе, а в ловкости рук тульских единороссов? Тем более, что именно в одномандатных округах здесь постоянно фиксировалось наибольшее количество нарушений и фальсификаций. Кроме этого, отмечу, что до последнего времени позиции тульской региональной власти в российском общественном мнении воспринимались как традиционно сильные из-за „фактора Дюмина“. Выходит, позиции у Дюмина в области не так уж сильны, если спешно перекраивается соотношение списочников и одномандатников на предстоящих выборах?»

Между тем, губернатор Тульской области Алексей Дюмин в своём недавнем послании дал чёткий сигнал местным единороссам о том, что доверие завоёвывается каждодневным трудом и конкретными делами, а предстоящие выборы 2019 года должны пройти открыто и без нарушений.

Кстати, аналогичную схему с уменьшением процента списков хотели применить в этом году в Ярославской области. Но тамошний беспартийный губернатор Дмитрий Мироновне пошел на поводу у местных единороссов и оставил традиционную систему 50 на 50. И причин тому несколько. Во-первых, когда до выборов остаётся меньше года, такое изменение «правил игры» подрывает легитимность как самого избирательного процесса, так и вновь избранных депутатов. Во-вторых, это слишком явная демонстрация слабости и неуверенности региональной власти, при том что общественное мнение страны считает ярославскую региональную власть сильной и прочной. В-третьих, остальные три парламентские партии, за каждой из которых стоят десятки (а за КПРФ порой и сотни) тысяч голосов избирателей в каждом регионе, явно воспротивились бы этой авантюре, создавая губернатору неблагоприятный информационный фон на федеральном уровне.

Интересно, какие доводы будут придумывать тульские единороссы, чтобы убедить губернатора Дюмина подписать закон о сокращении партийных списков, от которого отказались в других регионах России?
21.11.2018

Алексей Мурат
Источник: http://svpressa.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта