Глебов Н. Т.: «Нашим главным душевным состоянием были выдержка и терпение» (26.04.2013)
Глебов Николай Тимофеевич родился 27 января 1942 года. Место рождения – с. Александровка Рославльского района Смоленской обл. В 1959 году окончил профтехучилище в г. Меленки Владимирской области и в 1973 Гурьевский политехнический техникум. В системе треста «Гидромонтаж» с 1960 по 2005гг. на должностях монтажника, бригадира монтажников, зам. начальника участка. На ЧАЭС в качестве бригадира монтажников поменял три смены и в общей сложности проработал 2,5 положенных срока беспрерывно.
Об аварии на Чернобыльской АЭС я, как большинство советских людей, узнал из официального сообщения нашего Правительства. Так как многие из сотрудников треста «Гидромонтаж» возводили объекты атомной промышленности, то они понимали, к каким последствиям для людей может привести эта ката-строфа. Понимал это и я.
В начале мая 1986 года начальник МСУ-23 Канов Юрий Андреевич собрал в своем кабинете трех бригадиров - монтажников: Якушева В.И., Катко Н.П. и меня. Разговор сразу зашел о чрезвычайном происшествии на Чернобыльской атомной, и Канов Ю.А. сказал: «Надо ехать на один месяц в командировку помогать ликвидировать аварию». Некоторое время мы все молчали. Затем, посоветовавшись, решили, что правильнее всего будет, если первым в зону аварии поедет бригадир Катко Н.П. Мне начальник МСУ сказал остаться и завершать работы на сдаточном объекте - птицефабрике «Дружба» в д. Ольховка Наро-Фоминского района. Это была действительно одна из крупнейших строек области.
Спорить я не стал, так как догадывался, что работы в районе аварии хватит и мне, и еще многим моим соотечественникам.
Вскоре в МСУ-23 был сформирован автопоезд из машин - длинномеров, автокранов, самосвалов, другой автотехники, загруженной инструментами и необходимыми в зоне бедствия материальными средствами. Предстояло совершить неблизкий марш своим ходом с конечной точкой в пионерлагере «Голубые озера», что примерно в 150 км от Чернобыльской АЭС. Возглавил колонну инженер треста «Гидромонтаж» и МСУ-23 Степанов Алексей Иванович. В составе автопоезда убыла и бригада Катко Н.П.
Несколько ранее в район аварии спецрейсом вылетел начальник треста Захаров Валерий Дмитриевич. Он и встречал первые рабочие бригады треста и, так как времени на раскачку практически не было, тут же ставил прибывшим конкретные задачи.
Получила свой объем работы и бригада Катко Н.П. Ей предстояло проложить инженерные коммуникации в жилом городке для военных строителей в г. Иванково, что в 70 км от г. Чернобыля. В короткий срок жилгородок был обеспечен питьевой и горячей водой, теплоснабжением и очень скоро принял сотни призванных из запаса военнообязанных. А сам бригадир Катко Н.П. за самоотверженный труд был награжден орденом «Знак Почета». Еще бы, закалка-то трестовская!
Вторым десантом в г. Чернобыль убыла бригада Якушева В.И. с инженером Нарыжным А.Н. Кстати, Александр Николаевич Нарыжный проработал в опасной 30-километровой зоне дольше всех - около трех месяцев вместо установленного 30-дневного срока. Это ли не героизм, заслуживающий самого глубокого уважения!
В третью очередь поездом отправился я вместе со своей бригадой. И было это 22 июля 1986 года. По прибытии поселились на базе того же пионерлагеря «Голубые озера». И начались трудовые будни: подъем в 5.00 утра, выезд в район работ в 6.00 автотранспортом, следование в пути в течение двух часов, работа до 19.00 в закрытой 30-километровой зоне в д. Капачи - это где-то на удалении от эпицентра взрыва порядка 1-1,5 километров, потом опять два часа пути обратно, мытье в душевой, дозиметрический контроль, ужин и отбой примерно в 24.00. И так ежедневно, без выходных и практически без отдыха! Главным нашим душевным состоянием были выдержка, терпение и понимание, что в сложившейся ситуации только так и надо.
Что и сейчас поражает, так это тот факт, что нашу работу в смысле подталкивания и принуждения к ней никто не контролировал. Принцип был простой: справился с заданием ко времени и с должным качеством - получи поощрение от благодарности до правительственной награды; не справился - возвращайся туда, откуда приехал, да еще и с «почестями». Сварщик моей бригады Жернаков А.С. был, например, награжден медалью «За трудовое отличие», а я в конце 1986 года удостоился высшей награды Родины - ордена Ленина.
Работая рядом с АЭС, видели, как вертолеты какой-то жидкостью поливали 4-й энергоблок, и если ветерок дул в нашу сторону, то доставалось и нам. Бывало, что вертолеты падали и разбивались.
В местах, особенно зараженных, жгло пятки даже в спецсапогах и, несмотря на постоянное ношение марлевых респираторов, постоянно сушило во рту. В таких случаях мы срочно покидали свои районы, а сюда пригонялся бульдозер, который снимал наиболее опасный верхний слой грунта. Иногда самому приходилось сидеть за рычагами бронированного бульдозера. А уж после «подчищенный» район проверяли дозиметристы, и мы вновь возвращались на свои рабочие места.
Моя бригада выполняла самые разные работы. Известно, что для сооружения «саркофага» над 4-м энергоблоком АЭС (а основу его составляла смесь бетона и свинцовой дроби) в короткие сроки были построены сразу несколько (!) бетонных заводов. Мы же прогоняли теплотрассу, паропровод, водопровод протяженностью около 10 км, осуществляли монтаж водопровода к узлу перегрузки бетона, монтаж и обвязку стационарной котельной и узла перегрузки бетона с накопительными баками воды, монтаж мойки загрязненных машин.
Начав свою работу в июле 1986 года, закончил ее в той же самой зоне в сентябре того же года.
Есть что вспомнить, и не только связанное с работой. К примеру, кормили нас как в лучших ресторанах столицы, по высшему классу; подавали, бывало, и икру красную и черную. И это в то время!
А вот разговоры о том, что «ликвидаторы» постоянно и жутко употребляли алкогольные напитки - это, мягко говоря, вранье. Во-первых, это опасно сказалось бы на здоровье пьющего, т.к. с похмелья в любом случае организм слабеет, а от слабости повышается потливость, а к влажному телу и одежде быстрее и жестче налипает радиоактивная пыль, которую и смыть-то было труднее... Не быть же врагом самому себе! Во-вторых, чтобы купить украинскую самогонку, надо было проехать 300-400 км. Да и на что купить, если денег давали только в размере небольшого аванса. Только на сигареты и хватало. Так что о большой чернобыльской пьянке слишком много понапридумано.
А вот воду пили, и много, но только исключительно привозную, как мы говорили, с «Большой Земли» («Боржоми», лимонад, «Нарзан»). По понятным причинам, из местных источников мы водой не пользовались.
Что больше всего будоражило нашу нервную систему, так это «мертвые города» - Чернобыль, Припять и окружающие их безлюдные поселки, села, деревни. И еще брошенные всеми скот и домашние животные. И даже люди, бредущие, как тени, по этому миру пустоты и заброшенности. Такое еще не скоро забудется.
Считал и считаю, что участники ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской АЭС заслуживают более достойного уважения, почета и внимания. Ведь было же время, когда на нас смотрели, как на героев! И в материальном плане раньше очень весомо отражалось отношение государства и правительства к нам, «ликвидаторам». Считаю, что заменой льгот абсолютно неадекватными компенсациями нас обидели и унизили. Думаю, нужно пересмотреть наши пенсии, ведь нас осталось не так уж и много, а пенсию за ликвидацию аварии получаем мизерную.
Но дело свое мы сделали. Добросовестно и честно!
В начале мая 1986 года начальник МСУ-23 Канов Юрий Андреевич собрал в своем кабинете трех бригадиров - монтажников: Якушева В.И., Катко Н.П. и меня. Разговор сразу зашел о чрезвычайном происшествии на Чернобыльской атомной, и Канов Ю.А. сказал: «Надо ехать на один месяц в командировку помогать ликвидировать аварию». Некоторое время мы все молчали. Затем, посоветовавшись, решили, что правильнее всего будет, если первым в зону аварии поедет бригадир Катко Н.П. Мне начальник МСУ сказал остаться и завершать работы на сдаточном объекте - птицефабрике «Дружба» в д. Ольховка Наро-Фоминского района. Это была действительно одна из крупнейших строек области.
Спорить я не стал, так как догадывался, что работы в районе аварии хватит и мне, и еще многим моим соотечественникам.
Вскоре в МСУ-23 был сформирован автопоезд из машин - длинномеров, автокранов, самосвалов, другой автотехники, загруженной инструментами и необходимыми в зоне бедствия материальными средствами. Предстояло совершить неблизкий марш своим ходом с конечной точкой в пионерлагере «Голубые озера», что примерно в 150 км от Чернобыльской АЭС. Возглавил колонну инженер треста «Гидромонтаж» и МСУ-23 Степанов Алексей Иванович. В составе автопоезда убыла и бригада Катко Н.П.
Несколько ранее в район аварии спецрейсом вылетел начальник треста Захаров Валерий Дмитриевич. Он и встречал первые рабочие бригады треста и, так как времени на раскачку практически не было, тут же ставил прибывшим конкретные задачи.
Получила свой объем работы и бригада Катко Н.П. Ей предстояло проложить инженерные коммуникации в жилом городке для военных строителей в г. Иванково, что в 70 км от г. Чернобыля. В короткий срок жилгородок был обеспечен питьевой и горячей водой, теплоснабжением и очень скоро принял сотни призванных из запаса военнообязанных. А сам бригадир Катко Н.П. за самоотверженный труд был награжден орденом «Знак Почета». Еще бы, закалка-то трестовская!
Вторым десантом в г. Чернобыль убыла бригада Якушева В.И. с инженером Нарыжным А.Н. Кстати, Александр Николаевич Нарыжный проработал в опасной 30-километровой зоне дольше всех - около трех месяцев вместо установленного 30-дневного срока. Это ли не героизм, заслуживающий самого глубокого уважения!
В третью очередь поездом отправился я вместе со своей бригадой. И было это 22 июля 1986 года. По прибытии поселились на базе того же пионерлагеря «Голубые озера». И начались трудовые будни: подъем в 5.00 утра, выезд в район работ в 6.00 автотранспортом, следование в пути в течение двух часов, работа до 19.00 в закрытой 30-километровой зоне в д. Капачи - это где-то на удалении от эпицентра взрыва порядка 1-1,5 километров, потом опять два часа пути обратно, мытье в душевой, дозиметрический контроль, ужин и отбой примерно в 24.00. И так ежедневно, без выходных и практически без отдыха! Главным нашим душевным состоянием были выдержка, терпение и понимание, что в сложившейся ситуации только так и надо.
Что и сейчас поражает, так это тот факт, что нашу работу в смысле подталкивания и принуждения к ней никто не контролировал. Принцип был простой: справился с заданием ко времени и с должным качеством - получи поощрение от благодарности до правительственной награды; не справился - возвращайся туда, откуда приехал, да еще и с «почестями». Сварщик моей бригады Жернаков А.С. был, например, награжден медалью «За трудовое отличие», а я в конце 1986 года удостоился высшей награды Родины - ордена Ленина.
Работая рядом с АЭС, видели, как вертолеты какой-то жидкостью поливали 4-й энергоблок, и если ветерок дул в нашу сторону, то доставалось и нам. Бывало, что вертолеты падали и разбивались.
В местах, особенно зараженных, жгло пятки даже в спецсапогах и, несмотря на постоянное ношение марлевых респираторов, постоянно сушило во рту. В таких случаях мы срочно покидали свои районы, а сюда пригонялся бульдозер, который снимал наиболее опасный верхний слой грунта. Иногда самому приходилось сидеть за рычагами бронированного бульдозера. А уж после «подчищенный» район проверяли дозиметристы, и мы вновь возвращались на свои рабочие места.
Моя бригада выполняла самые разные работы. Известно, что для сооружения «саркофага» над 4-м энергоблоком АЭС (а основу его составляла смесь бетона и свинцовой дроби) в короткие сроки были построены сразу несколько (!) бетонных заводов. Мы же прогоняли теплотрассу, паропровод, водопровод протяженностью около 10 км, осуществляли монтаж водопровода к узлу перегрузки бетона, монтаж и обвязку стационарной котельной и узла перегрузки бетона с накопительными баками воды, монтаж мойки загрязненных машин.
Начав свою работу в июле 1986 года, закончил ее в той же самой зоне в сентябре того же года.
Есть что вспомнить, и не только связанное с работой. К примеру, кормили нас как в лучших ресторанах столицы, по высшему классу; подавали, бывало, и икру красную и черную. И это в то время!
А вот разговоры о том, что «ликвидаторы» постоянно и жутко употребляли алкогольные напитки - это, мягко говоря, вранье. Во-первых, это опасно сказалось бы на здоровье пьющего, т.к. с похмелья в любом случае организм слабеет, а от слабости повышается потливость, а к влажному телу и одежде быстрее и жестче налипает радиоактивная пыль, которую и смыть-то было труднее... Не быть же врагом самому себе! Во-вторых, чтобы купить украинскую самогонку, надо было проехать 300-400 км. Да и на что купить, если денег давали только в размере небольшого аванса. Только на сигареты и хватало. Так что о большой чернобыльской пьянке слишком много понапридумано.
А вот воду пили, и много, но только исключительно привозную, как мы говорили, с «Большой Земли» («Боржоми», лимонад, «Нарзан»). По понятным причинам, из местных источников мы водой не пользовались.
Что больше всего будоражило нашу нервную систему, так это «мертвые города» - Чернобыль, Припять и окружающие их безлюдные поселки, села, деревни. И еще брошенные всеми скот и домашние животные. И даже люди, бредущие, как тени, по этому миру пустоты и заброшенности. Такое еще не скоро забудется.
Считал и считаю, что участники ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской АЭС заслуживают более достойного уважения, почета и внимания. Ведь было же время, когда на нас смотрели, как на героев! И в материальном плане раньше очень весомо отражалось отношение государства и правительства к нам, «ликвидаторам». Считаю, что заменой льгот абсолютно неадекватными компенсациями нас обидели и унизили. Думаю, нужно пересмотреть наши пенсии, ведь нас осталось не так уж и много, а пенсию за ликвидацию аварии получаем мизерную.
Но дело свое мы сделали. Добросовестно и честно!
Николай Тимофеевич Глебов
Ветеран треста «Гидромонтаж»,
кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /

