Александр Хуршудов: Ищем деньги на пенсии или почему чиновники брезгуют расчетами (06.09.2018)

Диву даешься, сколько анонимов агитируют сейчас за пенсионную реформу. Часто они козыряют таким доводом: а предложите-ка вы, противники, где взять деньги на пенсии. Не можете? Значит, власть права, больше взять негде. Прием, прямо скажем, шулерский: если правительство за два года страданий выдало никуда не годный проект, может ли простой блогер за час или день предложить лучший?
Но я попробую. Кто ищет, тот всегда найдет, как поется в песне про веселый ветер. А начнем мы с категорий и численности пенсионеров.
 
  1. Сколько в России пенсионеров

Численные показатели пенсионной системы приведены в табл. 1.

Таблица 1



Есть еще примерно 2,5 млн пенсионеров МВД, Минобороны и других силовых структур, но они получают пенсии из бюджетов своих ведомств. Пенсии у них назначаются по выслуге лет, многие из них работают, и реформа их никак не касается.

За 7 лет численность населения у нас выросла на 3,9 млн чел. (за счет Крыма и мигрантов), а пенсионеров – на 3,8 млн чел., в том числе, получателей страховых пенсий – на 3,2 млн чел. Цифры не выглядят катастрофическими. А вот плохо, что число работающих в последние годы не растет. Весь прирост населения, за вычетом крымчан, ушел работать в теневую экономику.

Да и как же иначе? В прошлом году власть сделала очередную глупость: приняла закон, отменяющий индексацию пенсий для работающих пенсионеров. Реакция последовала 
немедленнополмиллиона уволились, на них перестали поступать страховые взносы. А еще 5 млн спрятались даже от опросов Росстата (см. таблицу 1).

Оставим в стороне демографическую яму, разговоры о ней не стоят выеденного яйца. В Западной Европе яма еще глубже, но там мигранты работают. Достаточно облегчить визовый режим, например, с Индией, и у нас появятся сотни тысяч низкоквалифицированных работников; в Канаде 
численность индусов уже приближается к миллиону. Нет проблемы кадров, есть проблема денег: плати больше, и будут тебе любые кадры. Вот теперь мы и займемся проблемой нехватки денег в Пенсионном фонде.

2. Пенсионные доходы и расходы

В прошлом году Пенсионный фонд получил 4482 млрд руб. взносов от работодателей, а выплатил 8319,5 млрд руб. Выглядит страшно, ибо почти весь дефицит в размере 3655 млрд руб. был ему компенсирован из федерального бюджета, это почти 44% выплат. Давайте разбираться. ПФР выпускает 
публичные отчетыони вполне информативны. Динамика изменения его доходов и расходов показана на рис. 1.

 

Рис. 1

Для начала отметим, что поступление взносов неплохо растет. В 2013 г. прирост составил 14,3 %, затем два года уменьшался (вместе с объемами производства), а в прошлом году снова вырос до 8,5%. Посмотрим, на какие нужды ПФР получает средства из бюджета, они расшифрованы в таблице 2.

Таблица 2



В прошлом году 769 млрд руб. переданы ему на выплату материнского капитала и государственных пенсий. Это пенсии участникам войны, блокадникам Ленинграда, космонавтам, государственным служащим. Пенсионные взносы с их зарплат не уплачиваются, к страховым пенсиям они отношения не имеют. Просто государство использует аппарат ПФР для проведения расчетов.

На социальные выплаты передано 489 млрд руб. Это пособия. Многодетным семьям, сиротам, студентам и потерявшим работу. Дело нужное. Но к страховым пенсиям тоже отношения не имеет.


Позвольте, а зачем же тогда Минтруд 
лукаво заявляет о дотациях ПФР в размере 3,3 трлн руб. в год?
 В результате игры слов он создает полное впечатление, что эти деньги для пенсионеров по старости. А оказывается, 1258 млрд руб. (35,3% трансферта) – чистые расходы государства, которые оно «поручило» выплачивать Пенсионному фонду, причем, «за спасибо». Но пойдем дальше.

Доплаты к пенсиям составили 342 млрд руб. Чаще всего они попадают к тем, у кого пенсия ниже прожиточного минимума (
8726 руб. в месяц). Государство обещало таким помогать и до этого минимума доплачивает. Очень хорошо. Но в прошлом году прошла еще единовременная выплата по 5 тыс. руб. всем пенсионерам, всего 219 млрд руб. Дело было так: денег в бюджете не хватало, индексацию решили не проводить, а год был предвыборный. Власть и выделила щедрой рукой по 5 тыс. каждому, чтобы неугомонные пенсы с настроением шли голосовать. А позднее нашлись деньги и на индексацию. Вот и славно. Следующие выборы не скоро, и двести миллиардов можно в бюджете сберечь. Резерв, однако.

На компенсацию пониженных тарифов страховых взносов направлено 434 млрд руб. Это 
льготы государства нашему бизнесу: малым предприятиям, IT-компаниям, Сколково, и др., они платят взносы в ПФР в размере 8-14%. И правильно, что государство недоимку Пенсионному фонду компенсирует. Однако, резерв тут тоже есть – не вечно же им льготами пользоваться, пора и честь знать. И заметьте, внешне это Пенсионному фонду дотация, а по сути – презент бизнесу.  Неужели и эти преференции мы будем сохранять за счет будущих пенсионеров?

Крупная сумма 688 млрд руб. выделена на компенсацию переоценки пенсий по старости, ее называют малопонятным, но красивым словом «валоризация». Это плата за скверно проведенную прошлую пенсионную реформу. До нее пенсии считали по заработку за любые 5 лет, а сейчас хитроумные коэффициенты вычисляют для каждого года. Из-за инфляции советские зарплаты выглядят бледно, у многих пенсия по новым расчетам должна уменьшиться. Чтобы этого не допустить, установлены повышающие коэффициенты, и разница доплачивается Пенсионному фонду из бюджета. Как говорится, сами себе нашли на заднюю часть приключений, причем надолго.

Хорошо, что не навсегда. Сейчас на пенсию выходят мужчины, имеющие не более 14 лет советского стажа. В 2032 году таких не будет совсем. Следовательно, объем средств на валоризацию будет постепенно уменьшаться. Опять же – резерв для пенсионной системы.

И наконец, 933 млрд руб. – это просто покрытие дефицита. Г-н Познер клещами вытянул у главного бухгалтера страны А.Силуанова 
признание: «А сам дефицит, вот если брать его, так сказать, начистоту, триллион рублей», - заявил Силуанов.

Совсем другой разговор! Стращали-пугали чиновники, а оказалось - зря. Понятно, почему они не кажут нам никаких расчетов? А мы, наоборот, их сделаем, хотя бы весьма приближенные.

3. Ищем деньги

Будем оценивать резервы для ПФР в двух измерениях: во-первых, те, что можно получить быстро, уже в будущем году, а во-вторых, дальние, с горизонтом примерно в 10 лет. Президент ведь сказал, на 7-10 лет у нас денег хватит? Поверим ему, и посмотрим, как может за эти годы картина измениться. Оговорюсь: все будем считать в текущих ценах, без учета инфляции. Она уже низка и в равной степени влияет на доходы и расходы ПФР.

Поступление пенсионных взносов стабильно растет с 2010 г. (см. рис.1). Если отбросить аномальный 1,5-кратный рост в 2011 году, то ежегодно оно увеличивается на 6%. Это дает в будущем году 278 млрд руб. дополнительных взносов. Разумеется, на 10 лет ожидать продолжения такого роста нельзя. Но 3% в год - можно, иначе за что налоговая будет хлеб есть? В 2028 году получаем прибавку 374 млрд.

Суммы на переоценку пенсий по старости должны 
уменьшаться. Через 40 лет у нас не останется пенсионеров со стажем до 2002 года, и эти затраты совсем исчезнут. Но сейчас они практически постоянны. Положим, что снижение начнется через 5 лет, тогда в 2028 г. будем иметь экономию 98 млрд. руб.

Будут сокращаться и льготы бизнесу, в частности, IT-компаниям. Это быстро растущая отрасль с 
выручкой 860 млрд рублей, самыми высокими заработками. Согласно закону уже в нынешнем году ставка взносов в ПФР вырастет с 8 до 13%, в будущем году – до 20%. Если принять долю зарплаты в выручке 20%, ожидаем дополнительные поступления в ПФР в размере 21 млрд. руб. По другим отраслям тоже можно получить экономию, но оценить ее в цифрах сложно.  

Есть у нас еще льготы для высоких зарплат. При годовом заработке до 1021 тыс. руб. пенсионные взносы 
уплачиваются по ставке 22%, а свыше этой суммы – 10 %. Численность таких льготников по данным Росстата 3,24 мн. Эффект от ликвидации этой льготы составит 328,8 млрд руб. (табл. 3).

Таблица 3



И в самом деле, если г-н Греф в год (по разным 
оценкам) получает от 360 до 2860 млн руб. (нет, не тысяч, а миллионов!), вряд ли Сбербанк обеднеет от дополнительных взносов на 100-200 млн. Даже если на эту сумму снизить зарплату самому Грефу, бедность ему явно не грозит.

В заключении кратко о расходах самого пенсионного фонда. Официальных данных найти не удалось (это не есть хорошо), но по разным оценкам, они составляют 1-1,5% от всех его выплат.

Следовательно, государство должно оплатить ему затраты на работу с государственными пенсиями, пособиями, материнским капиталом. Один процент от 1258 млрд руб. составит 12,6 млрд.

Эпоха грандиозного строительства у ПФР завершилась, в прошлом году капитальные затраты составили всего-то 1,83 млрд руб. Зато наш ПФР прочно 
удерживает первенство в мире по числу сотрудников (121670 чел.), которые просторно расположились на 2,26 млн кв. м площади. С другой стороны, ПФР путем размещения своих средств на депозитах в прошлом году получил 74 млрд руб. дохода.

Результат наших финансовых изысканий представлен в табл. 4.

Таблица 4

 

Видите, почти половину дефицита на выплату страховых пенсий можно ликвидировать уже в будущем году. Между тем, Минфин 
ожидает эффект от пенсионной реформы только в 2021 году и в размере 156 млрд. руб. Гора в тяжких муках рожает мышь. Можно подвести итоги.

4. Резюме

Думаете, чиновники не знают о приведенных выше возможностях?

Прекрасно знают.

Добрая половина из них уже реализуется. В текущем году сокращены льготы бизнесу, повышен с 800 тыс. до 1 млн руб. уровень льготы по высоким заработкам. Минфин (имея в виду экономический рост) 
ожидает в течение трех лет прибавки пенсионных взносов на 900 млрд руб. (!!!), в 3 раза выше моей осторожной оценки. И все это вместе неопровержимо указывает: пенсионная реформа не нужна, ничего, кроме вреда, она не принесет. Она сработает на рост теневой экономики.

Признаться в этом правительство не может. Приходится вилять, ловчить, обходить стороной детали.

Остроты добавляет тот факт, что себе чиновники не скупятся ни на оклады, ни на пенсии; при окладе в миллион министр 
получит пенсию 450-750 тыс. рублей в месяц. Особого уважения к кабмину никогда не было, но президенту народ верил, а сейчас вера на глазах сменяется разочарованием.

Здесь таится опасность. Ибо никакой экономический рост невозможен, если граждане не доверяют власти. Она обманывает? И они будут вправе ее обмануть. Хочет получить налоги?

Обойдется, жадина. И уж, конечно, голосовать за обманщиков люди не станут.

Впрочем, сильно драматизировать ситуацию не буду. История знает много случаев, когда власть еще круче теряла берега в глупой жажде обогащения, но всегда находились силы, которые давали ей твердый отпор. Думаю, тот же процесс мы будем наблюдать и в России.
06.09.2018

Александр Хуршудов
Источник: https://aftershock.news/?q=node/680179




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта