Владимир Шакулов: Интервью с потомками Н.Я. Данилевского (27.10.2014)

Интервью нашего специального корреспондента Владимира Шакулова с правнучками Н.Я. Данилевского – Ольгой Николаевной (живет в США), Татьяной Николаевной (живет в Брянске) и праправнучкой - Ириной  Данильченко (живет в Москве), по итогам их визита в институт им. Данилевского и посещения Вологды.
 

Корр.: Ваша поездка началась с визита в Институт русско-славянских исследований  им. Н.Я. Данилевского…

Ольга Николаевна: Нам было очень приятно, что в России есть институт, который занимается изучением русско-славянских проблем и посвящён памяти нашего великого прадеда Н.Я. Данилевского. Мы благодарны сотрудникам института и его руководителю  - А.В. Буренкову за ту работу, которую они ведут. Основными темами наших бесед стали предстоящая конференция по наследию Николая Яковлевича, и, конечно, наша основная задача, наша личная тема – это сохранение наследия Николая Яковлевича, сохранение Кипарисового зала, его могилы и желание получить статус федерального значения для этого исторического памятника, который находится во Мшатке в Крыму. Мы считаем, что пришел тот исторический момент,  когда можно успешно начать решать все наболевшие проблемы. И для этого необходимо объединить усилия всех – потомков Данилевского, общественности, людей, которые профессионально занимаются его наследием.

Татьяна Николаевна: Я могу только добавить, что все потомки Николая Яковлевича, вся наша огромная семья делают всё возможное, чтобы сохранить эту память, но родственники – это всего лишь родственники. А когда вступает общественность – дело приобретает уже более высокий статус. Памятник на могиле, который мы поставили,  конечно, помог нам в какой-то степени в то смутное время сохранить могилу нашего великого предка, но  если это место приобретёт государственный статус, то уже будут туда люди ездить более целенаправленно. И, может быть,  и государственные деятели будут посещать это место, потому что труды Н.Я.Данилевского крайне актуальны и уважаемы во всем мире.

Корр.: Расскажите о потомках Н.Я. Данилевского. Какие существуют родственные связи?

Ирина Данилевская-Данильченко: Из потомков остались правнучки – Ольга Николаевна Данилевская и Татьяна Николаевна Данилевская, здесь присутствующие, и Инна Данилевская-Рау, которая живёт в Германии. Потом идут праправнучки и праправнуки – это я (Ирина), Николай Николаевич Данилевский, Ирина Рудольфовна, Ольга Рудольфовна и Ольга Данилевская-Тенни, которая проживает в США и является дочерью Татьяны Николаевны. Таков круг ближайших родственников-потомков.

Корр.:  Вы несколько дней также провели в Вологде. Какова была главная цель этой поездки?

Ольга Николаевна: Мы  передали в дар местному краеведческому музею несколько акварельных портретов, принадлежавших семье Межаковых и вывезенных за границу. В том числе очень дорогой нам акварельный портрет Ольги Ивановны Межаковой, урождённой Брянчаниновой, которая приходится нам прапрабабушкой в седьмом поколении. Это небольшая, но очень красивая миниатюра. И также  в этот комплект  входит портрет её сына и других родственников.

Корр.: Расскажите, откуда они у вас появились?

Ольга Николаевна: Эти портреты я купила с аукциона в Вене, а узнала я о них из письма, которое мне прислала искусствовед Вологодской картинной галереи Мира Евсеевна Дайер. Она в свою очередь узнала от одного из московских искусствоведов, что на аукционе в Вене появился портрет семьи Межаковых. Это колоссальная редкость, потому что имение Межаковых в селе Никольском под Вологдой в 30-е годы прошлого века сгорело, было разрушено, и те немногие крупицы, которые остались, имеют большую ценность. Эти портреты воссоздают образы наших предков, которые жили в XIX веке.
Для нас явилось приятной неожиданностью гостеприимство и радушие, с которым нас встречали работники музея. Они организовали очень плотную программу. За те 3 дня, которые мы были в Вологде, мы очень многое повидали, каждый день был очень насыщенным. Мы даже посетили два крупных монастыря -  Кирилло-Белозерский  и в Ферапонтово.

Корр.: Конечно, Вы посещали  и места, связанные с жизнью и деятельностью Н.Я. Данилевского в Вологде.
Ольга Николаевна: Да, это имения Межаковых, точнее то, что от него осталось в Никольском, и Брянчаниновых в селе Покровском.

Татьяна Николаевна: В Покровском усадьба сохранилась, одна очень хорошо отреставрирована. Я была там много лет назад первый раз, вид здания был не очень достойный, всё было разрушено, там был санаторий туберкулёзный в советское время. Вид был, конечно, угнетающий и сама церковь, которая была при усадьбе и имела вид разрушенный. Теперь совсем другое дело. И дом, и храм, и парк выглядят очень аккуратно и ухожено.

Корр.: Откуда возникают фамилии Межаковых и Брянчаниновых в родственной связи с Н.Я. Данилевским?

Ирина Данилевская-Данильченко: Ольга Александровна Межакова была женой Н.Я. Данилевского, он с ней познакомился в ссылке и женился на ней. Это была его вторая жена. С первой они очень мало прожили.

Корр.: А Брянчаниновы?

Ирина Данилевская-Данильченко: Бабушка Ольги Александровны Межаковой – Ольга Ивановна Брянчанинова, являлась двоюродной племянницей святителя Игнатия. В Вологде были два больших дворянских рода Межаковых и Брянчаниновых, и их представители периодически вступали в браки между собой. И по нашей линии Данилевских-Межаковых это произошло, когда бабушка Ольги Александровны, жены Николая Яковлевича, вышла замуж за Павла Александровича Межакова.

Корр.: Какие интересные материалы, документы, связанные с жизнью вашего великого предка, вы в Вологде увидели?

Ольга Николаевна: Самое для нас было большое открытие -  картинная  галерея в приемном зале губернатора Вологодской области, специальный зал, в который поместили портреты Межаковых и Брянчаниновых – наших прабабушек и прадедушек. Это приёмный зал губернатора Вологодской области. Там есть ряд силуэтных портретов, в т.ч. портрет Н.Я. Данилевского, сделанный при жизни. Мы этого не знали, для нас это было открытие. Хочу добавить про посещение областной библиотеки, где мы держали в руках  книги с автографом Николая Яковлевича, которые он лично подарил семье Межаковых. Когда прикасаешься собственными руками к этим раритетам, невольно  охватывает трепет. Налицо связь веков и поколений.

Корр.: Что вы можете рассказать о наследии Николая Яковлевича? Какие документы, фотографии сохранились? Где они хранятся? 

Ольга Николаевна:  Самое большое собрание книг, некоторые из которых с дарственными надписями, как мы уже говорили, хранятся в Вологодской библиотеке. Это подлинные документы с подлинным автографом Николая Яковлевича. Далее - Вологодский архив, где хранятся его письма. Большой архив о Мшатке  находится в Симферополе в Крыму. Какие-то вещи есть в частном архиве в Санкт-Петербурге.

Ирина Данилевская-Данильченко: Небольшой архив писем находится в Киеве, в т.ч. письмо Ольги Николаевны Межаковой. А вот у Инны Рау в Германии, правнучки Николая Яковлевича, в личном архиве материалов побольше.

Корр.: А что у неё в архиве, какие документы, вы знаете?

Ирина Данилевская-Данильченко: У неё много семейных фотографий, много старинных фотографий Мшатки. У неё есть вещи, которые непосредственно принадлежали  Николаю Яковлевичу и семье Межаковых. У неё есть много документов, которые она доставала из архивов по своим каналам. Она имела очень большую связь после поездки в Крым 1986 году. Она со многими познакомилась в Крыму, у неё были журналисты знакомые, которые писали статьи, там была волна интереса к Н.Я. Данилевскому и к усадьбе. Поэтому у неё много и архивных документов, и фотографий, и личных вещей. 

Корр.: Но кое-что есть и в Москве?

Ирина Данилевская-Данильченко:  В Москве у меня есть фотографии, семейный альбом с фотографиями, чуть-чуть личных вещей.

Корр.: Что из себя представляют фотографии?

Ирина Данилевская-Данильченко: Семейные все. Николая Яковлевича Данилевского у меня 2 фотографии. На одной фотографии он в преклонном возрасте, а на другой - молодой. В том возрасте, когда он писал «Россию и Европу», фото сохранилось у Инны Рау в Германии.
Ещё есть один портрет, который хранился у моей бабушки, Ольги Николаевны Данилевской. И статья – предисловие к «России и Европе» хранилась у моей бабушки. Но в какой-то момент она посчитала нужным передать эти вещи (портрет и предисловие) Николаю Николаевичу Данилевскому, старшему брату, прямому наследнику. Она сочла это правильным. С этим портретом тоже есть одна интересная история, его хотели у Николая Николаевича взять на выставку. Но бабушка посчитала, что это не нужно и портрет не послали. Этот портрет хранился, к сожалению, без грунтовки, бабушка, конечно, старалась его сохранить, но он осыпался. И уже попал в таком состоянии к нам. К сожалению, сейчас он хранится неизвестно как, поэтому, этот портрет нельзя восстановить.

Корр.: Давайте немного поговорим на тему - Н.Я. Данилевский и Крым. О его знаменитом имении Мшатка. Там же и его могила находится, великого учёного, историософа, его супруги и ещё восьми человек – родственников.. Вы же непосредственно принимали участие и в восстановлении этой могилы..

Ольга Николаевна:   В восстановлении могилы непосредственное участие принимала Валентина Яковлевна Данильченко, Ирина мама. В 1996 году появился интерес к Н.Я. Данилевскому, к его имени, к его учению. Собрался такой круг людей, которым это было очень важно и интересно. Например, Сергей Николаевич Киселёв, доцент Таврического университета, который занимается Данилевским. Были конференции проведены. Сергей Киселев определил место захоронения, с могилы был снят асфальт, над ней водрузили деревянный крест, а затем – памятник. 

Корр.: Мшатка – это родовое гнездо Данилевских. Расскажите о нём.

Ольга Николаевна:  Мшатка была куплена Николаем Яковлевичем в 1867 году. Он очень любил Крым и считал, что это прекрасное место, где он бы хотел жить со своей семьёй и выращивать своих детей. Во Мшатке никаких строительных работ, в сущности, он не вёл. Какие там были дома – Горловский дом, кухня – всё это было просто  отремонтировано немного, так, чтобы семья могла жить. Но зато он много вкладывал сил и всю душу в сад и в парк. И до сих пор во Мшатке прекрасный парк, есть очень много деревьев, которые были посажены Николаем Яковлевичем. А знаменитый Кипарисовый зал символизировал греческую культуру, в нём высажено 50 кипарисов самим Николаем Яковлевичем. Он их выписывал из разных стран по каталогам, каждое дерево по-своему  уникально и неповторимо.

Корр.: Я бы хотел продолжить тему Крыма. Проблема в том, что на могилу Николая Яковлевича, наверное, многие бы хотели приехать, поклониться его памяти, но туда же попасть невозможно. 

Ольга Николаевна:  Кипарисовый зал с семейным кладбищем и с могилой Николая Яковлевича должен быть сохранён и иметь статус федерального значения, статус исторического места. И конечно доступ к могиле должен быть открыт для всех, потому что у Н.Я. Данилевского есть много почитателей, поклонников, и люди должны приходить и поклоняться его могиле, его родным. Но это должно быть под охраной государства. За могилой и Кипарисовым залом должны ухаживать специалисты. Так же как мы видим парковые охранные зоны здесь в Вологде, которые прекрасно ухожены. Нам хочется, чтобы это тоже была парковая охранная зона.

Корр.: Может там какой-то небольшой исследовательский центр создать?

Ольга Николаевна: Это было бы замечательно, но наша непосредственная задача – хотя бы сохранить то, что там есть. Чтобы деревья сохранились, чтобы там ничего не исчезло.

Корр.: Планируете ли вы дальнейшее сотрудничество с Институтом русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского?

Ольга Николаевна: Конечно, потому что это коллектив, который непосредственно заинтересован в изучении и распространении наследия и идей Николая Яковлевича. Это те люди, с которыми мы хотим и должны сотрудничать. У нас одни и те же цели.

Татьяна Николаевна:  А у меня есть мечта, чтобы появился комплекс памяти Н.Я.Данилевского. Пока его труды, на мой взгляд, немного недооценены. Но, уверена, в недалеком будущем это изменится и справедливость восторжествует.
 


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
27.10.2014

Шакулов Владимир






Обсуждение статьи

Обсуждение закрыто.
Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта