История казачества (09.08.2013)

В одном из номеров нашей газеты (см. № 29 от 05.07.2013 года) мы рассказали о том, что в Селятино будет образовано казацкое хуторское общество. Многие ли из нас знакомы с историей казачества, со службой его государству Российскому? Сегодня мы начинаем наше небольшое путешествие в историю.

О происхождении казачества имеются разные версии и предположения. Известно, что с давних времен они были надежным заслоном России от вторжений захватчиков. Основой общественной жизни казаков была военная организация. Окруженные со всех сторон воинственными ордами кочевников, они должны были быть в постоянной готовности к войне, защите своей земли. Мы не станем углубляться в недра истории, а начнем наш рассказ с того времени, когда казаки уже расселились по югу нашего Отечества и успешно вытесняли захватчиков. Связь казачества с московскими князьями существовала с древних времен, но можно считать, что служба казаков, основанная на актах Московского Государства, началась во время правления Ивана Грозного.

Московское государство в XVI в. постоянно подвергалось вражеским набегам. Государство было раздроблено. Объединение земель, воссоединение западных областей стало главной его целью. Для этого нужна была крепкая власть и централизованное управление страной. Непосредственное соседство с внешними врагами – шведами, литовцами, поляками, татарами - превратило приграничные области в вооруженный лагерь. На рубежах Отечества необходимо было постоянно держать хорошо организованное, постоянно присутствующее войско. Поэтому власть всячески способствовала образованию казачьих поселений, закрывая глаза на бегство люда из пределов своих владений в казачьи области. Поселения эти, постоянно подвергавшиеся набегам, строились на выгодных для обороны местах. Обнесенные насыпями, окопанные рвами, они представляли собой настоящие укрепленные лагеря.

Главная роль в содействии оседлости казаков приписывается Ивану Грозному. Политика его по привлечению казачества к государственной службе была настолько успешной, что через пять лет после вступления на престол в войне с Казанью он имел уже в составе своего войска 10 000 казаков. Первое упоминание о Донских казаках можно отнести к 1549 году. «Историческое описание земли войска донского» В.Д. Сухорукова доносит до нас слова Ивана Грозного, переданные русским послом ногайскому князю Юсуфу: «Дошел до нас слух, что Крымский царь не доброжелательствует вам…Астраханскому царю пушки и людей прислал на помощь. Я же по дружбе вашей ко мне повелел моим Путивльским и Донским казакам крымские улусы воевать». В то же время, когда султан Турецкий, царь Крымский и князь Ногайский жаловались царю на притеснения казаков, он отвечал: «На Дону живут разбойники без нашего ведома … люди наши достать их не могут» Это свидетельствует о том, что в тот период времени казаки были независимы как от Московского государства, так и от турок и татар.

С 1551 года Донское казачество уже находится на государственной службе. Одним из трудно разрешимых вопросов при переходе казачьих войск на службу было их содержание. Главным и единственным средством для содержания постоянных войск были земельные наделы. Казачьи части, поступавшие на службу, превращались в полки, внутренняя организация которых не менялась, каждый полк получал земельный надел и жалование. Так, в 1585 г. только в Епифанском уезде 289 донских казаков получили дворянский титул и поместные наделы. Казаки – единственное сословие, которое получало государственные привилегии за службу, которую они оказывали Отечеству, в отличии от дворянства, освобожденного манифестом Петра I 1762 года от государственной службы и не оправдывавшего своим служением получение каких-либо привилегий. Казачьи войска сохраняли внутреннее войсковое устройство; весь командный состав ставился, по установившемуся обычаю, казаками; военное обучение и тактика также сохранились привычные казакам, и во внутреннем быту казаки сохраняли полную автономию. Исповедуя православие, они подчинялись епископу Сарско–Подонскому, перенесшему свою кафедру в Москву, откуда они получали все церковные книги и где назначалось для их церквей духовенство. Земледелие среди казаков было под строгим запретом вплоть до 1695 года. Все мужское население обязано было служить. К XVI веку общая численность казачьего войска на Дону достигла 20 000. Две трети его состава участвовало в походах, а одна треть оставалась для защиты земель. Таким образом, главным средством существования казаков в этот период была военная добыча и помощь Москвы – порох, свинец, хлеб, сукно, деньги. Казачьи области управлялись «Особым Положением» и несли тяжелые служебные повинности. Полноправными гражданами в областях были только казаки. Среди казаков жило много неказачьего населения, но оно находилось на положении «иногороднего» и не пользовалось правами казаков.

Летом 1552 года русское войско во главе с Иваном Грозным выступило из Москвы и двинулось на Казань. В составе войска шли казаки во главе с атаманом Сусаром Федоровым. Второго октября 1552 года войска Ивана Грозного начали штурм города. Казаки принимали в нем активное участие. Они окопались в каменной Даировой бане возле городских стен, из которой был сделан подкоп для взрыва подземного хода, идущего к источнику казанской питьевой воды, что значительно приблизило сдачу города. Участвовали они и в штурме Казани.

В 1570 году было образовано казачье войско, а в 1571 году для охраны границ, для упорядочения сторожевой и станичной службы по приказу Ивана Грозного была организована специальная комиссия под председательством боярина князя М. И. Воротынского, составившая устав этих служб.

«Из передовых городов второй и частью третьей оборонительной линий выдвигались в разных направлениях на известные наблюдательные пункты сторожи и станицы в два, в четыре и больше конных ратников, детей боярских и казаков, наблюдать за движениями в степи ногайских и крымских татар, «чтоб воинские люди на государевы украйны безвестно войною не приходили». Наблюдательные пункты удалялись от городов дня на четыре или дней на пять пути… Сторожевые пункты отстояли один от другого на день, чаще на полдня пути, чтобы возможно было постоянное сообщение между ними. Сторожи были ближние и дальние, называвшиеся по городам, из которых они выходили…В то же время станичники по два человека объезжали свои урочища, пространства, порученные их бережению, верст по шести, по десяти и по пятнадцати направо и налево от наблюдательного пункта». (В. Ключевский. Курс русской истории. Т. 2. Стр.200).

Об участии казаков в покорении Астраханского царства пишет В.Д. Сухоруков: «Когда Иоанн, пользуясь ослаблением племен татарских, решился покорить царство Астраханское, Донские казаки, сведав об этом и пламенея доказать усердие свое к государю, приговорили в кругу своем вспомоществовать ему. Почему знатная их часть под начальством походных атаманов Павлова и Ляпуна пошла к Переволоке и, дождавшись тут царских войск, присоединилась к оным. Отсюда в отряде князя Вяземского они посланы были вперед, и близ Черного острова, встретившись с толпою астраханских Татар, высланных для разведывания, – сразились с ними, разбили и обратили в бегство».

В 1558 году они выступили уже против Крымского хана Девлет-Гирея. «Хан, желая узнать, что делается в земле Казанской, посылал к берегам Волги легкие отряды, истребляемые горными жителями и Козаками. Долго не смел он предприять ничего важного, но, услышав о войне Ливонской и поверив ложной вести, что все наши силы заняты ею — что Россия беззащитна, и сам Иоанн борется с неприятелем страшным на отдаленных берегах моря Балтийского — Девлет-Гирей ободрился, приманил к себе многих Ногаев и, собрав, как пишут, до ста тысяч всадников, зимою (в декабре 1558 года) велел сыну своему, Магмет-Гирею, идти к Рязани, Улану Магмету — к Туле, Ногаям и Князьям Ширинским — к Кошире». Но сведав, что «Князь Михайло Воротынский стоит в Туле с полками сильными, Магмет-Гирей не дерзнул идти далее: гонимый одним страхом, бежал назад и поморил не только лошадей, но и всадников. Князь Воротынский шел за ним до Оскола по трупам и не мог его настигнуть; а Донские Козаки, пользуясь отсутствием Крымского войска, близ Перекопи разбили Улусы Ногаев, ушедших от своего Князя Ислама к Девлет-Гирею, и взяли 15000 коней». (Карамзин, История государства Российского, т. 8).

Мария Мазари

(Продолжение в следующих номерах газеты)
Напоминаем Вам телефон, по которому Вы можете навести справки о казачьем хуторском обществе:
8 925 872 12 58.

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Статья опубликована в номере от 09.08.2013







Обсуждение статьи

Обсуждение закрыто.
Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта