Егор Кучер: Кабмин придумал способ повысить тарифы ЖКХ в России (05.10.2018)

Правительство вернулось к рассмотрению ограничения нормы потребления электроэнергии жителями России. Речь идет фактически о введении квот, при превышении которых придется серьезно переплачивать. Как это отразится на жителях России и кто от этого выиграет?
Российские власти вновь рассматривают отложенный в долгий ящик еще в 2013 году вопрос об ограничении потребления электричества потребителями – физическими лицами. Тогда против этой нормы выступил президент Владимир Путин, указавший на недопустимость резкого роста тарифов. В новой редакции инициатива правительства смягчена: норму потребления предложено увеличить по сравнению с планами 2013 года. Но все же ввести.

Параллельно с этим энергетическими тарифами для населения запланированы отмены льгот по электроэнергии для ряда потребителей. Кабмин при этом не делает различий между регионами страны и социальными категориями граждан. Истратил больше положенного – будь добр, заплати. Но так ли прозрачен предлагаемый документ с точки зрения расчетов, и почему есть основания считать этот маневр скрытым увеличением тарифов?

Все новое – хорошо забытое старое

В 2013 году правительство запустило энергетическую программу, которую планировалось опробовать в семи пилотных регионах. Для них была установлена норма потребления в 50-190 кВт/ч в месяц на человека. Все, что выходило за рамки, населению пришлось бы оплачивать по повышенному тарифу. Предполагалось, что норма с июля 2014 года начнет работать во всех регионах страны.

Однако нововведение подверг критике Владимир Путин, указав на слишком большой рост тарифов из-за этого.

«А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах <цены повысятся> на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли», – сказал президент России еще в феврале 2013 года.

В январе 2013 года «опыты на людях» свернули, отложив вопрос о норме потребления на два года. В 2015 году к нему не вернулись – было не до того. А вот летом 2018 года в правительстве встал вопрос перекрестного субсидирования, которое предполагает, что для одних потребителей тарифы будут повышены, чтобы снизить ставку для других групп населения. Но эта идея также оказалась несостоятельной.

В Минэнерго тогда оценили объем перекрестного субсидирования в 2017 году в 368 млрд рублей, к 2022 году он должен был вырасти до 417 млрд рублей. Чтобы объем в соответствии с планом был сокращен до 89 млрд рублей, пришлось бы поднять тарифы для населения на 13,9% в год, а это уже было слишком.

В новом проекте придумали выход из положения – норма будет уже не такой грабительской, но зато могут произойти сокращения списка потребителей, которые имеют льготный тариф. Речь идет о сельских жителях и гражданах, проживающих в домах с электроплитами.

Электричество «по талонам»?

Создается впечатление, что Россия живет в условиях энергетического кризиса, который, по аналогии с продовольственным, пытаются решать при помощи квот, норм, ограничений и перераспределений. Иначе сложно описать то упорство, с которым кабинет министров проталкивает эту инициативу. Впрочем, нужно отдать должное: пилотный проект по совсем уж низкой квоте все же был свернут.

В новом предложении правительства квоту на электроэнергию предлагается поднять до 300 кВт/ч, сообщает «Коммерсант». Если эта планка потребления будет превышена, то платить за электроэнергию придется по повышенному тарифу. Правительство предусмотрело и случаи радикального превышения квоты. Если она будет больше, чем 500 кВт/ч, то в силу вступит «экономически обоснованный тариф», как называют это в кабмине. Разумеется, «экономическая обоснованность» будет еще больше, чем повышенный тариф.

Второе нововведение – субъектом-потребителем предлагается считать не человека, а некую «точку подключения». Фактически речь идет об одном домохозяйстве, в котором проживают 2,5 человека (в кабмине полагают верным считать именно этими «полутора землекопами»), которые будут потреблять в среднем 220 кВт/ч в месяц, посчитали в правительстве. Отмечается, что в эту норму смогут уложиться большинство российских домохозяйств. Рассмотрим эти цифры подробнее.

Что мы имеем на самом деле? Заявления об увеличении квоты на человека не соответствуют действительности. В сравнении с предыдущим жестким вариантом 2013 года произойдет фактическое сокращение нормы, то есть каждому человеку теперь выделено меньше льготной электроэнергии.

Если в варианте 2013 года было предусмотрено до 190 кВт/ч на одного человека, то теперь как бы заявляется о 220 кВт/ч в среднем на 2,5 человека, то есть только по 88 кВт/ч на одного в действительности. В перерасчете на одного человека потребление 190 кВт/ч или 220 кВт/ч, бесспорно, меньше, чем 300 кВт/ч, поэтому решение увеличить эту цифру внешне выглядит как бы послаблением. Но ведь теперь речь идет о домохозяйствах.

Таким образом, планку не превысит семья из двух человек (каждый, напомним, потребляет по 88 кВт/ч), которые уложатся и в прогнозные 220 кВт/ч на домохозяйство, и в 300 кВт/ч по новой норме, так как истратят в среднем 176 кВт/ч. Однако семья из четырех человек, следуя этой логике, будет тратить уже 352 кВт/ч в месяц, что превысит квоту. Впрочем, это теоретический подсчет, но все же.

Пока что проработке документа дан зеленый свет. Инициатива уже была одобрена вице-премьером Дмитрием Козаком 19 сентября, а сам документ, как ожидается, в полном виде будет представлен к 15 января 2019 года, то есть как раз к периоду крещенских морозов.

Скрытый грабеж регионов

Документ о нормах предполагает выделение субсидий гражданам, нуждающимся в специальной поддержке. Однако при этом может сократиться число потребителей, которые юридически будут относиться к «населению».

К такой категории сейчас относятся тюрьмы, храмы и церкви, жилые дома при воинских частях, хозяйственные постройки – сараи, бани, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. В документе также указано постепенное доведение понижающего коэффициента с 0,7 до 1. То есть фактически речь идет об отмене льгот для жителей сельских территорий и домов с электроплитами и электрическим отоплением.

Интересен тут и разброс по регионам. Очевидно, что население разных субъектов потребляет электроэнергию в разном объеме.

Как заявил замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев, на одного человека в месяц в России приходится в среднем 89 кВт/ч электроэнергии, однако в той же Иркутской области этот объем составляет уже около 255 кВт/ч. Вспомним тут про заявленные 220 кВт/ч на 2,5 человека или 88 кВт/ч на одного. Если взять за основу иркутские параметры индивидуального потребления, то семья из четырех человек будет потреблять 1020 кВт/ч. При нормативе в 300 кВт/ч, согласно идее правительства, остальные 720 кВт/ч такая семья будет оплачивать уже по повышенному тарифу.

Добавим, что сейчас в Иркутской области самые низкие тарифы на электроэнергию в России – 1,01 рубля за 1 кВт/ч, тогда как в среднем по России тарифы составляют 4,3 рубля за 1 кВт/ч. В Москве тариф равен 5,38 рубля за киловатт-час, в Московской области – 5,04 рубля. Фактически введение нормы потребления для Иркутской области будет означать резкий рост тарифов.

Какова же логика? Можно сказать, что таким образом кабмин хотел бы усреднить тарифное неравенство по регионам, которое на самом деле является экономически обоснованным. Однако и это утверждение оказывается неверным.

Если кто-то потребляет много электричества, потому что оно дешевое, ему придется столкнуться с переплатами за свои энергетические аппетиты. А вот если расход невелик и норматив не превышен, то человек просто заплатит столько, сколько нужно, никаких субсидий нет. И тем более их не будет теперь, если этот человек – сельский житель, где доходы в сравнении с райцентрами и так невысоки.
05.10.2018

Егор Кучер
Источник: https://tsargrad.tv/articles/kabmin-pridumal-sposob-povysit-tarify-zhkh-v-rossii_161340




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта