Виктория Копейкина: Как маркируют продукты ГМО (22.01.2019)
Страны Таможенного союза - Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения - теперь обязаны размещать на продукции крупный знак «ГМО», если содержание генетически модифицированных ингредиентов в соответствующем компоненте продукта более 0,9%. Но для российских потребителей ничего не изменится. Разберёмся почему.
Накануне нового года вступили в действие изменения в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки» ТР ТС 022/2011. С 20 декабря рядом с единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза наносится одинаковый с ним по форме и размеру знак маркировки продукции, полученной с применением ГМО, в виде надписи «ГМО», - указывается на официальном сайте Роспотребнадзора.Многие СМИ сообщили, что в России наконец появится маркировка о содержании ГМО в продуктах питания, и что это - некое новшество. В реальности же для нашей страны ничего не изменится. Ещё в 2004 году у нас была принята поправка к закону «О защите прав потребителей», обязывающая производителя наносить маркировку «содержит ГМО» на продукт. Позднее эта норма была уточнена. Производители должны были сообщать на упаковке о наличии трансгенов, если их в продукте содержится более 0,9% от ингредиента, который может быль генетически модифицированным.
Самое большое отличие нынешнего документа от ранее действующих в России норм – другой размер и вид маркировки, а также чёткое указание на то, где именно она должна находиться.
Однако нет никаких оснований с 2019 года ждать внезапного появления в России значка «ГМО» на упаковке продовольственных товаров. При существующей системе контроля и практике тестирования очень сложно доказать, что продукт содержит количество ГМО, превышающее «освобождённый» от маркировки порог.
Если посмотреть публикуемые на официальном сайте Роспотребнадзора сообщения о мониторинге продуктов на наличие ГМО, то становится ясно, что нарушителей норм о маркировке в стране практически нет. Ведь если содержание ГМ-ингредиентов не превышает 0,9% от компонента, в котором они могут быть, то считается, что такой продукт чист. О том, что в нём были найдены ГМО в меньших количествах, ведомство информировать не должно.
Введение этого своего рода ПДК произошло не случайно. По данным Альянса СНГ «За биобезопасность», уже много лет во всём мире ведутся споры: как помечать продукты, содержащие генетически модифицированные ингредиенты. Нуждаются ли в маркировке все подобные продукты или только те, в которых количество этих компонентов превышает 0,9%? Общественность и местные власти заинтересованы в понижении порога или его полном отсутствии, а компании-производители, в свою очередь, стремятся сделать всё возможное, чтобы сохранить разрешённый минимум и не вводить дополнительные меры контроля над «генетическим» загрязнением урожаев.
В Европейском союзе Директива N 1829/2003 от 22.09.2003 разрешает не маркировать продукты, содержащие менее 0,9% ГМО, только в том случае, если выяснено, что эта примесь действительно неизбежна или попала туда случайно. В России же авторы санитарных норм безапелляционно утверждают, что такое количество ГМО в продукте невозможно уменьшить. В постановлении Главного государственного санитарного врача от 25.06.2007 № 42 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2227-07 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» сказано, что содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью, и пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
Особая маркировка в США
Информирование потребителя о содержании ГМО в продуктах питания обязательно в большинстве цивилизованных стран. Последними эту норму приняли в США, на родине первого съедобного ГМО. Сообщать жителям страны о том, что они покупают трансгены, обещал ещё во время своей первой предвыборной кампании Барак Обама.
Также, по новым американским правилам, производитель может и вовсе ничего не писать о ГМО, а поместить на продукт QR код и инструкцию, как его отсканировать. Именно эта возможность избежать прямого информирования потребителя вызвала критику новой нормы со стороны экологических и потребительских организаций.
В июле 2018 года известная американская общественная организация «Центр продовольственной безопасности США» направила иск в американский суд. Предметом иска был отказ администрации президента США обнародовать документы, на основании которых было принято решение о правилах маркировки ГМ-продукции в США. Общественники посчитали, что требование к производителю информировать потребителя о содержании ГМО в продуктах питания, чего десятки лет добивались потребительские и экологические организации США и которое, наконец, планируется ввести, превращают в фикцию.
По данным Biosafety.ru, осенью прошлого года Конгрессу США были представлены результаты социологического исследования о восприятии простыми американцами QR-кода. Центру продовольственной безопасности удалось по суду получить документы опроса, который показал крайне низкий уровень восприятия такой информации потребителями. Попросту говоря, большинство людей, в особенности сельские жители, представители национальных меньшинств и пожилые люди не понимают значения этого символа.
Остаётся только наблюдать за тем, какой вариант маркировки окажется более действенным. Старый европейский, новый союзный или будущий американский.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Виктория Копейкина
Источник: https://tsargrad.tv

