Виктория Копейкина: Как маркируют продукты ГМО (22.01.2019)

Страны Таможенного союза - Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения - теперь обязаны размещать на продукции крупный знак «ГМО», если содержание генетически модифицированных ингредиентов в соответствующем компоненте продукта более 0,9%. Но для российских потребителей ничего не изменится. Разберёмся почему.
Накануне нового года вступили в действие изменения в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки» ТР ТС 022/2011. С 20 декабря рядом с единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза наносится одинаковый с ним по форме и размеру знак маркировки продукции, полученной с применением ГМО, в виде надписи «ГМО», - указывается на официальном сайте Роспотребнадзора.

Многие СМИ сообщили, что в России наконец появится маркировка о содержании ГМО в продуктах питания, и что это - некое новшество. В реальности же для нашей страны ничего не изменится. Ещё в 2004 году у нас была принята поправка к закону «О защите прав потребителей», обязывающая производителя наносить маркировку «содержит ГМО» на продукт. Позднее эта норма была уточнена. Производители должны были сообщать на упаковке о наличии трансгенов, если их в продукте содержится более 0,9% от ингредиента, который может быль генетически модифицированным.
 
По СанПиН 2.3.2.1078-01 в России и раньше требовалось маркировать продукты, содержащие производные из ГМО, в которых не присутствует ДНК: например, лецитин, крахмал. Теперь это требуется и для производителей стран всего Таможенного союза.
Самое большое отличие нынешнего документа от ранее действующих в России норм – другой размер и вид маркировки, а также чёткое указание на то, где именно она должна находиться.
 
Однако нет никаких оснований с 2019 года ждать внезапного появления в России значка «ГМО» на упаковке продовольственных товаров. При существующей системе контроля и практике тестирования очень сложно доказать, что продукт содержит количество ГМО, превышающее «освобождённый» от маркировки порог.

Если посмотреть публикуемые на официальном сайте Роспотребнадзора сообщения о мониторинге продуктов на наличие ГМО, то становится ясно, что нарушителей норм о маркировке в стране практически нет. Ведь если содержание ГМ-ингредиентов не превышает 0,9% от компонента, в котором они могут быть, то считается, что такой продукт чист. О том, что в нём были найдены ГМО в меньших количествах, ведомство информировать не должно.

Введение этого своего рода ПДК произошло не случайно. По данным Альянса СНГ «За биобезопасность», уже много лет во всём мире ведутся споры: как помечать продукты, содержащие генетически модифицированные ингредиенты. Нуждаются ли в маркировке все подобные продукты или только те, в которых количество этих компонентов превышает 0,9%? Общественность и местные власти заинтересованы в понижении порога или его полном отсутствии, а компании-производители, в свою очередь, стремятся сделать всё возможное, чтобы сохранить разрешённый минимум и не вводить дополнительные меры контроля над «генетическим» загрязнением урожаев.
 
Однако даже в Европейском союзе, где впервые был введён такой порог, законодательство не даёт карт-бланш производителям «разбавлять» продукты трансгенами до этого уровня.

В Европейском союзе Директива N 1829/2003 от 22.09.2003 разрешает не маркировать продукты, содержащие менее 0,9% ГМО, только в том случае, если выяснено, что эта примесь действительно неизбежна или попала туда случайно.  В России же авторы санитарных норм безапелляционно утверждают, что такое количество ГМО в продукте невозможно уменьшить. В постановлении Главного государственного санитарного врача от 25.06.2007 № 42 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2227-07 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» сказано, что содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью, и пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
 

Особая маркировка в США


Информирование потребителя о содержании ГМО в продуктах питания обязательно в большинстве цивилизованных стран. Последними эту норму приняли в США, на родине первого съедобного ГМО. Сообщать жителям страны о том, что они покупают трансгены, обещал ещё во время своей первой предвыборной кампании Барак Обама.
 
В итоге требования по маркировке вступят в силу в стране лишь с 2022 года. На продукты можно будет наносить информацию «содержит биоинженерные пищевые компоненты», «биоинженерная пища» или поставить утверждённый лейбл.

Также, по новым американским правилам, производитель может и вовсе ничего не писать о ГМО, а поместить на продукт QR код и инструкцию, как его отсканировать. Именно эта возможность избежать прямого информирования потребителя вызвала критику новой нормы со стороны экологических и потребительских организаций.

В июле 2018 года известная американская общественная организация «Центр продовольственной безопасности США» направила иск в американский суд. Предметом иска был отказ администрации президента США обнародовать документы, на основании которых было принято решение о правилах маркировки ГМ-продукции в США. Общественники посчитали, что требование к производителю информировать потребителя о содержании ГМО в продуктах питания, чего десятки лет добивались потребительские и экологические организации США и которое, наконец, планируется ввести, превращают в фикцию.

По данным Biosafety.ru, осенью прошлого года Конгрессу США были представлены результаты социологического исследования о восприятии простыми американцами QR-кода. Центру продовольственной безопасности удалось по суду получить документы опроса, который показал крайне низкий уровень восприятия такой информации потребителями. Попросту говоря, большинство людей, в особенности сельские жители, представители национальных меньшинств и пожилые люди не понимают значения этого символа.
 
Интересно, что на сайте департамента сельского хозяйства США, где в конце декабря был размещён документ, ничего не говорится о пороге содержания ГМ-ингредиентов, который маркировке не подлежит. Указывается лишь на то, что если наличие трансгенов в продукте нельзя измерить, на них такая маркировка не ставится. А это возможно, по данным департамента, в трёх случаях: если в сопроводительных документах указано, что продукция произведена из нетрансгенных источников; если продукт получен методом рафинирования, когда ДНК в нём определить невозможно; если документы подтверждают наличие в продукте «органических» ингредиентов или ингредиенты поступили из страны, где производство ГМО запрещено.

Остаётся только наблюдать за тем, какой вариант маркировки окажется более действенным. Старый европейский, новый союзный или будущий американский.
22.01.2019

Виктория Копейкина
Источник: https://tsargrad.tv




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта