Павел Дульман, Елена Яковлева: Киев создал церковь войны (16.12.2018)

В Киеве в субботу прошел "объединительный собор" местных раскольников, которые объединялись между собой и отдельно со стамбульским микрорайоном Фанар. Мероприятие прошло в атмосфере скандала, ожесточенного закулисного торга и симуляции общенационального подъема и единения вокруг "томоса" и президента Порошенко. Этот деятель, вопреки церковным канонам и украинской конституции, уселся в президиуме и вместо председателя счетной комиссии озвучил имя предводителя объединенной псевдоцеркви.
Начало собора, проходившего в Софии Киевской - пока еще национальном архитектурно-историческом заповеднике, планировалось на утро, но началось только после обеда: вопрос о том, кто кому в Киеве будет патриархом, решался заинтересованными сторонами до последнего момента. Скандал усугублялся и отсутствием на "соборе нечестивых" представителей канонической Украинской православной церкви (УПЦ) - только два архиерея решились по собственной воле явиться туда вопреки единогласному и провозглашенному неприятию навязываемого объединения Церковью.
 
Больше никто из представителей епископата или мирян УПЦ не явился на сходку, несмотря на многомесячное давление СБУ и аффилированных со спецслужбой неонацистских группировок, что в условиях нынешней Украины можно назвать гражданским и религиозным подвигом. Этим они обесценили смысл и значимость мероприятия даже в глазах местной патриотической общественности: многие из чистосердечных адептов лозунга "прочь от Москвы" посетовали, что происходившее правильнее называть не объединительным церковным собором, а учредительным партийным съездом.

Президент-раскольник

Партийному съезду соответствовал и антураж: на Софийской площади заранее была поставлена сцена, с которой весь день выступали фольклорные коллективы, политики среднего и низшего звена, "волонтеры и ветераны АТО".
 
Под сцену автобусами и поездами из Луцкой, Житомирской, Полтавской, Хмельницкой областей по разнарядке администрации президента свозилась массовка - преимущественно работники бюджетных учреждений - за суточные и отгулы. О фактах организованного сверху национального единства, с копиями приказов и другими свидетельствами, сообщили не принадлежащие пока Порошенко украинские СМИ и непосредственные участники "исторического события" в социальных сетях.  К моменту принятия устава и избрания главы новой церковной структуры значительная часть иногородних болельщиков (на пике их число доходило до двух-трех тысяч) покинула Софийскую площадь - ушли греться.
 
Предшествующие собору дни прошли под знаком неприкрытого давления украинских спецслужб на архиереев УПЦ и вышедшей в публичное поле перепалкой между константинопольским патриархом Варфоломеем и киевским лжепатриархом Филаретом - организаторами раскола под видом объединения, его выгодоприобретателями, и по этой же причине - принципиальными соперниками. Если на неделе СБУ проводила обыски в епархиях и жилищах епископов, вызывала на допросы и иными доступными способами склоняла к союзу с раскольниками и националистами, то уже в субботу был задействован последний довод - насильственная доставка в Киев потенциальных участников собора.
 
Например, в сопровождении сотрудников СБУ прибыл в Киев митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, которого местные наблюдатели относили к числу немногих колеблющихся. Однако на собор он в итоге так и не пришел.

Точно так же и другие иерархи УПЦ, на изменение позиции которых рассчитывал Порошенко, пообещавший Фанару участие минимум пятнадцати канонических епископов, под благовидными предлогами - безотлагательная командировка, болезнь, занятость - не стали появляться в одном помещении с главой государства и раскольниками.

Показательная, почти курьезная ситуация случилась с митрополитом Ровенским и Острожским Варфоломеем. Государственная пограничная служба попыталась не выпустить его из страны.
 
Во время прохождения таможенного контроля утром в аэропорту "Борисполь" пограничники отвели владыку в сторону и потребовали дать ответ на вопрос, почему "в такое важное для страны время создания поместной церкви" он покидает страну. Беседа и увещевания продолжались дольше отведенного на регистрацию пассажиров время, но за двадцать минут до вылета митрополита Варфоломея все-таки отпустили. Вероятно, эффектом испорченного телефона и путаницей объясняются и поступавшие в течение дня от украинских СМИ сообщения о якобы прибытии в Киев константинопольского патриарха Варфоломея. Вышел форменный анекдот - и Варфоломей не тот, и не прилетел, а улетел.

В итоге личным присутствием "соборище" почтили только два иерарха УПЦ, каждый по-своему примечательный.

Первый - митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр Драбинко. Секретарь и фаворит почившего в 2014 году митрополита Киевского Владимира (Сабодана), снедаемый амбициями интриган, фигурант уголовных дел, любитель шикарной жизни, и, наконец, самый молодой архиерей УПЦ, Александр Драбинко с момента прихода в УПЦ не скрывает своих связей и дружбы с раскольниками. Но обстоятельства его стремительной карьеры, моральный облик и настоящая вера (а верит Драбинко только во власть и деньги) известны остальным архиереям достаточно хорошо, чтобы не только не прислушиваться к его мнению, но и избегать общения.
 
Именно поэтому у Драбинко нет и никогда не было своей паствы - он не ведет литургий и не исполняет требы, поскольку является всего лишь викарием Киевской епархии, то есть чиновником. У Драбинко нет авторитета внутри УПЦ, он сделал все, чтобы стать чужеродным элементом в каноническом православии, и его извержение из сана лишь вопрос времени. Явление в Софийский собор этого персонажа объясняется скорее безысходностью. С другой стороны, оно же и вполне естественно - на зов Порошенко откликнулись сплошь настоящие единоверцы Драбинко.

Второй - митрополит Винницкий Симеон. О нем можно сказать только то, что это давний и близкий знакомый президента Порошенко, который считает Винницу и область своей родовой вотчиной. На собор Симеона привело сходство характеров и общность интересов со своим светским другом и патроном. Его кандидатуру Порошенко вплоть до начала собора в спорах с Филаретом и Варфоломеем продвигал на пост главы создающейся религиозной организации, мотивируя тем, что представитель УПЦ в этой роли сделает собор поистине объединительным и подвигнет мирян, клириков и епископат канонической церкви к переходу под стамбульский омофор.
 
План этот не удался, в том числе и потому, что убедить в благости объединения с раскольниками, причем на правах младшего партнера,  Симеон не смог даже собственную митрополию. Его автокефальные потуги осудило собрание епископов Винницы и семь из девяти сельских благочиний - все они подтвердили свое согласие с официальной позицией УПЦ и митрополита Киевского Онуфрия, признавших создание "национальной церкви" из раскольнических сект ничтожным и прекративших евхаристическое общение с Фанаром.

Игра с буквами

Уже в ходе собора из Винницы пришло сообщение о захвате некими вооруженными людьми городского кафедрального собора. Выяснилось, что речь шла о рейдерском захвате: представители местного управления СБУ забрали ключи от собора у клириков и выставили охрану, чтобы не допустить на воскресную службу не поддерживающих митрополита Симеона прихожан и священников, коих подавляющее большинство. Ведь своим появлением в президиуме "собора нечестивых" и вхождением в руководящие органы создаваемой структуры он фактически отрекся от материнской церкви и теперь должен всеми неправдами и с применением силы затягивать митрополию в раскол, юридически переводить церковное имущество на баланс своего нового начальника Варфоломея. И с этой точки зрения событие сложно переоценить, поскольку речь идет о старте организованного государством силового захвата приходов канонической церкви. Прятаться за спины боевиков из неонацистских группировок, исполняющих роль "патриотической паствы", Порошенко и раскольникам теперь не обязательно.
 
Организационно вся интрига собора свелась к противостоянию Варфоломея и Филарета - карликовая секта УАПЦ с самого начала амбиций не имела и полностью положилась на волю Фанара. На берегах Босфора предлагали на пост главы новой "церкви" своих епископов  - одного, не владеющего русским и украинским языком, и другого, не являющегося в строгом смысле православным - его крестили в североамериканском униатском приходе.

Филарет, в свою очередь, до конца настаивал, что главным должен быть он - человек, положивший жизнь на дело раскола, и сделавший ради этого больше Варфоломея и Порошенко вместе взятых: благословлял садистов и насильников, отпускал грехи убийцам, называл бомбежки Донбасса "божьей карой". Заочная перепалка о кандидатурах, уставе и процедуре, шла между вершинами раскольнического треугольника  до последнего. Необычно громко на общем фоне прозвучала публикация в дружественном Варфоломею греческом церковном издании Orhodoxia, где высказывалось возмущение действиями и личностью Филарета.

"За два дня до избрания первого предстоятеля автокефальной церкви на Украине Филарет служит литургию патриаршим чином. Ни одна страна или церковь в мире не признает его патриархом, а ему все равно. Он созывает архиерейский собор для принятия решений, собор, которого не существует, поскольку не существует церкви "киевский патриархат". Но ему опять все равно. Манеры общения и методы влияния Филарета в отношении вселенского патриарха и исторических принципов православной церкви являются попросту оскорбительными", - ставит Филарета на место рупор Варфоломея.
 
Тот в рамках заочной полемики в минувший четверг лично наградил бывшего замглавы ЦРУ Джека Девайна своим церковным орденом в качестве оценки его заслуг перед украинской "автокефалией". Этим демонстративным жестом он показал Варфоломею и Порошенко наличие высоких покровителей в Вашингтоне, которые даже иногда навещают его в Киеве, и попутно вскрыл деятельное участие американской разведки в украинском церковном расколе. Что касается отношения самого Вашингтона к мероприятию, то его красноречиво высказало посольство США на Украине, посоветовавшее американским гражданам избегать воскресных прогулок рядом с церквями и любых скоплений людей в Киеве.

Убедительной и окончательной победы на соборе не получил никто: на вершину этой пирамиды сел хоть и местный кадр, но не Филарет, и не друг Порошенко. Православную церковь Украины (ПЦУ), как официально названо это злокачественное образование на теле мирового православия, возглавил 39-летний иерарх "киевского патриархата" Епифаний, приближенный к телу 89-летнего Филарета. Как и его наставник, он поддерживает государственный переворот, войну на Донбассе и призывает к уничтожению канонического православия на Украине. В личностном плане это почти копия митрополита Драбинко - даже внешне, с той только разницей, что карьеру Епифаний строил в раскольнической секте и оказался первым учеником лжепатриарха. В остальном они с Драбинко похожи как однояйцевые близнецы: "лжец, стяжатель, интриган" - так описывают Епифания недовольные его назначением "источники" украинских СМИ внутри раскола.
 
Так, константинопольский патриархат к своим скромным трем сотням приходов прибавил примерно в десять раз больше структурных единиц на Украине. Ведь, как поняли даже в Киеве, написанный на берегах Босфора устав ПЦУ никакой самостоятельности - автокефалии - не предполагает: в кадровых, литургических и даже финансовых вопросах ПЦУ становится полностью зависимой от Варфоломея, все решения будут приниматься в Стамбуле. Фактически речь идет о создании украинского экзархата - филиала, но никак не о самоуправляемой поместной церкви. Но и в таком, полупереваренном, виде украинские раскольники получают частичное официальное признание со стороны одной шестнадцатой части мирового православия. Впрочем, без шансов быть признанными всеми поместными церквями и тем самым очиститься от клейма изгоев.
 
Филарет, хотя и поступился своими патриаршими амбициями, сохранил через Епифания оперативный ручной контроль над ПЦУ - по сути это тот же, но переименованный "киевский патриархат". Как предсказывают местные наблюдатели, он будет только расширять свое влияние в новой структуре и, естественно, саботировать указания Варфоломея. Иными словами, конфликт между этими двумя грешными старцами закончится только с их естественной кончиной.
 
Условно проигравшим можно назвать Петра Порошенко. Во-первых, ему не удалось поставить своего человека во главе ПЦУ, хотя успех был близок. Голоса на "соборище" разделились примерно один к двум не в пользу Симеона, и понятно почему - три четверти делегатов были от Филарета.  Потерял он и личную поддержку этого ересиарха - три месяца торгов, уговоров, взаимного шантажа и интриг поставили крест на небескорыстной дружбе лжепатриарха и президента. И потому, как уже предсказывают источники в ПЦУ, на финише избирательной кампании перешедший в статус  "духовного лидера нации" Филарет может поддержать не "дорогого Петра Алексеевича", а какого-нибудь другого кандидата. Например, Юлию Тимошенко, которая со всем жаром девичьего сердца первой из украинских политиков приветствовала рождение ПЦУ из националистической пены.

Главная победа Порошенко - это "томос" - признание ПЦУ со стороны Варфоломея, краеугольный камень его избирательной кампании, простая бумажка за которой он вместе с Епифанием собирается лететь в Стамбул в первую неделю января. Что бы в ней ни было написано, президент Украины объявит это своей великой победой, историческим событием, тысяче первой победой над Россией и тысяче вторым "последним прощай" ей же.
 
Сомнительно, впрочем, что это поможет ему выйти во второй тур выборов. Исходя из социологических опросов, трехмесячная информационная истерика вокруг "томоса" ничего не добавила к его рейтингу, электоральный эффект равен нулю. Таким же нелегитимным нулем является организованный Порошенко и СБУ объединительный собор, и, соответственно, к нулю стремится вес ПЦУ в мировом православии. Обстоятельства ее появления, применявшиеся методы и мотивация основателей понятны всем, для кого Бог не является источником заработка. 

Определенным успехом раскольников следует признать только выбор аббревиатуры для своей, рожденной в междуусобных муках, организации.  Из предложенного набора - "православная", "автокефальная", "поместная", "единая", "украинская", "церковь" - на этапе создания получались только какой-то ЕППУЦ, ПУПЕЦ и даже АПУПЕЦ. В результате был выбран наименее красноречивый, компромиссный, и не вызывающий ступор у редакторов СМИ вариант.

Много политики из ничего

Для канонической Украинской православной церкви не изменилось ничего - она остается крупнейшей и единственной признанной всем мировым православием Церковью на Украине. УПЦ не участвовала в "объединении", не признает его, и ни Епифания, ни Фарфоломея для нее не существует. Что касается самозваных ее представителей на "соборище" - Симеона и Драбинко - то их судьба в Церкви ими самими же и определена. "К УПЦ они больше не имеют никакого отношения. Мы констатируем, что они перешли в раскол, и сообщим в поместные церкви, что в диптихе канонических епископов Украины они больше не значатся",- заявил украинским СМИ представитель УПЦ, митрополит Нежинский и Прилукский Климент.
Но хотя Церковь прошла очищение и избежала соблазна, главные испытания для нее еще впереди. Со вчерашнего дня никто не может запретить Порошенко начать насильственный отбор храмов и православных святынь в пользу заранее объявленной "государственной церковью" - ПЦУ. Точно так же никто не может запретить верным православным сопротивляться этому всеми доступными способами.
 
Избежать кровопролития поможет только  чудо, но, как показывают последние пять лет украинской истории, чудес в современном мире не бывает, и все события на этой территории развиваются по самому пессимистичному сценарию.

Через скандал, публичный позор, отказ от стыда, совести и страха перед Богом, Петр Порошенко все-таки подвел Украину к краю кровавой пропасти, в которой ему видится только возможность продолжить свое президентство. Категориями истины и вечности этот человек мыслить давно не способен, поэтому и уже пролитая, и будущая большая кровь, Порошенко уже не пугают. Потому что Бог зримо покинул его.

Резонанс

Как видятся киевские события из Москвы, Минска и Софии

Для русской православной церкви - Церкви-матери законной Украинской православной церкви, возглавляемой митрополитом Онуфрием и насчитывающим самое большое число верующих на Украине, субботний киевский собор стал днем гордости за мужество Церкви-дочери.

План Константинопольского патриарха Варфоломея соединить на Украине законную, каноническую Украинскую православную церковь с раскольниками и перевести под свою юрисдикцию провалился еще до окончания собора, констатировал глава ОВЦС, митрополит Волоколамский Иларион.
Белорусская православная церковь посчитала "новую церковь" на Украине раскольнической
Напомнив известные каждому верующему христианину Первый псалом царя Давида "Блажен муж, который не идет на совет нечестивых", митрополит Иларион дал по сути метафору происходящего в Киеве - "совет нечестивых".

Он напомнил, что "в истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как "разбойничьи" или "грязные".

Киевский "объединительный собор" по всем признакам ждет слава последнего: его участники будут стерты из исторической памяти Церкви.

Он подчеркнул, что "ни одна Поместная Церковь не направила приветствия этому сборищу, как ни одна не поддержала действий Патриарха Варфоломея по его подготовке".
 
Сразу после избрания главой новой церковной структуры епископа неканонического "Киевского патриархата" Епифания (Думенко), человека с репутацией "тени" Филарета Денисенко, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил: единственным предстоятелем Украинской православной церкви остается митрополит Онуфрий, а откуда взялся этот "новый товарищ", пусть объяснит патриарх Варфоломей поместным церквам.

На происшедшее сразу отозвалась автокефальная Белорусская православная церковь: "новую церковь" на Украине она посчитала раскольнической. Глава Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергий Лепин подчеркнул, что контакты с ней возможны лишь общегражданские, "и дай Бог, чтобы они были добрососедскими".

Он выразил надежду на то, что в Киеве закончатся физические и экономические расправы, а также информационно-политическая агрессия в адрес канонического православия Украины.

Неканоничным посчитали киевский собор и иерархи Болгарской православной церкви. Член Священного синода БПЦ, митрополит Видинский Даниил (Николов) заявил, что в вопросе с Украиной Константинопольский патриарх Варфоломей перешел границы своей юрисдикции.

Пародией на автокефалию и издевательством над православной традицией назвал происходящее на Украине епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл (Молдавия).
16.12.2018

Павел Дульман, Елена Яковлева
Источник: https://rg.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта