Светлана ШОХИНА. п.Селятино.: Кощунствовать про жильцов да шваль дворцовую (08.12.2012)
Прочитали вы название да подумали, что я, злодейка, понасмешничать решила. Прошу не судить строго, а прочитать сначала сказку. А там хотите верьте, хотите нет.
Увлеклась я несколько лет назад историей родного края. Всё искала истоки. Откуда есть пошла земля алабинская, селятинская, крутиловская... Вот уж и до XIV века дошла. Оттуда пошли эти названия.Вот взять Алабино. 500 лет назад оно назы-валось Лабино (от «лабать» - работать. Кстати, сейчас жаргонное «лабать» - играть на музы-кальном инструменте).
Уже после XVII века шувалики (жители земли верейской, люди боярина Шувалова), которые имели свой говор и прибавляли к словам букву «а» спереди, добавили и к Лабину эту букву. Так и получилось Алабино. Ну, это я так, к слову.
Так вот, чем глубже я уходила в историю, давние века, тем интересней становились поиски. Какие оригинальные имена, названия, слова стали встречаться. А многие современные слова заиграли совсем новыми красками. У них оказалось совсем другое значение.
Так всплыло слово «кощунствовать». Когда- то давно этим словом называли сказителей, рассказчиков. В те времена «не кощунствуй» означало «не болтай незнамо чего». А кощунники рассказывали о славянских богах, истории русов. С появлением христианства славянские идолы, конечно же, оказались под запретом. Кощунников стали гнать отовсюду, чтобы они не рассказывали о прошлом и не будоражили умы воцерковлённых людей. И до нас дошло слово «кощунство» - «осквернение, насмешка».
А вот взять слово «дворец». Вы, наверное, подумали о царских палатах. В давние времена богатые дома назывались хоромами (деревянные дома), палатами (каменные дома), лучшие комнаты - горницами, то есть находящимися как бы «на горе» - на верхних этажах. Красивый верхний этаж звался теремом. Нижний-то этаж предназначался для хозяйских нужд. Его «заднюю» часть ещё называли «заезжий двор», то есть в него заезжала запряжённая тройка, где её и распрягали.
А вот слово «дворец» изначально и говорилось-то по-другому. Это был дворец, с ударением на «о». Оттуда пошёл «княжий двор». То есть и то, что было построено около дома, и те, кто это обслуживал. Помните «дворню»? А в Москве был Большой дворец. И входили в него по описи XVI века: 34 коровяка (кто ухаживал за коровами), 52 конюха и ещё... 180 человек обслуги. Основные из них были перечислены в грамоте царя Бориса от 1601 года: «Большого Дворца дворовые люди всех чинов: ключники, стряпчие, сытники, подключники; конюшенного приказу приказчики, конюхи, стремянные, стряпчие; ловчего пути охотники и конные пса-ри; сокольничья пути кречетники, сокольники, ястребники, трубники и сурначей».
А какое интересное слово «стряпчие». Что по вашему «стряпня»? Конечно еда, скажете вы, которую готовит стряпуха. А вот и нет. В XVII веке «стряпнёй» назывались различные вещи царя: кресла, поножья, подушки, полотенца, солнешники и т. д. А стряпчие в то время - это городовые да воеводы, а в XIX-XX веках - это уже делопроизводители.
Вот как далеко мы ушли от двОрца, который ныне стал местом жительства царей-королей - дворцОм. Слово за слово цепляется и уводит тебя по тропке в седую старину.
Вернёмся на главную дорогу и вспомним дворецкого. Сразу встаёт перед глазами английский замок и чопорный дворецкий. Ан нет, это вы перепутали. Там, в доме, руководил мажордом. А вот всей дворней, двором и Дворцом руководил дворецкий. Потом двором и ВСЕЙ прислугой стал руководить мажордом. А сейчас «мажордом» и «дворецкий» являются словами синонимами. А ещё был придворный чин «дворецкий с путём», но это не значит, что дворецкий имел ещё и дорогу. «С путём» означало — «с определённым доходом».
А в древнерусские времена дворецкие руководили ещё и швалью. Вы, наверное, подумали о никчёмных людишках и что они делали во дворце? Ну так, шваль - это портной, который работал в швальнях - швейных мастерских. Отсюда и слова «шить», «швея».
А ещё жили-были в Москве жильцы. Вы вспомнили о городских жителях? Не угадали. А это был в XVII веке такой придворный чин 8 класса. Жильцы считались охранным войском, но использовались для различных поручений, например, развозить государевы грамоты (указы). Жильцы получали в поместье от 350 до 1000 четвертей земли (условная единица, обозначающая долю земельного участка) и денежный оклад от 10 до 82 рублей в год. А теперь мы сами стали жильцами, да ещё платим государству ползарплаты за жильё.
Вот такая сказка для взрослых и получилась. А вы хотите верьте, хотите нет.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Светлана ШОХИНА. п.Селятино.

