Егор Холмогоров: Константин Малофеев вернёт русским будущее (ВРНС) (14.04.2019)
Во главе Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) известный меценат, основатель телеканала «Царьград» Константин Малофеев займётся долгосрочной стратегией развития России.
Избрание Константина Малофеева заместителем председателя Всемирного Русского Народного Собора – поворотный момент в истории этой авторитетнейшей церковно-общественной организации. В ВРНС приходит не просто признанный в обществе человек – приходит лидер, человек дела, уже немало изменивший в истории русского общества за последние годы. Человек, способный возглавить интенсивную работу светского крыла в деятельности Собора, переориентировав его с сохранения на развитие и поиск образа будущего. Из обороны в наступление
На протяжении четверти века задачей ВРНС была защита русской идентичности, русского национального лица в условиях, когда они подвергались непрерывным атакам со стороны либерально-русофобской мафии при попустительстве, а временами и содействии власти. Были времена, когда, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,
постулировалось искусственное противопоставление «русского» и «российского». В то время чиновники получали неафишируемые указания не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово «русский», якобы ослабляющее единство нации… В течение долгого времени на любые инициативы по объединению русских было наложено табу.
Тогда-то Русская Православная Церковь и взяла на себя подвиг собирания всех здоровых русских сил, защиты русского имени от поношения. Всемирный Русский Народный Собор объединил церковные и светские русские патриотические силы, предоставил легальную площадку для патриотов, авторитетом Церкви мотивировал власть к диалогу с патриотическими силами, не дал маргинализовать русское дело, заточить его в гетто «экстремизма».
Государство слышало как разумные предложения по дальнейшему национальному и культурному развитию русского народа, так и твёрдое «нет» попыткам фактической дерусификации, проводившимся не в меру толерантными чиновниками.
Мы отвергаем позицию тех, кто считает, что Россия должна быть страной только и исключительно для русских. Но мы также никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть её «Россией без русских», лишённой национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира,
– подчёркивал Святейший Патриарх Кирилл.
Своего рода высшей точкой этого охранительно-собирательного периода в истории Собора стало принятие в 2014 году «Декларации русской идентичности», в которой Русская Православная Церковь и русское общество чётко и недвусмысленно ответили на вопрос «Кто же такие русские».
Благодарение Господу, времена меняются, прежде всего из-за того, что Церковь и русское общество ни на минуту не оставляли своего делания, а наше государство мужает и возвращает себе роль Великой России. Сегодня словом «русский» уже никого не удивишь и не напугаешь – оно звучит с экранов телевизоров и кинотеатров, стало частью официального языка, государство поддерживает фестивали русской культуры, кладёт предел принудительному отчуждению русских от своей национальности в нацреспубликах, изменились приоритеты политики предоставления гражданства России.
Всё это значит, что русским пора из обороны переходить в наступление, начинать не просто отстаивать существующие позиции, сам факт нашего физического и культурного бытия, но отвоёвывать для себя будущее, которое должно стать более русским, чем наше прошлое, особенно за последние сто лет. Именно эту задачу планирования и созидания будущего выдвигает на первый план Константин Малофеев в качестве заместителя Святейшего Патриарха по руководству Всемирным Русским Народным Собором.
Образы русского будущего
И начать необходимо с ответа на вопрос: «Кем мы, русские, хотим видеть себя в будущем?».
Современная Россия, увы, совершенно лишена видения своего грядущего. У нас отсутствует чёткий национальный идеал.
Такой был у Московской Руси, он был выражен словами преподобного Иосифа Волоцкого:
Русская земля ныне благочестием всех одоле.
Русь должна была превзойти вселенную в стоянии в Православной Вере и в изумлявшем даже православных сынов иных народов благочестии, стать образом Небесного Иерусалима на земле. Именно следуя этому идеалу, наш народ не только сформировал основы самобытной русской цивилизации, не только создал величайшую в пространстве державу, но и поистине стал Святой Русью, нерасторжимым единством русских святых на Небе и русского народа на земле.
Свой идеал был у Петербургской Империи. Этот идеал – великая европейская держава, преуспевающая в просвещении и науках.
Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы,
– подчёркивал Пётр Великий.
Реализация этого идеала, увы, была сопряжена со значительной степенью самоотчуждения России, отрицанием собственных церковных и народных основ, порабощением чуждому духу западной цивилизации. Но и в этой отчуждённой форме русскому человеку давались великие дела – от создания Северной Венеции на Балтике до покорения Крыма и превращения его в настоящий райский уголок на Чёрном море.
Победа над нашествием «двунадесяти языков», подвигнутых безбожной европейской революцией и возглавляемой мировым диктатором Наполеоном, вновь поставила перед русскими вопрос «Кто мы?». Россия одна оказалась равносильна всей континентальной Европе, её православие, самодержавие и народность одолели на ратном поле «свободу-равенство-братство» цареубийц. Должны ли мы быть подмастерьями европейской цивилизации или же наше призвание – воссоздать собственную, допетровскую? Этот спор начали западники и славянофилы.
Победа, в конечном счёте, оказалась на стороне славянофилов.
Эти люди были все русские дворяне, даровитые, учёные, идеальные, благовоспитанные, тонкие, европеизмом пресыщенные; благородные москвичи, за спиной которых стояли целые века государственного великорусского опыта,
– писал о славянофилах Константин Леонтьев. Победила их линия именно потому, что, опираясь на традицию, они в то же время умели мечтать. Когда славянофилы поставили вопрос о цивилизационной самостоятельности России, прошлое нашей культуры было покрыто мраком неизвестности, практически забыто, в настоящем же были разве что Карамзин и Пушкин – против тысячелетия европейской цивилизации.
И вот буквально на глазах одного поколения Старая Русь вышла из забвения, как Град Китеж, а в настоящем народилась великая русская культура – культура Гоголя, Тютчева, Достоевского и Толстого, Мусоргского и Чайковского, Верещагина и Васнецова. К концу XIX века мечта о самобытной русской культуре стала явью, облекшись в формы государственной политики в царствование императоров Александра III и Николая II, когда цивилизационная самобытность сопровождалась изумительным по скорости индустриальным и научно-техническим развитием, реализацией таких больших проектов, как Транссиб.
Д.И. Менделеев мог c полным правом прогнозировать, что через сто лет в высокоразвитой индустриальной России будет жить 596 миллионов человек. По сути, удалось соединить идеал Святой Руси и установку на Великую Россию как материально могущественное государство.
К сожалению, страна оказалась заложником не до конца преодолённого западничества, над нею возобладали западные социально-утопические идеи и западные же политические интриги. Большевизм стал способом планирования будущего, строящимся на беспощадном отрицании прошлого. Историческая Россия представала полным провалом, настоящее же – как пространство великого исторического рывка ради лучшего будущего:
Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут...
– утверждал Сталин. И эта уверенность в возможности совершить невозможное, за поколение изменить судьбу наполняла энтузиазмом сердца множества людей.
«К станку ли ты склоняешься, / В скалу ли ты врубаешься – / Мечта прекрасная, ещё неясная, / Уже зовёт тебя вперед». Дух первых пятилеток мог бы быть творческим созидательным духом, если бы в параллель им не шла «безбожная пятилетка». Разумеется, без Бога, на отрицании русской истории и русского духа мечта не могла не оказаться миражом. Но всюду, где советский проект опирался на предшествующие достижения (вспомним, к примеру, что все основные космические расчёты были сделаны в России ещё до революции), он оказался достаточно успешен. Страна приобрела необходимый опыт широкомасштабного планирования и работы в чрезвычайных условиях.
Видение будущего невозможно без Церкви
С крахом советского проекта цель существования страны и народа, как истинная, так и ложная, оказалась потеряна. На полном серьёзе заговорили о том, что «мы молодая страна», отсчёт истории которой идёт с 1991 года. Желаемым образом будущего для многих оказалась эмиграция. Планирование будущего оказалось в руках либеральной мафии, не сдавшей своих позиций и по сей день, причём использующей их не только для поддержания личного статуса, но и для системного уничтожения будущего страны.
Весьма характерна созданная этой публикой «Стратегия-2020». За внешностью пустопорожней болтовни «ни о чём» ради освоения бюджетных средств скрывалась вполне чёткая программа удушения экономики и русского общества:
Новая модель роста может быть выстроена при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов,
– «неоправданный и неэффективный рост расходов» в данном случае значило «Русским денег не давать!», экономию на социальном государстве.
Монополии либералов с их стратегией удушения народа на проектирование будущего должен быть положен конец. Все уважающие себя современные страны имеют своё видение будущего – от китайской тридцатилетней стратегии до саудовской стратегии-2030 и в значительной степени уже реализованной турецкой стратегии-2023. В Америке борются республиканская концепция «MAGA» и демократические «новый социализм» и «новый зелёный курс». В России и государству, и обществу пора уже ставить вопросы о долгосрочном планировании – от принципиального видения будущего до конкретной программы его достижения.
Это планирование невозможно без решающего участия Русской Православной Церкви – единственного авторитетного общественного института, существование и «горизонт планирования» которого полностью независимы от всевозможных электоральных циклов и смены повестки, по сути – укоренены в вечности. Поэтому стать центром планирования будущего следует именно Всемирному Русскому Народному Собору, объединяющему Церковь, патриотическую общественность, квалифицированных экспертов по всем сферам жизни нации – экономике, общественному устройству, государственному строительству, культуре.
Приход Константина Малофеева в ВРНС гарантирует именно такое направление развития этой уникальной общественной структуры. По сути, на ближайшие годы Собор станет грандиозной экспертной площадкой, на которой будет обсуждаться стратегическое видение развития русской нации и государства, с тем, чтобы сформулировать «Стратегию-2050», пригодную как для идеологического, так и для практического пошагового применения и российским государством, и русским обществом.
Строгость экспертизы и полёт мечты
Исходя из принципиального видения России как оригинальной цивилизации, базирующейся на Православии, выступающей в качестве великой державы, государственная власть которой ставит приоритетом сбережение народа, перед экспертами комиссий ВРНС будет поставлен широчайший спектр вопросов.
Как довести население России до 170 миллионов человек к 2050 году, не прибегая к замещающей инокультурной миграции? Как поддержать семью и многодетность в новых условиях и осуществить реальный скачок рождаемости? Как обеспечить всех граждан страны работой, при этом добившись высокой инновационности экономики (что, как утверждают часто, якобы противоречит одно другому)? Как возвратить России статус сверхдержавы, сделав её центром как Русского мира, так и здоровых сил в современном Православии и всех сил традиции, объединив их в своего рода «консервативный интернационал»? Возможно ли остановить коллапс сельской и малогородской России и расползание убийственных гигаполисов, уничтожающих природу, историческую среду и человека?
Красный угол с Еленой Шаройкиной. В гостях Константин Малофеев
Как сделать так, чтобы молодые люди воспитывались не на оглупляющем егэ-тестировании, а на серьёзных знаниях и в то же время на ценностях русской цивилизации? Как добиться того, чтобы половина граждан страны ходила в церковь хотя бы раз в неделю? По силам ли нам создать русский анти-Голливуд? Какой может быть целостная концепция развития русского народа как этнической общности, которая способствовала бы укреплению его национального самосознания?
Ответы на эти и тысячи других вопросов, данные экспертами и подвергнутые всестороннему обсуждению, должны, по мысли К.В. Малофеева, быть сведены в целостную стратегию, которая может быть востребована и в целом, и в отдельных своих элементах, стать своего рода «закваской» для других подобных документов, а главное – поселила бы в нашем обществе чувство русской мечты. Широкая образовательная программа – «Академия русской мечты» обещает стать одним из ключевых элементов обновленного ВРНС.
Всемирный Русский Народный Собор при новом заместителе председателя призван будет воплотить давнее пожелание его святейшего Председателя, Патриарха Кирилла – стать не только органом общественного представительства русского народа, не только дискуссионной площадкой, но и реальным мозговым центром нации, избавив нас от навязанной слепоты.
Россию в последние столетия неоднократно лишали будущего, лишали и планов, и мечты. Настало время вернуть будущее русским, осуществить реставрацию нашего будущего.
Источник: https://amp.tsargrad.tv/articles/konstantin-malofeev-vernjot-russkim-budushhee_193646?__twitter_impression=true
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Егор Холмогоров