Мария Мазари: Крещение Руси (26.07.2013)
Глагол творца прияла ты, -
Тебе он дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племён святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
А. Хомяков
Тебе он дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племён святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
А. Хомяков
С основанием нашего отечества обосновалась на Руси династия Рюриков. При них и произошло как крещение, так и распространение христианства в нашем Отечестве. Впрочем, первое крещение руссов произошло задолго до официальной исторической даты крещения Руси. Первыми крестившимися на Руси считаются Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, которые ушли от него из Новгорода в Киев и обосновали там довольно значительное войско.
Около 866 года они на 200 ладьях совершили набег на Византию и осадили город. Попытка была неудачной – морская буря разбила весь их флот. По греческим свидетельствам это произошло после молебна греков о спасении именно в тот момент, когда принесенная на берег моря чудотворная риза Богородицы коснулась воды. Немногие оставшиеся в живых дружинники возвратились назад и вскоре прислали послов в Константинополь просить себе крещения, которое и получили.
После смерти Аскольда и Дира в Киеве воцарился язычник – князь Олег. Во время правления Олега и его преемника князя Игоря распространение христианства постепенно продолжалось, но Церковь оставалась почти незаметной. Вопреки язычеству князя Игоря, супруга его, княгиня Ольга решилась принять святую веру. Окончательно утвердить ее она не смогла, но, как доносит до нас Лаврентьевская летопись, была аки денница пред солнцем, аки заря пред светом.
По смерти ее судьба христианства было изменилась и казалось, что настали последние минуты для христианской веры. Сын ее Святослав и внук Владимир поклонялись языческим богам. Первым делом Владимира по восшествии на престол стало возведение новых истуканов языческих богов. Христиане же либо скрывали свою веру, либо бежали из Киева, боясь преследований. Но чем более рьяно князь Владимир поклонялся языческим идолам, чем яростнее были гонения христиан, тем разительнее была последовавшая вскоре перемена в его мировоззрении.
Невозможно с определенностью сказать, что именно убедило князя Владимира принять христианство. Летопись повествует о заморских послах, каждый из которых восхвалял перед Владимиром свою веру, и князь после беседы с греческим философом выбрал православие. Так ли было или нет, но в тот же период византийский император Василий попросил у Владимира военной помощи в обмен на руку своей дочери Анны. Необходимым условием для брака было крещение Владимира. Помощь была оказана, Владимир принял христианскую веру, но император медлил с выполнением обещания. Тогда Владимир взял город Корсунь (Херсонес) и предложил его в качестве выкупа за невесту. Кроме Анны Владимир забрал с собой в Киев корсунское духовенство.
В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.
Началась новая эпоха русской истории. Христианство принесло с собой развитие просвещения, литературы, судебной системы. Макарий, митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный ученый XIX века пишет о крещении Руси: «В то самое время, когда в странах Африки и Азии православие подвергалось уже гонению, а Греция, последний приют его в Европе и во всем мире, быстро склонявшаяся к падению, как бы отказывалась быть надежным его хранилищем, Всевышний воздвигает новое царство на севере Европы, не щадит даже чудес, чтобы просветить это царство светом истинной веры, насаждает в нем новую Церковь и тем указывает и Церкви, и государству на их высокое предназначение: одной – соделаться некогда главнейшею блюстительницею чистоты православия для всего христианского мира, другому – быть твердейшим оплотом для сохранения самой православной Цекви. Кто бы мог уразуметь это тогда? И кто не уразумеет этого ныне?».
Около 866 года они на 200 ладьях совершили набег на Византию и осадили город. Попытка была неудачной – морская буря разбила весь их флот. По греческим свидетельствам это произошло после молебна греков о спасении именно в тот момент, когда принесенная на берег моря чудотворная риза Богородицы коснулась воды. Немногие оставшиеся в живых дружинники возвратились назад и вскоре прислали послов в Константинополь просить себе крещения, которое и получили.
После смерти Аскольда и Дира в Киеве воцарился язычник – князь Олег. Во время правления Олега и его преемника князя Игоря распространение христианства постепенно продолжалось, но Церковь оставалась почти незаметной. Вопреки язычеству князя Игоря, супруга его, княгиня Ольга решилась принять святую веру. Окончательно утвердить ее она не смогла, но, как доносит до нас Лаврентьевская летопись, была аки денница пред солнцем, аки заря пред светом.
По смерти ее судьба христианства было изменилась и казалось, что настали последние минуты для христианской веры. Сын ее Святослав и внук Владимир поклонялись языческим богам. Первым делом Владимира по восшествии на престол стало возведение новых истуканов языческих богов. Христиане же либо скрывали свою веру, либо бежали из Киева, боясь преследований. Но чем более рьяно князь Владимир поклонялся языческим идолам, чем яростнее были гонения христиан, тем разительнее была последовавшая вскоре перемена в его мировоззрении.
Невозможно с определенностью сказать, что именно убедило князя Владимира принять христианство. Летопись повествует о заморских послах, каждый из которых восхвалял перед Владимиром свою веру, и князь после беседы с греческим философом выбрал православие. Так ли было или нет, но в тот же период византийский император Василий попросил у Владимира военной помощи в обмен на руку своей дочери Анны. Необходимым условием для брака было крещение Владимира. Помощь была оказана, Владимир принял христианскую веру, но император медлил с выполнением обещания. Тогда Владимир взял город Корсунь (Херсонес) и предложил его в качестве выкупа за невесту. Кроме Анны Владимир забрал с собой в Киев корсунское духовенство.
В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.
Началась новая эпоха русской истории. Христианство принесло с собой развитие просвещения, литературы, судебной системы. Макарий, митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный ученый XIX века пишет о крещении Руси: «В то самое время, когда в странах Африки и Азии православие подвергалось уже гонению, а Греция, последний приют его в Европе и во всем мире, быстро склонявшаяся к падению, как бы отказывалась быть надежным его хранилищем, Всевышний воздвигает новое царство на севере Европы, не щадит даже чудес, чтобы просветить это царство светом истинной веры, насаждает в нем новую Церковь и тем указывает и Церкви, и государству на их высокое предназначение: одной – соделаться некогда главнейшею блюстительницею чистоты православия для всего христианского мира, другому – быть твердейшим оплотом для сохранения самой православной Цекви. Кто бы мог уразуметь это тогда? И кто не уразумеет этого ныне?».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Мария Мазари

