Павел Шумило: Крым и Закон (20.02.2019)

19 февраля 1954 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», который утвердил передачу Крымской области в состав Украинской ССР.
Как это было обосновано? В указе передача объяснялась «общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями между Крымской областью и Украинской ССР».

Однако споры о причинах ведутся до сих пор, оспаривается и авторство этой передачи. Так, одними историками решение о передаче преподносится как личная инициатива Хрущёва, другими куда большая роль приписывается Маленкову, Ворошилову, Кагановичу и другим членам Президиума ЦК КПСС.

Тут важно заметить, что в начале 54-го Хрущёв был Первым Секретарем ЦК КПСС, но в тот период всё ещё шла активная борьба за власть и возможности будущего руководителя страны в наши дни ставятся под сомнение. Зато нюанс с борьбой за власть косвенно подтверждает другую версию передачи полуострова: Никита Сергеевич желал заручиться поддержкой украинской номенклатуры против Маленкова (тогда — Председателя Совета Министров СССР).

Приводятся и совсем дикие версии, продиктованные явно поверхностным знанием вопроса и личными политическими взглядами. Одна из таких версий — разруха в Крыму. Якобы, после войны и немецкой оккупации народное хозяйство полуострова являло собой нечто печальное. На деле, правда, оказывается, что к 54-му году крымская экономика уже вышла на довоенный уровень, а промышленное производство этот уровень даже превысило.

Желающие «сгладить углы» преподносят передачу Крыма как подарок Украине к 300-летию Переяславской Рады (о предыстории этой самой Рады можно прочесть здесь). Ну а что? В СССР любили круглые даты. А в наши дни находятся особо одарённые личности, верящие, что Гагарина в космос специально именно в День Космонавтики запустили, а Севастополь освободили 9 мая 44-го как раз ко Дню Победы (ну и к этой же дате войну закончили — днём раньше или днём позже было нельзя).

Теперь пройдёмся по юридической стороне передачи полуострова. Спойлер: сейчас будет много слов «Президиум» и аббревиатур!

25 января 54-го на прошедшем под председательством Маленкова заседании Президиума ЦК КПСС был утверждён проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.

5 февраля Совет Министров РСФСР эту передачу «счёл целесообразной» и обратился к Президиуму Верховного Совета РСФСР с просьбой «рассмотреть вопрос» и «войти в Президиум Верховного Совета СССР с соответствующим постановлением». В тот же день в Президиуме ВС РСФСР взяли под козырёк и постановили передать Крымскую область в состав Украинской ССР, отправив это постановление на утверждение Президиума Верховного Совета СССР.

Неделю спустя, 12 февраля, уже Президиум Верховного Совета Украинской ССР постановил просить Президиум Верховного Совета СССР передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР.

Ещё через неделю, 19 февраля, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», которым утвердил совместное представление президиумов Верховных Советов РСФСР и Украинской ССР о передаче Крымской области в состав Украинской ССР.

К лету разработали и приняли (2 июня) закон, вносящий изменения в конституцию РСФСР — из состава республики исключалась Крымская область. Правда, ни в этом законе, ни в Указе от 19 февраля чёткая формулировка о передаче области из одной республики в другую, как и утверждение изменённых границ, просто отсутствует.

В общем, с нормальным оформлением смены крымской «прописки» тогда заметно напортачили: согласно Конституции 37-го года территория РСФСР не могла быть изменена без согласия РСФСР. Согласие это (или несогласие) получалось путём референдума, а референдума-то и не было. В общем, ни Президиум Верховного Совета РСФСР, ни сам Верховный Совет не обладали необходимыми полномочиями. Имела ли передача полуострова юридическую силу? Нет.

Это же было подтверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1992 года № 2809-I. В нём говорится:

«Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры признать не имевшим юридической силы с момента принятия.

2. Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов».

Вот только в начале 90-х было как-то не до восстановления законности и исправления ошибок руководства уже распавшейся Державы, ну а Верховный Совет РФ, стараниями Ельцина и его западных кукловодов, вскоре просто прекратил своё существование.

С Крымской областью разобрались. Но есть на полуострове ещё и Севастополь, который что тогда, что сейчас — самостоятельный субъект. Обратимся к разъяснениям Генпрокуратуры РФ.

В ответе от 18 мая 2015 года на запрос из Госдумы, в Генпрокуратуре заявили: «Что касается Севастополя, то Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.10.1948 № 761/2 город Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесён к категории городов республиканского подчинения (то есть РСФСР на момент принятия Указа), финансовые и организационные функции осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР без какого-либо участия Совета Министров УССР.

Изучение данного вопроса в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации показало, что в силу особого административного статуса Севастополь остался под юрисдикцией РСФСР, несмотря на передачу в 1954 г. Крымской области в состав Украинской ССР. В последующем постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.1993 № 5359-1 «О статусе города Севастополя» подтверждён российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года».

Кто не в курсе — именно в декабре 91-го СССР прекратил своё существование.

Некоторые, не очень внимательные, люди могут заявить, что Севастополь-то был сделан городом республиканского подчинения без референдума, но тогда границы РСФСР не менялись, поэтому референдум не был нужен.

Что в итоге? В итоге мы имеем явное нарушение закона в 54-м, которое, спустя 37 лет, привело к потере (к счастью временной) заметной и стратегически важной части территории России. И если украинскую принадлежность Крыма, закрыв глаза и отвернувшись, ещё как-то можно было обосновать (например, фактическим нахождением полуострова в составе УССР), то в случае с Севастополем можно вести речь об оккупации российской территории Украиной.
20.02.2019

Павел Шумило
Источник: https://cont.ws/@djadkohobb/1235442




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта