Дмитрий Мельников: Кубинский расклад (Куба) (23.06.2019)

Недавно в одном из роскошных отелей Кубы ураганный ветер с тропическим дождем сорвали российский триколор. После того как вновь засветило солнце, место на флагштоке так и осталось вакантным – работники гостиницы, сославшись на то, что у них нет запасного полотнища, просто забыли об этом происшествии. Остались равнодушными к нему и российские гости. Казалось бы, незначительный инцидент, на который не стоит обращать внимания. Но, к сожалению, описанное выше событие отражает не слишком радужное для нас развитие ситуации в отношениях с Островом свободы, когда-то нашим аванпостом в Западном полушарии.
Для нас, просвещенной патриотической публики, солидарность с нами, проявляемая руководством этого тропического острова по многим международным вопросам, в которых большинство мирового сообщества отказалось признавать нашу правоту, кажется естественной. Такая ситуация сложилась, например, с признанием законным вхождение Крыма в состав России по итогам событий начала 2014 года, когда даже наш ближайший партнер Китай воздержался от подобных шагов, хотя и не чинит препятствий своим многочисленным гражданам, отправляющимся в новый российский регион в качестве туристов. Мы же, в свою очередь, с последователями идей Фиделя поддерживаем друг друга в случае, если западники пытаются поднимать весьма скользкую тему о соблюдении прав человека в наших странах. Традиционно солидарно выступаем и по другим вопросам – в частности, при голосовании по российским проектам в ООН или, что тоже немаловажно в текущей ситуации, по венесуэльскому вопросу.

Все это, безусловно, заслуживает положительной оценки. Но, выражаясь терминами марксизма, это лишь надстройка, сформировавшаяся в советскую эпоху и лишь благодаря отчаянным усилиям кубинского руководства, продержавшаяся до наших дней. А между тем не следует предавать забвению еще и экономический базис, который уже давно вошел в противоречие с вышеупомянутой политикой.

Возьмем структуру внешней торговли острова – ни для кого не секрет, что наша страна еще в лихие девяностые уступила почетное место лидера в ней. В нынешний момент в число фаворитов входят Канада, вездесущий Китай и Испания.

Да, мы продолжаем оставаться то в первой пятерке, то в первой десятке партнеров – в 2018 году объем транзакций увеличился на 33%. Мы все еще занимаем неплохую нишу на автомобильном рынке – по дорогам острова нет-нет да и мелькают на фоне безнадежно устаревшего кубинского автопарка радующие глаз новизной российские «Газели» и «Камазы», а жаркие тропические небеса горделиво бороздят «илы» и «тушки», собранные в Воронеже и Ульяновске.

Однако на поверку перспективы и тут выглядят не столь радужно. Речь идет об отказе по разным причинам от реализации ряда совместных проектов. В частности, определенные проблемы наблюдаются с обслуживанием той же российской авиатехники. Конечно, виной тому комплексные проблемы и в российской отрасли (в гражданском сегменте), так и не преодолевшей их после лихих 90-х. Есть взаимное желание сотрудничества в области железнодорожного транспорта, в ноябре 2018 года велись разговоры о поставке локомотивов. Но, опять же, для начала на Кубе следует проделать крайне затратную работу, отремонтировав более тысячи верст стальных магистралей, находящихся в плачевном состоянии – в глаза бросается разъедающая рельсы ржавчина, заросли буйной растительности на путях.

Большинство проектов можно было бы давно перевести в практическую плоскость или, по меньшей мере, хотя бы приступить к их реализации. Мешает плачевное состояние финансовой системы острова и неготовность наших компаний рисковать своими активами без государственной поддержки. Среди членов руководства крупнейших компаний на поверку оказывается большое количество иностранцев, которые подчас ведут свою игру. Для них Куба — лишь объект американских санкций, нарушение которых может быть чревато. 

Не в последнюю очередь, по причине крайней пугливости российских бизнес-структур, все большую роль в кубинской экономике уже давно играют канадские компании.

Они, например, неплохо вложились в добычу никеля, запасы которого на Кубе являются третьими в мире. И это, несмотря на американские санкции, введенные в отношении высшего менеджмента данных компаний. А ведь Куба могла бы расплачиваться поставками весьма востребованного практически во всех отраслях современной промышленности металла в обмен на российские инвестиции и товары. К тому же кубинские запасы этого вида сырья плюс неплохие российские – это контроль, хотя и частичный, мирового рынка. Стратегия, однако! Но у нас дальше обсуждения дело не пошло, видно, стратегия нам ни к чему. Намного выгодней на этом фоне смотрятся китайцы, не только вложившиеся в добычу никеля, но и наладившие взаимодействие с канадскими его добытчиками.

Прорывом могло бы стать возобновление поставок военной техники и вооружений. Но даже в ходе последнего визита кубинского лидера в ноябре прошлого года этот вопрос не поднимался. Поговаривали, что тем самым не хотим ухудшать отношения с мировым гегемоном. Поэтому Остров Свободы и вынужден довольствоваться «откапиталенной» собственными силами военной техникой, лелея воспоминания о временах, когда там находились наши военные базы.

Конечно, по сравнению с Москвой, Пекин действительно выглядит бодрячком.

Ключ китайских успехов состоит в обеспечении финансовой базы сотрудничества – одна из первых экономик мира ныне становится крупнейшим кредитором Кубы.

Объем предоставленных займов, правда, не разглашается, учитывая обычную восточную скрытность, особенно в военных делах, прояснения и в дальнейшем ждать не приходится.

Доминирующую роль в нише междугородних перевозок играют автобусы, выпущенные в Поднебесной. Немало и другой автотехники из этой страны – грузовики, тракторы. С недавних пор работает завод по сборке компьютерной техники. Много китайской бытовой техники, причем даже незнаменитых марок – немалая часть электросчетчиков в домах простых кубинцев сделаны китайской компанией из провинции Чжэцзян. Более того, если верить пока официально не подтвержденной информации, Китай оборудовал на Кубе две станции радиоперехвата.

И все же сомнения в возможностях дальнейшего роста объемов торговли между этими двумя странами остаются. К примеру, те же выпущенные в КНР междугородние автобусы, если переводить на нашу квалификацию, премиум-класса, компании «Виасул» на поверку оказываются довольно изношенными, подлежащими замене машинами. Да и в условиях острого всеобщего дефицита, китайцы могли бы просто озолотиться на поставках товаров народного потребления, ведь даже мыло на Кубе считается неплохим подарком, а в провинции во многих домах попросту нет стекол. Причина, как представляется, отнюдь не в том, что китайцы побаиваются санкций янки, а в неплатежеспособности Гаваны, помноженной на неготовность ее руководства стать полностью зависимой, пусть и от социалистического Китая страной.

И, наконец, стоит сказать, насколько реальными видятся санкции американцев в отношении российских компаний, которые рискнут отправиться в кубинский поход.

Да, существует печально известный закон Хелмса-Бертона 1996 года, грозящий репрессалиями за сотрудничество с Кубой. Но на сегодняшний день было лишь три судебных процесса, инициированных за его нарушение. Как настаивают специалисты, если американцы решаться на полномасштабное применение данного законодательного акта, речь будет идти о 200 тысячах судебных разбирательств, что просто-напросто парализует распиаренную заокеанскую судебную систему. К тому же не исключено, что Куба сумеет оспорить такие шаги США во Всемирной торговой организации. Да и закручивание гаек будет означать для янки и отказ от попыток добиться хотя бы частичного восстановления связей с Гаваной и соответствующего влияния на нее. Вот поэтому даже Мексика недавно подтвердила намерение развивать сотрудничество с Кубой. Многие корпорации с мировым именем находят обходные пути для развития связей – тот же гостиничный гигант «Мелиа», хотя и располагает отелями на острове, но за счет создания совместного предприятия с Госкорпорацией туризма Кубы формально имуществом там не владеет. Наши юристы могли бы найти великое множество подобных способов. Было бы желание. В противном случае, кубинцам будет и дальше все равно, развивается ли российский флаг в местах присутствия наших граждан... 

Источник
23.06.2019

Дмитрий Мельников





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта