Игорь Боев: Куда они скачут? (08.11.2013)
Поговорим о ценах. Вернее об их бесконечном росте. Опросы показывают, что это наиболее болезненная сторона нашего бытия, пугающая большинство населения. Их не замечают лишь те, кто живет «свободно» и траты денег на подобные мелочи жизни не замечает. Правда, за этим ничтожным меньшинством – услужливая статистика, прикормленные средства информации, врущие насчет 6-ти процентной инфляции и радужных перспективах на очередной год, удовлетворенность правительства и парламентариев от партии власти – «верной дорогой идем, товарищи».
Так куда же скачут цены, со столь упорным постоянством съедая семейный бюджет? Недавно в центральной прессе появился прогноз, что до конца года на продовольствие они вырастут еще на 2-10 процентов. Ничего себе! И как жить, как сводить концы с концами хозяйке, у которой семья, а в кошельке в таких масштабах отнюдь не пребывает?
Махнем рукой на начало 90-х, когда «шоковая терапия» вместе со страной взорвала цены, а Б.Н. Ельцин тогда сказал – «жить будем плохо, но недолго». После дефолта 1998 года они, цены, впервые упали, но не потому, что прибавилось товаров, а просто денег у населения не стало. Но последние 12 лет, несмотря на золотой дождь нефтедолларов, цены только лезли вверх. За это время окончательно добили отечественную промышленность, не вышло из развала и стагнации сельское хозяйство, но выросли и поделили рынок огромные торговые сети, как раз и диктующие цены. Они убили конкуренцию – главное условие справедливых рыночных цен, перекрыли путь к потребителю мелким производителям и торговцам, утвердили монопольный порядок формирования закупочных и розничных цен, стержнем которого является сговор торговых королей и бездействие государства.
Россия за этот период изобрела «ноу-хау» - валютную инфляцию в долларах и евро, в то время, как на Западе, печатающем эту валюту, ее практически нет (1-2 процента в год). Вспомните первую половину 90-х – на 100 долларов семья из 3-х человек могла прокормиться полмесяца. Сегодня наши туристы в своих поездках норовят прикупить заодно и вещичек, - они там существенно дешевле. Правда, такие туры сами по себе делаются все дороже - накручивается цена перелета. Расстояние от Москвы до Новосибирска – 4000 километров. Столько же от Нью-Йорка до Лос-Анжелеса. В рублях билет до Новосибирска стоит 48 тысяч, а в Америке на подобный маршрут – 16 тысяч. 500 и 1500 долларов. Нормально? И это при их-то зарплатах, пенсиях, пособиях. Заметьте, у нас летают самолеты тех же марок – «боинги» и «эйрбасы», с той же топливной эффективностью, сервисом, аэродромной техникой. Как же так выходит, что цены с двухтысячных выросли в 10 раз, а рубль остался в прежнем весе – 30 рублей за доллар (плюс - минус 2 рубля)?
Очень просто – валютный рубль регулируется Центробанком, а цены не регулируются ничем и никем. Неуклонно побеждает жадность, когда общепринятая в мире прибыль в 20 процентов для наших торговцев – ничто, им подавай два конца (100-200 процентов). Сравните закупочные цены у производителя и розничные на прилавке. Потому-то, инвесторы предпочитают вкладываться не в производство, а в торговлю. Отдача гораздо жирнее! А расплачивается за эти упражнения население, у которого призрачные доходы в долларах неуклонно растут (вместе с ростом цен), а благосостояние что-то не очень, хотя в среднем получается тоже вроде неплохо – кому бублик, а кому дырка от бублика, а в среднем, температура по больнице – 36,6 градуса!
Эта скрытая, лукавая ложь замыливает проблему, переводит ее в разряд стихийного бедствия – никто не виноват. Но власть не хочет замечать, что копится у людей неудовлетворение жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, недоверие к ней самой. А дело в том, что такое положение выгодно правительству, верстающему бюджет. Чем выше цены, тем больше масса оборота, и, как следствие - выше налоговые поступления, в том числе и в валютном эквиваленте. Так складывается иллюзия верного пути - роста зарплат, пенсий, бюджета, ВВП – а то, что все съедается обесцениванием рубля – вторично. И как долго будем ходить по этому порочному кругу?
В начале 50-х в разрушенной и разделенной Германии было сотворено западно-германское «экономическое чудо». Творцом тех рыночных реформ был Людвиг Эрхард, ставший впоследствии канцлером. Стержнем его реформ стал курс на отечественного производителя, защиту от импорта, а также регулируемые цены. Благосостояние для всех – его центральная идея. Наряду с отпуском цен был принят «Закон против произвольного завышения цен», закрепивший приоритет на рынке не торговца, а покупателя и производителя. Их предприятия технологически перевооружились и резко нарастили производство товаров, а не были, как у нас, сданы в металлолом. За 5-6 лет у них резко вырос жизненный уровень всего народа, а не только тонкого слоя олигархов и торгашей. Такие же результаты демонстрируют в наше время Китай, Вьетнам, Малайзия, Южная Корея, Сингапур. Почему они могут, а мы нет? Наши либералы-рыночники, стоящие у руля экономики, упорно твердят – цены регулирует свободный рынок! Но «свободного рынка» в природе никогда не существовало! Он всегда регулируется – если не государством, то более сильными игроками, подавляющими слабых, которые в целях извлечения прибыли всегда идут по наиболее простому пути.
Выходит, что вопрос преодоления бесконечной инфляции, роста производительной сферы лежит в политической плоскости? Конструктивная оппозиция (где она?) - должна бы оказать давление на власть, предложив новую модель развития, выдвинуть новых людей, способных ее реализовать.
Потребность в усилении регулирующей роли государства возрастает. Но ей противостоит либеральная идея дальнейшего его ухода из экономики, новая приватизация, ставка на «невидимую руку» рынка, которая все отрегулирует и обеспечит рывок экономики. Россия, как витязь на распутье, находится в задумчивости. Верится, что начавшийся новый политический сезон обострит эти противоречия и предопределит многое в дальнейшем ее развитии.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Игорь Боев

