Алексей Петров Мария Вербер: Лучше «Ласточка» в руке: какие электрички поедут по МЦД (Россия: транспорт) (10.07.2019)

Первые линии Московских центральных диаметров (МЦД) — Нахабино–Подольск и Одинцово–Лобня — начнут работать в ноябре этого года. Они станут частью масштабного проекта по созданию сквозных железнодорожных маршрутов через центр столицы. По МЦД пустят скоростные электрички с интервалом в пять-шесть минут. Готовясь к старту, один из участников проекта — ОАО «РЖД» — проверил надежность подвижного состава. Сравнивались «Ласточки», курсирующие по Московскому центральному кольцу (МЦК), и «Иволги», которые используются на пригородных направлениях. «Ласточки» оказались в 16 раз надежнее. По данным госкомпании, только за I квартал этого года количество отказов этих электропоездов снизилось в полтора раза, тогда как «Иволги» стали ломаться в 3,5 раза чаще. Об этом глава РЖД Олег Белозеров сообщил в письме мэру Москвы Сергею Собянину («Известия» ознакомились с документом). По мнению экспертов, необходимо проанализировать качество сборки электричек и оценить, на каких маршрутах их использование будет оптимальным.
Сквозной маршрут

Количество отказов скоростных электропоездов «Ласточка» в I квартале 2019-го снизилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в полтора раза — в среднем до 1,3 случая на 1 млн вагоно-километров пробега, сказано в письме главы РЖД Сергею Собянину. Документ (есть у «Известий») был направлен в мэрию 28 мая. «Иволги» в I квартал отказывали почти в 16 раз чаще –– зафиксировано 20,7 случаев на 1 млн вагоно-километров, отмечается в письме. Количество поломок за этот период выросло в 3,75 раза.

В документе поясняется, что именно «Иволги» Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ, входит в «Трансмашхолдинг») по итогам конкурсных процедур выбраны в качестве основного подвижного состава для МЦД. Олег Белозеров просит мэра Москвы учесть информацию о поломках «при предъявлении требований к перевозчику (МЦД. — «Известия») в части использования современного инновационного подвижного состава».

Московские центральные диаметры –– крупнейший проект столичных властей и РЖД по созданию сквозных маршрутов электричек через центр города. Дело в том, что столица опутана множеством железнодорожных путей и практически все радиальные направления связаны между собой, но по ним ходят в основном грузовые составы. МЦД позволят попасть из одного подмосковного города в другой, минуя «тупики» вокзалов и линии метрополитена. По сути, столичные власти намерены создать аналог линий наземного метро.

На первом этапе проекта движение будет открыто по двум направлениям: из Одинцово до Лобни и от Нахабино до Подольска. Их планируется запустить уже в ноябре этого года. Позже заработают еще три диаметра: Зеленоград–Раменское, Апрелевка–Железнодорожный и Пушкино–Домодедово.

Для того, чтобы реализовать этот амбициозный проект, на радиальных направлениях нужно построить дополнительные главные пути и реконструировать инженерную инфраструктуру, а также отремонтировать существующие платформы.

Затем Центральной пригородной пассажирской компании (дочка «РЖД», ЦППК, соисполнитель проекта МЦД) придется решить вопрос поставки подвижного состава –– он должен быть не только современным, комфортным и в меру недорогим, но и надежным. Причем фактор надежности в конечном итоге окажется на первом месте –– интервалы движения электричек на МЦД планируется приблизить к поездам метро. А значит, любой сбой в движении будет провоцировать транспортный коллапс.

Пока единственный поставщик скоростных поездов для первой фазы проекта МЦД, согласно состоявшимся тендерам, — Тверской вагоностроительный завод, выпускающий «Иволги». Сумма контракта составляет около 20 млрд рублей. Заявка производителя «Ласточек» («Уральские локомотивы» — совместное предприятие «Группы Синара» и Siemens) была отклонена.

В приложении к письму РЖД приводится таблица, в которой «Ласточки» сравниваются с «Иволгами» по ряду показателей. Из нее следует, что стоимость планового обслуживания первых ниже –– 60,05–82,87 рублей за поездо-километр против от 99,5–135,33 у вторых (в зависимости от ставки депо). Вместе с тем в сопоставимой семивагонной компоновке «Ласточка» чуть дороже электропоезда Тверского завода –– 679 млн против 620,3 млн рублей. Сейчас, согласно данным РЖД, в стране эксплуатируется 93 состава «Ласточка» и шесть — «Иволга».

В мэрии Москвы не ответили на запрос «Известий». Представитель Тверского вагоностроительного завода переадресовал запрос «Известий» в «Трансмашхолдинг».

В пресс-службе ТМХ объяснили количество инцидентов «фактором приработки» новых электричек: в процессе эксплуатации возникают ситуации, предусмотреть которые в процессе создания поезда невозможно и «они оказывают влияние на показатели надежности».

— Каждый возникающий инцидент тщательно анализируется и принимаются меры для предотвращения аналогичной ситуации в будущем, — отметили в пресс-службе.

В компании признали, что показатель интенсивности отказов на миллион вагоно-километров действительно в пользу «Ласточек». Однако ТМХ связывает это с тем, что «Иволги» только поступают в эксплуатацию и имеют «мизерный пробег». В результате, если возникает инцидент, он сразу же в расчете на миллион километров пробега оказывается очень значимым, отметили в ТМХ. В дальнейшем показатель интенсивности отказов будет уменьшаться, уверены в компании.

Однако эта уверенность имеет под собой основания только в том случае, если при выпуске на маршруты дополнительных электричек и увеличении суммарного пробега количество поломок не будет расти. А гарантировать этого никто не может. Наоборот, согласно статистике РЖД, логично предположить, что чем больше поездов будет эксплуатироваться, тем больше инцидентов с ними будет происходить.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Электропоезда «Иволга» — отечественная разработка ТВЗ. Позволяют перевозить до 777 пассажиров (из них 260 сидячих мест). Состав развивает скорость до 160 км/ч.


Первый беспилотный

«Иволги» сейчас эксплуатируются ЦППК для обслуживания Московского железнодорожного узла. Поезда «Ласточка» курсируют в межрегиональном сообщении почти по двум десяткам маршрутов. Наиболее интенсивно используются в трех регионах: московском, петербургском и южном (Краснодар, Ростов-на-Дону, Адлер). Первые «Ласточки» были запущены для пригородных перевозок во время Олимпиады-2014.

Помимо этого, поезда из Верхней Пышмы используются на Московском центральном кольце (МЦК) –– линии железнодорожного пассажирского транспорта, запущенной в столице в 2016 году. Ранее сообщалось, что до конца этого года планируется протестировать на МЦК беспилотные «Ласточки».

В конце июня производитель передал РЖД первый скоростной электропоезд с системой «машинного зрения». В «Уральских локомотивах» это считают важным шагом к беспилотному вождению электричек.

–– Внедрение беспилотного управления, особенно на МЦК, крайне сложное, продолжительное и трудоемкое дело. Это наукоемкая задача конструкторская и техническая в целом, –– сказал «Известиям» начальник управления проектирования подвижного состава департамента конструкторских разработок и исследований «Уральских локомотивов» Дмитрий Лимонов.

Он пояснил, что на МЦК очень сложно проработать алгоритмы управления поездом, реакцию машины на препятствия, поскольку линия «не изолирована от внешнего мира».

Экспериментальный поезд оснащен набором датчиков. Тепловизор срабатывает при плохих погодных условиях, видеокамера ориентирована на расстояния до 1,5 км, а лидары –– до 200 м.

В этом году «Уральские локомотивы» поставили в РЖД пять дополнительных поездов для МЦК, что позволит сократить интервалы движения до четырех минут. Один из них –– номер 113 –– как раз и является экспериментальным составом, оснащенным системой «машинного зрения».

Испытания этого поезда, отработка алгоритмов, займет порядка двух-трех лет, пояснил Дмитрий Лимонов. Затем потребуется определенное время для конструктивных доработок.

— Мы предлагаем РЖД подходить к этой задаче как к созданию абсолютно нового поезда, который будет способен эксплуатироваться без участия человека, — добавил он.

Каждому своя ниша

Ежедневно электрички и поезда метро в московском регионе перевозят миллионы пассажиров. Каждый месяц пассажиропоток прирастает на десятки тысяч человек. Поэтому вопрос безопасности и надежности поездов –– один из самых важных и к подвижному составу должны предъявляться особые требования, отмечают эксперты. При внедрении нового подвижного состава нужно учитывать недавнюю череду происшествий с поездами в метро и на радиальных направлениях Московской железной дороги, когда тысячи пассажиров застряли в тоннелях и «приняли сауну» в электричках без кондиционеров.

Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак отмечает, что «Ласточка» и «Иволга» — поезда сопоставимого класса.

— Вероятно, вопрос — в качестве сборки. Если начались массовые отказы, то, скорее всего, это проблемы на производстве, — полагает он.

Гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров сказал «Известиям», что «Ласточки» могут использоваться на МЦД, так же как они сейчас используются на МЦК.

— Фактически «Ласточка» — это разработанный для пригородного сообщения поезд. «Иволга» — это отечественный продукт, а «Ласточка» — локализованный, — говорит он.

Если не принимать во внимание надежность и рассмотреть поезда «Иволга» и «Ласточка» применительно к конкретным маршрутам, можно сделать вывод, что «Иволга» идеально подходит для внутригородского использования, к примеру, на МЦК, а «Ласточка» подходит не только для города, но может использоваться и в качестве пригородных электричек. При этом более надежные «Ласточки» оптимальны и на экспресс-маршрутах в аэропорты, где репутационный ущерб от возможной поломки гораздо выше.

И логично было бы при распределении государственных заказов на тендере не подгонять технические характеристики поездов под конкретного производителя. В современном мире лишь рыночная конкуренция улучшает качество конечного продукта, тогда как искусственная протекция ведет к увеличению брака. Что мы и видим при сравнении двух поездов, находящихся не в равных рыночных условиях.

К слову, сейчас пассажиров «Аэроэкспресса» в воздушные гавани доставляют двухэтажные электропоезда Stadler стоимостью по 700 млн рублей за состав. Они не очень удобны для людей с багажом. Комфортные и вместительные машины швейцарского производства можно было использовать на перегруженных пригородных направлениях МЖД –– Горьковском, Ярославском и Казанском.

Источник
10.07.2019

Алексей Петров Мария Вербер





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта