Михаил Демурин: Для России борьба за Украину – это борьба за своё будущее как самостоятельного государства (18.03.2014)
С 2012 года – публицист, печатается в «Литературной газете», газете «Слово», еженедельнике «Российские вести», на порталах «Русский обозреватель» и «Московские ведомости». Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса. Награждён благодарностью Президента России «за заслуги в реализации внешнеполитического курса РФ» (2004 год). Имеет награды Русской Православной Церкви: орден преподобного Сергия Радонежского (3-й степени) и медаль преподобного Сергия Радонежского (1-й степени).
* Интервью с Марией Мазари, корреспондентом газеты «Гражданин-Созидатель»
– Михаил Васильевич, давайте начнём, как говорится, «от печки»: как Вы оцениваете то, что произошло на Украине во второй половине февраля?
– В феврале текущего года на Украине произошёл государственный переворот. В нарушение действующей украинской конституции верховная власть в этой стране, которой наделён президент, была узурпирована депутатами Верховной рады. Часть депутатов сделали это по своей воле, часть – под угрозой физической расправы, что является отягощающим обстоятельством. Следующий осложняющий ситуацию фактор, который также говорит далеко не в пользу узурпаторов, заключается в том, что и политическая оппозиция В. Януковичу, и боевики на Майдане действовали при прямой иностранной поддержке. И ещё один важный момент, который следует иметь в виду: тех, кто сегодня творит беспредел на Украине, во многих СМИ, к сожалению, называют националистами, но это неправильно. Националист, как бы кто ни относился к этому понятию, всегда действует в интересах своего народа. Власть на Украине пытаются захватить этнорадикалы, шовинисты и неонацисты, и они представляют интересы не малороссийского народа, а Запада.
– Стало ли произошедшее на Украине для Вас неожиданностью?
– Нет, не стало. События на Украине являются наглядным подтверждением того, что ещё в 2005 году писал в своей статье «Фронт против России: “санитарный кордон” и “внешнее управление”» мой добрый коллега, историк и политический аналитик М.А. Колеров. Вот несколько цитат из неё: «…Теперь нескрываемой целью западных “злых полицейских” является расчленение России, а целью “добрых полицейских” – “внешнее управление”, ограничение ее суверенитета, установление международного контроля над её ядерной самообороной. Стоит ли удивляться, что в заново переписанных национальных историях бывших коммунистических государств и советских республик новые герои – фашисты, эсэсовцы и шовинисты, чья единственная “заслуга перед мировой демократией” – борьба против России… Теперь, когда удобная “глобализация” выше национального суверенитета, а “вашингтонский обком” и брюссельская бюрократия стали единственными толкователями норм “демократии”, у России нет шансов “примерным поведением” заслужить снисхождения. …Россия реформировалась, либерализовывалась, демократизировалась, исполняла условия, соглашалась с инспекциями и мониторингом, смирялась с капризными ревизорами, научилась терпеть двойные стандарты, встроилась, наконец, в коалицию против террора – строительство “санитарного кордона” не остановилось ни на секунду. И его движение вглубь России само уже не остановится никогда. …Инициировав разрушение старого мира, новый мировой порядок не может предложить своим сторонникам ничего, кроме странного союза брюссельской бюрократии с провинциальными националистическими этнократиями. От них требуется только лояльность и умение уместить свое “национальное возрождение” в рамки НАТО-ЕС».
Прошу прощения за столь пространное цитирование, но написанное М.А. Колеровым девять лет тому назад, на мой взгляд, того стоит. Я совсем не хочу сказать, что М.А. Колеров был тогда единственным, кто писал о линии Запада на создание «санитарного кордона» вокруг России с прицелом на разрушение её самой. Ваш покорный слуга писал об этом, например, в приложении к Прибалтике. Но мало кто говорил, что частью этого кордона уже в скором времени станет Украина, а М.А. Колеров говорил и даже пытался противодействовать этому, работая в 2005 – 2007 годах в Администрации президента, но его быстро оттуда выдавили сторонники «улучшения отношений с Западом».
Даже вопиющая бездарность российских политиков и политтехнологов, осваивавших в начале 2000-х немалые средства на украинском направлении, и наше попустительство приходу к власти В. Ющенко немногих тогда настраивали на правильный лад. Всё казалось, что Ющенко у власти – это абсурд, что он доведёт страну до ручки и украинцы будут искать «правильную альтернативу», а она связана с Россией. Многие и сейчас думают, что ухудшение ситуации вправит украинцам мозги и политическая обстановка в стране нормализуется, но это не так. Жизнь украинцев при Ющенко, как и экономическое положение Украины в целом, ухудшались, но задача, которую через него решали США и Евросоюз, заключалась не в том, чтобы улучшать жизнь на Украине, а в том, чтобы формировать структуры и готовить людей для будущих ещё более жестких антироссийских действий. Вот и сегодня Украина рассматривается Западом прежде всего как плацдарм для действий против России с целью остановить объединительные процессы в Евразии, не допустить возрождения самой нашей страны.
– Но ведь у нас есть Министерство иностранных дел, есть посольство в Киеве, есть, наконец, соответствующие службы, задача которых предупреждать о таких серьёзных внешних обстоятельствах, способных нанести ущерб интересам России!
– Да все эти структуры и нас есть, но, на мой взгляд, работают они далеко не так эффективно, как того требует обстановка, складывающаяся сегодня вокруг нашей страны. Я как в прошлом сотрудник МИД, конечно, задаюсь сегодня вопросом, писали ли что-либо в Москву обо всех шедших на Украине опасных процессах послы России в Киеве В.С. Черномырдин (2001 – 2009 годы) и М.Ю. Зурабов (2009 год – настоящее время). Но даже если они не писали сами и не давали об это писать тем профессионалам, которым их в качестве начальников навязали сверху, всё равно профессионалы могли найти возможность доведения такой информации до Москвы. И, уверен, она доводилась, просто не была востребована руководством страны. Оно сосредоточилось на экономической составляющей отношений с Украиной, отставив на второй план общественно-политическую и, не побоюсь этого слова, цивилизационную составляющие.
Кстати о М.Ю. Зурабове. Помнится, к его назначению послом в Киев в Кремле отнеслись весьма трепетно. Об этом, в частности, свидетельствовала довольно быстрая метаморфоза, произошедшая в настроениях на данный счёт некоторых представителей российского депутатского корпуса. Оценка этого кадрового решения как ошибки, способной развеять последние иллюзии относительно того, что у России есть осмысленная политика в отношении Украины, в один-два дня уступила место призыву поддержать позицию рекомендовавшего М.Ю. Зурабова президента РФ Д.А. Медведева и «судить о пригодности кандидата к работе на этом посту по результатам». Ну что же, вот они, результаты. Только будет ли кто-то по ним судить о чьей-то пригодности?
– У тех, кто не хотел активных действий нашей страны на Украине и, в частности, с опаской смотрел на развитие на Украине русского движения, была, насколько я понимаю, отговорка: не дай Бог события начнут развиваться по «югославскому сценарию».
– Да, действительно, до самого последнего времени нас пытались пугать возможностью «югославского сценария» на Украине, а под этим прикрытием навязывали и самим украинцам, и России не югославский, а прибалтийский сценарий. Запад вовсе не заинтересован в расчленении Украины, он хотел, да и сейчас хочет взять её целиком, надеясь, что куража у России бороться за свою историческую территорию недостанет.
Прибалтийский сценарий незамысловат, но эффективен. Привести к власти этнорадикалов, помочь им воплотить их русофобию в практических государственных шагах по переписыванию истории, ограничению использования русского языка, созданию института неграждан, запрету инакомыслия, закрепить страну в ореоле ЕС и США – и новое звено в удавливающем Россию поясе неонацистских государств готово. Опыт Прибалтики настроил западных политиков на то, что ни с чем этим Россия серьёзно бороться не будет.
Более того, уже достаточно давно стало известно, что литовцы, латыши и эстонцы самым серьёзным образом работают с украинскими этнорадикалами. Они натаскивали их на то, как воплощать русофобию в виде законов о языке, образовании, гражданстве, материальных претензиях за «оккупацию» или «голодомор», советовали, как более эффективно «продавать» эту политику Западу. Наши власти этого не замечали, продолжали «улучшать» отношения с прибалтами, а сегодня мы имеем конкретные планы новой власти на Украине по удушению русского образования, запрету использования русского языка, лишению русских украинского гражданства.
И всё же ставки на Украине выше, чем в Прибалтике, хотя и там они весьма и весьма велики. На Украине же мы имеем гораздо более серьёзные интересы ВПК и в целом российской промышленности, в разы большее число соотечественников, которые пострадают, видимо, серьёзнее, чем в Прибалтике, ещё большее осложнение военной ситуации в районе Чёрного моря, окончательная потеря Приднестровья. Поэтому, надеюсь, Россия продолжит борьбу за Украину.
– Именно об этом и заявил в начале марта президент России В.В. Путин. Причём получил в этом поддержку и законодательной власти и народа. Как Вы оцениваете его действия?
– Судя по тому, что заявляет и делает в последние дни наш президент, он встал на путь кардинальных решений, призванных если не всё, то многое поставить на свои места. Он ведь не просто продемонстрировал готовность поддержать народы Украины, прежде всего русских, но и послал недвусмысленный стоп-сигнал Западу. Причём форма этого сигнала, на мой взгляд, весьма удачна: мы заявили, что готовы ввести войска в случае, если стратегически важным для нас регионам Украины узурпаторы власти в Киеве начнут навязывать силовой, кровавый сценарий. Это на время осадило и киевских «майданутых» политиков, и их западных патронов. Это время нужно для того, чтобы наши соотечественники на Украине собрались с волей и с силами бороться за своё будущее. Ведущая роль за ними, и, судя по происходящему в Крыму, они способны её достойно сыграть. А мы должны стоять на позиции уважения права жителей Крыма, а также южных и восточных регионов Украины, на самоопределение и согласия с их волеизъявлением и оказывать этим регионам экономическую, гуманитарную и другую необходимую для отражения возможной агрессии неонацистов помощь.
– Наша страна уже столкнулась с массированным давлением США, ЕС, НАТО. И, видимо, это давление будет возрастать?
– Такой реакции следовало ожидать. Украина нужна США с точки зрения военно-политических интересов, Евросоюзу – интересов, главным образом, экономических, но и политических тоже. И обе эти силы хотят осложнить положение России. Когда речь идет о столь крупных ставках, всё остальное уходит на второй план. Поэтому к жесткой реакции США и ЕС на наши действия надо было готовиться заранее. Возьмём, например, угрозы ЕС осложнить для Россиян получение въездных виз в европейские страны. А зачем, спрашивается, вообще надо было ставить во главу угла наших отношений с Евросоюзом вопрос о переходе к безвизовому режиму поездок, демонстрировать свою повышенную заинтересованность в этом? Разве это так важно для подавляющего большинства россиян?
Уверен, что в конечном итоге эффект украинского кризиса для наших отношений с Западом будет положительным. Русские люди, другие народы нашей страны не могут не видеть, как нагло Европа и США попирают все нормы приличия, критерии объективности, созданные ими же самими прецеденты действий в международных делах. Нам демонстрируют, что они высшая каста, которой позволено всё, а мы каста низшая, не имеющая права на самостоятельные действия, свою позицию.
Вот генсек НАТО обрушился на Россию с агрессивными и, главное, мало аргументированными заявлениями – лишний повод задуматься, чего стоят рассуждения о «партнёрстве» с НАТО и какова истинная цена и значение Совета Россия-НАТО, который нам навязали (а мы радостно взяли) в качестве «компенсации» за приближение этого военного блока к нашим границам. Мы ведь не сумели за счёт этих отношений даже нормальный транзит наших людей и грузов в Калининград обеспечить, а в Афганистан натовцам через нашу территорию транзит открыли!
Ещё более положительным делом стало бы прекращение участия России в деятельности дискуссионного клуба «золотого миллиарда» – «восьмёрки», вызывающей возрастающую ненависть у подавляющего большинства жителей нашей планеты.
Что же касается угроз президента США Б. Обамы касательно экономической и политической изоляции нашей страны, а также разговоров о санкциях, которые ведутся в Европейском союзе, то они являются не более чем отражением неадекватного восприятия современной ситуации в мировой экономике и политике. Если же США и ЕС всё же пойдут на введение санкций, то надо будет ответить жестко и болезненно. Такая возможность у нас есть. Причём следовало бы в этом случае ударить не только, например, самим США, но и по их сателлитам вокруг России типа Латвии, Литвы, Эстонии.
Напомню в этой связи, что у России есть такие важные партнёры, как Китай, Индия, страны Латинской Америки, Турция, Египет, многие другие арабские страны. Сотрудничество с ними будет и далее развиваться. Я уже не говорю о том, что наша задача сейчас – укреплять союз с Белоруссией, Казахстаном, развивать сотрудничество с другими дружественными странами на пространстве бывшего СССР.
– Ну, хорошо, позиция западных правительств понятна. А что же общественность США и европейских стран? Неужели реальные факты о происходящем на Украине, о неонацистах, о погромах, устраиваемых боевиками не только на улицах, но и в органах власти, не влияют на её настроения? Как, например, на Западе отреагировали на информацию, что в Киеве в дни пика противостояния действовали снайперы-наёмники?
– Столкнувшись с жесткой реакцией России на действия этнорадикалов и иностранных государств на Украине, Запад, конечно, будет корректировать свою линию. Она будет формироваться под влиянием нескольких факторов, среди которых, конечно, присутствует и фактор общественного мнения. Но мы должны понимать, что противостояние на Украине не просто геополитическое, а цивилизационное. Поэтому Запад в своих действиях крайне идеологизирован. В такой ситуации сложно рассчитывать на адекватное восприятие разумных аргументов, особенно от политиков.
Что касается истории со снайперами, то мы не впервые встречаемся с подобным. Похожая ситуация имела место в Вильнюсе в 1991 году, когда у телебашни погибли и обычные жители Литвы и сотрудники силовых структур СССР. Тому, что там действовали снайперы-наемники, причём именно в пользу западного выбора Литвы, есть неопровержимые доказательства. Их представляли, в частности, депутат сейма А. Палецкис и бывший руководитель комитета по национальной безопасности сейма В.Петкявичус. Но и на самих этих политиков, и на свидетелей было оказано мощнейшее давление с целью «закрыть» эту историю. А теперь соотнесите это с информацией, на днях распространённой заместителем председателя СФ Ю.Л.Воробьевым, о том, что боевики для Майдана в последние месяцы готовились в Литве. Многое проясняется.
Напомню, что «неизвестные снайперы» действовали и в бывшей Югославии, и уже недавно – в Египте и Сирии.
Не можем мы забыть и другую историю: Москву октября 1993 года. Хорошо известны свидетельства, что в районе здания Верховного Совета РФ действовали снайперы-наёмники, причём одна из огневых точек была оборудована на крыше американского посольства. Эти снайперы стреляли и по защитникам Белого дома, и, что примечательно, по окружавшим его войскам. Детального расследования этого эпизода проведено не было. А жаль, проще было бы разбираться в недавней ситуации в Киеве.
Одним словом, общественное мнение на Западе имеет силу, и свою положительную роль в нынешней ситуации оно сыграет, но я не верю, что эта роль будет ключевой.
– Какие последствия действия России в украинском кризисе будут иметь для самой нашей страны, её общественно-политического развития?
– Последствия будут самыми серьёзными. Как в случае положительного развития событий, в случае если мы продолжим активные действия с целью возвращения Украины в свою сферу влияния, так и отрицательными, если мы от них откажемся. Сейчас в действиях В.В. Путина я вижу сильный национально-государственный стержень, способный послужить основой для стратегического курса на преодоление искусственного раскола русского народа в составе малороссов, белорусов и великороссов. Этот раскол, напомню, был навязан нам российскими и зарубежными масонами в начале XX века, формализован с приходом к власти Временного правительства и, как показали 1991 год и последующий период, так и не был преодолён за время существования СССР.
Этот путь будет тяжёлым. На примере и Украины, и Прибалтики и на многих других примерах мы видим, что за прошедшие после распада СССР годы Россия не наработала должного опыта эффективного противодействия шовинистам-русофобам и проводникам интересов Запада на пространстве нашей бывшей единой страны. Да и в мировой политике сюжетов, в которых мы в последние двадцать пять лет вспоминали, что такое Россия и для чего она на самом деле существует на нашей планете, в разы меньше, чем тех, в которых мы забывали об этом. Одним словом, мы втягиваемся в серьёзнейшее политическое противостояние, не проведя, по примеру вооружённых сил, ни «президентских проверок» нашего «политического войска», ни настоятельно необходимых ему серьёзных учений. А из кого главным образом состоит это «войско», нам всем хорошо известно.
– То есть российская элита, в основном, к активным действия в защиту национальных интересов нашей страны не готова?
– К сожалению, это так, и воздействия на эту «элиту» - я неспроста беру это слово в кавычки - со стороны одного В.В. Путина будет недостаточно. Нужно постоянное поддержание патриотического давления на российский «политический класс» со стороны народа, которому чужда политкорректность и близки понятия справедливости и ответственности. И, главное, у простых тружеников более развито правильное чувство самосохранения, то есть сохранения себя только как части живого, созидающего и решающего исторические задачи народа.
Уверен, что украинский кризис будет содействовать очищению российской элиты, формированию национально-ориентированного её костяка. Сама жизнь выдавит из российского политического класса и общества прозападных соглашателей типа членов Совета по ПЧ при президенте, требующих сегодня «полностью исключить использование вооруженных сил в ходе урегулирования внутриполитического кризиса в Украине». Заметьте, и пишут-то не по-русски: «в Украине»! И защищать, судя по этому их заявлению, готовы не права нашего народа и наших братьев на Украине, а право Запада безнаказанно вмешиваться в наши дела!
И последнее. Президент России молодец, что, вызвавшись защитить наших братьев на Украине, встал на пути внешней агрессии Запада и его приспешников против нашей страны. Божьей ему помощи в этом благом деле! Надеюсь, придет время, когда он твёрдо встанет на нашу защиту и внутри России, положит конец человеконенавистнической политике тех, кто лишает жителей российской провинции больниц, а всех нас – качественного бесплатного медицинского обслуживания, кто разрушает русское образование, кто превращает русскую культуру в китч и попсу, кто растлевает наших детей, кто транжирит наши ресурсы, кто губит рубль, кто не дает органично развиваться национальной промышленности и сельскому хозяйству. Это две стороны одной медали.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /

