Анна Смирнова: Министр не вывез мусор. Почему главная экореформа сорвана и обернулась лишь ростом тарифов (26.12.2018)

Через неделю, 1 января 2019 г., вся Россия должна перейти на новую схему обращения с отходами. С нового года сбором и захоронением отходов должны были заняться региональные операторы по разработанным территориальным схемам. Нелегальные свалки должны были заменить современные мусороперерабатывающие заводы. Но в последний момент власти решили установить переходный период еще на четыре года. В итоге главная экологическая реформа-2018, которую курировал новый глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, фактически сорвана и для населения грозит обернуться лишь ростом тарифов.
На прошлой неделе Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, в котором прописано, что на ввод высокотехнологичных объектов обращения с отходами потребуется до трех лет, тогда как обязанность операторов начать деятельность по обращению с ТКО наступает с 1 января 2019 г. Проще говоря, регионы не успели подготовиться к реформе. Опасаясь мусорного коллапса, депутаты решили отложить ее до 2023 г.

Сенаторы с ними согласились и разрешили трем городам – Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю– отложить "мусорную реформу" до 1 января 2022 г.

"Также устанавливается, что до 1 января 2023 г. разрешается размещение ТКО на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, устанавливаются условия такого размещения", – сообщили в Совфеде. Иными словами: старые полигоны, от которых призывали отказаться еще вчера, завтра еще можно будет немного поэксплуатировать. А раз можно использовать имеющиеся, зачем тратить деньги на мусороперерабатывающие заводы?

Поправки устанавливают порядок действий региональных властей на случай признания конкурса по отбору регионального оператора несостоявшимся или на случай досрочного прекращения его деятельности.

"В случае если указанный порядок не может быть реализован, орган исполнительной власти субъекта РФ в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, вправе до 1 января 2020 г. применить порядок обращения с ТКО, установленный ФЗ для субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя", – пояснили в Совфеде.

Таким образом, поблажки действуют на всех, кто не потянет "мусорную реформу". Пример, который первоначально подали власти Москвы, попросив отсрочку для городов федерального значения, стал весьма заразительным, и это повлекло дополнительные поправки. В частности, они связаны с возможностью дальше плодить и эксплуатировать фактически нелицензированные свалки.

"То, что города федерального значения получают отсрочку, и дальше продолжат заполонять мусором своих соседей – это уже само по себе, мягко говоря, безобразие", – прокомментировала член экологического совета при губернаторе Ленинградской области Анна Гаркуша.

При этом, московские муниципальные депутаты уже назвали "безнравственной" идею вывоза столичного мусора в другие регионы. Письмо подписали более 100 муниципальных депутатов, которые напомнили, что во многих российских регионах проходят протесты против мусоросжигательных заводов, полигонов ТКО и мусорных свалок. В письме отмечается, что решение о вывозе отходов делает приоритетными интересы столичных жителей в ущерб интересам людей, проживающих в других субъектах, вредит экологии и здоровью населения, углубляет региональное неравенство и усиливает социальную напряженность.

Отсрочку реформы обсудили накануне на экстренном заседании Общественной палаты РФ.

"Сейчас Совфед принял закон, который позволяет Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю работать в особом режиме. Но получилось так, что все регионы получили возможности фактически реформу отложить в той или иной степени. Наступит 2019 г., будет ли построено хоть что-нибудь? Хоть один завод по транспортировке мусора?" – заявил председатель Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.

Депутаты, голосовавшие за отсрочку реформы, сами обеспокоены ситуацией. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экологии Ольги Тимофеевой, виноваты в срыве главы регионов.

"Мы давали несколько лет на подготовку реформы. Часть территорий прошли этот путь и оказались в худшей ситуации, чем те, которые не сделали ничего. Это персональная ответственность глав регионов", – сказала Ольга Тимофеева.

Использование старых свалок "отрубает" руки бизнесу. "Нет смысла строить новое, если можно без проблем использовать старое. В законе прописаны коррупционные риски – если вдруг оператор не справился и обанкротился, губернатор без конкурса может назначить своего оператора", – отметила Тимофеева.

Президент Национально объединения Русрециклинг Елена Есина добавила, что новые положения закона противоречат федеральному законодательству.

"Пункт о назначении регионального оператора без конкурса противоречит закону. Можно и на один год выбирать по конкурсу. Пункт о том, что можно эксплуатировать выявленные объекты размещения отходов без лицензий, противоречит закону", – сказала она.

В стране 8 тыс. 323 несанкционированные свалки, некоторые из них существуют с 1940 г., а то и раньше, рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору сфере природопользования Амирхан Амирханов.

4 тыс. 348 свалок "более-менее соответствуют нормам федерального законодательства".

"191 объект попал в национальный проект "Экология" и должен быть ликвидирован. Те, которые не попали, также должны быть ликвидированы до 2024 г. за счет финансов субъектов. Перенос реформы дальше недопустим, на наш взгляд. Необходимо пройти этот тяжелый путь переходного периода, чтобы разобраться и начать эту работу. Мы надеемся, что авторитет органов власти не допустит мусорного коллапса в новогодние праздники", – сказал Амирхан Амирханов.

Отсрочка закона обеспокоила и бизнес, отметил руководитель ассоциации "Чистая страна" Руслан Губайдуллин, которая обеспечивает 50% полигонов ТКО и обслуживает 69 млн человек.

"Положение законопроекта о присвоении статуса регоператора без конкурса – это прямой путь к превышению служебных полномочий. Разрешение использования несанкционированных свалок заморозит стройки. Мы верили в реформу, а сейчас возникают опасения. Отдельные регионы уже заявили, что перейдут на новую схему позже и отменяют терсхемы", – сказал Руслан Губайдуллин и предложил провести "показательную порку" глав регионов, которые саботируют реформу.

Инвесторы, которые могли бы вложиться к строительство новых мусороперерабатывающих предприятий, будут сторониться регионов: никто не хочет оказаться меж двух огней – государства и населения, заявила исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик.

По ее словам, на самом деле, большинство регионов готовы к реформе – они проводят конкурсы (уже прошло 327 конкурсов), в 231 зоне выбрали регоператора.

У регионов есть возможность устанавливать дефференцированные и льготные тарифы, заметили участники обсуждения.

Общественники предложили наложить вето на решение Госдумы и Совфеда либо сократить переходный период до одного года.

"Владимирская область полностью готова к реформированию, но не может похвастать современными полигонами", – сообщил замгубернатора региона Александр Байер.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева предположила, что депутаты и сенаторы голосовали за принятие закона, "не подумав, что это коснется каждого".

"Как пришло в голову остановить реформу, которая далась с таким трудом? У нас нет никаких четырех лет, за четыре года мы все зарастем мусором!" – заключила она.

Представители Министерства природы проигнорировали экстренное совещание в ОП РФ, посвященное срыву ключевой для ведомства реформы, заметила Дударева. Хотя соит отметить, что регионы с начала ноября заявляли о неготовности к реформе. Например, об этом на совещании в полпредстве говорил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Дмитрий Кобылкин, назначенный в мае на должность главы Минприроды РФ с поста губернатора ЯНАО, безапелляционно отвечал, что сроки реформы установлены и никто их не изменит. Как видно, курирующий направление чиновник поторопился с выводами.

Фактически произошел срыв реформы, к которой страна шла три года. Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что в этом вопросе власть изначально взяла завышенную планку, а федеральные игроки не везде смогли пробить сопротивление региональных элит.

"Власть сразу взяла завышенную планку. Фактически "мусорная реформа" – это способ экспансии федерального капитала в региональные теневые финансовые потоки, потому что все 25 постсоветских лет региональные элиты контролировали ряд отраслей очень капиталоемких, в которых были теневые финансовые потоки. Сейчас начался новый виток централизации и в рамках этого витка происходит экспансия федеральных групп влияния в неформальную отрасль экономики, которая подконтрольна местным элитам", – поделился своим мнением с Накануне.RU Павел Салин.

Видимо, сопротивление местных элит оказалось весьма существенным, а с другой стороны, федеральные власти просто не просчитали, что такой слишком сложный и капиталоемкий проект невозможно запустить за полгода. "Это значит, результата не добиться, капиталу в теневые потоки не войти, а реально там просто все встанет и спровоцирует социальную напряженность", – говорит политолог.

Тем более, что пример мусорного коллапса есть прямо перед глазами. В этом году в Челябинске решились на закрытие свалки в черте города, наспех утвердили новую терсхему с вывозом отходов в Полетаево, а в итоге мусором оказались заполнены дворы челябинцев.

По мнению Павла Салина, Кобылкин был администратором и техническим исполнителем реформы, а не бенефициаром, хотя в том числе для проведения реформы его взяли в Москву. И, пожалуй, произошедшее – один из важнейших итогов работы кабмина нового призыва и его отдельных министров в 2018 г.

Что же касается населения, то во многих регионах уже заложены тарифы по новым правилам. Если раньше на вывоз мусора взимали примерно по 90 руб. с одного жилого помещения, то теперь предлагается брать по 130 руб. с каждого человека.

"Главный вопрос для людей – тарифы. Завтра мы заплатим больше, но не увидим сортировочных комплексов и новых полигонов", – отмечала на слушаниях в Общественной палате депутат Госдумы Ольга Тимофеева.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
26.12.2018

Анна Смирнова
Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114739/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта